Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Они любят себя в Украине, а не Украину в себе»

«Известная одесская блогерша — о том, почему регионы не готовы к откровенному разговору»
06 февраля, 16:40
ИРИНА МЕДУШЕВСКАЯ

Майдан в который раз доказал: далеко не все центральные телеканалы способны сбалансировано и объективно информировать население, более того — выполнять общественную функцию, возложенную на них, в частности вызывать у аудитории критическое мышление. Когда с этими задачами не справляются топ-каналы, нишу смело занимает региональное ТВ. Далеко не все и, конечно, не везде. Но все же позитивная тенденция прослеживается. В последнее время с большей приятностью наблюдаем за местными вещателями, которые поднимают важные проблемы, в частности политические, культурологические, исторические проекты львовского канала ZIK, сумского — SumyNews, донецкого — «Донбасс». Эти медиа-продукты расширяют диапазон восприятия.

«У каждого канала своя «тусовка» экспертов. Мало интересных лиц, свежих мнений. Поэтому особенно важно, что в регионах берутся за общенациональные проблемы и строят высокого уровня диалоги, — отметила на этот счет на своей странице в «Фейсбуке» главный редактор «Дня» Лариса ИВШИНА.

Норму вещания также демонстрирует одесский «Третий цифровой». «День» в статье «Штраус вместо Киркорова» уже писал об этом канале, в частности — об инициативе его руководства в новогоднюю ночь подать в эфир классическую музыку («День» №2 от 9 января с.г.). Зритель нововведение оценил. По словам продюсера канала Александра Филиппова, такой нестандартный ход прибавил им в праздничную ночь по меньшей мере 5% рейтинга! И сегодня канал внедряет нестандартные ходы, в частности дает слово тем, кто формирует общественное мнение в сети, — блогерам.

Так, в программе «Железный аргумент» с Сергеем ДУБЕНКО все чаще появляются интересные блогеры со своими смелыми оценками того, что происходит в стране. Недавно в эфир вышло интервью с Ириной МЕДУШЕВСКОЙ. Она рассказала одесситам, зачем вышла на Майдан, какой видит европейскую Украину и почему юг и восток в СМИ продолжают пугать агрессивными бандеровцами. Разговор получился интересный и аргументированный, но... мессидж блогера не всем одесситам оказался понятен: посыпались грубые комментарии под видео.

— После этого телевизионного интервью мне пишут десятки отзывов, к тому же — очень смешных или достаточно грубых, — говорит блогер Ирина. — Украинцы, в частности одесситы, не готовы слышать альтернативную точку зрения, называют мои мнения бредом. Никто не хочет аргументировано дискутировать, даже журналисты. В этом проблема.

В интервью вы сказали, что сегодня все стороны конфликта упорно ищут, кто виноват, а не ответ на вопрос — что делать дальше, как выйти из кризиса...

— Я не политик и не политолог. Но вижу, что сегодня в СМИ, которые в целом говорят об очень важных вопросах (возвращении к Конституции 2004 года, парламентской республике, перевыборах и тому подобном), замалчивают корень зла — необходимость полного изменения системы. Думаю, что начать выход из кризиса можно с нового избирательного законодательства и собственно честных выборов.

Кроме того, на ТВ не говорят аргументировано о преимуществах европейского выбора. Европейская Украина, за которую я выходила на Майдан, для меня, прежде всего, понимается в двух ключевых пунктах — это неотъемлемое право на частную собственность и нормальная судебная система. Людям нужно объяснять, что в Европе, какая бы власть не пришла, их частную собственность никто и никогда не заберет. А у нас? Также европейцы знают: если их права нарушили, они идут в суд. А украинцы — на Майдан. Часть наших медиа несет ответственность за то, что не работали с регионами, в частности юга и востока, не объясняли им на доступном языке элементарные вещи.

Реальных денег в стране нет, потому журналисты, в частности на местах, вынуждены зарабатывать как могут. В том числе путем откровенной манипуляции. Это страшно. Но я не бросаю камни в их огород. Местные СМИ пишут о многочисленных автобусах с бандеровцами, которые всех одесситов будут прессовать. Зачем пугать? Журналистика отрабатывает деньги. Сегодня четко видно, какой канал отрабатывает чьи деньги. Думаю, в таких условиях главная задача журналистов — давать по возможности оперативную информацию.

Впрочем, даже это не всегда удается. Например, я смотрю «Громадське ТБ», но понимаю, что журналист должен из собеседника, который пришел в эфир «булкой», вынуть «изюминки». А не выпячивать себя, не перебивать сто раз, не показывать свою «гражданскую позицию» с намеком, что только она — правильная. Мы видим Мустафу Найема, Романа Скрыпина, понимаем, что это неплохие ребята, но зачем стебаться и вести себя, как дети? Иногда они вообще забывают, зачем сидят в кадре.

Насколько журналисты, в частности региональные, понимают сложность процессов, происходящих в стране?

— Все они понимают. Но вынуждены работать по существующим правилам игры. И в этом проблема. Как только журналист идет работать на канал, он подстраивается под так называемую редакционную политику. Возьмем, к примеру, два центральных телеканала — «Интер» и «1+1». Посмотрите их новости — это два разных мира. Они, кажется, живут в параллельных реальностях. Только уговорила маму в связи с состоянием здоровья не смотреть одесские каналы, потому что на самом деле ни бандеровцы, ни румыны сюда не идут, — она пересмотрела «Подробности недели». В последнее время это же не новости, а сплошная пропаганда. Неужели телеменеджеры не понимают, что «Программа «Время» образца 1979 года уже не пройдет в Украине? Почему Алла Мазур в кадре может проявить свою позицию, а журналисты «Интера» — нет? Это вопрос к ним.

Также не сбалансированной в одесских медиа подается информация о Евромайдане. Местные СМИ принадлежат преимущественно представителям партии власти. Следовательно, в эфирах происходит постоянное нагнетание ситуации по образцу «Вставай, страна огромная». Например, подается информация о том, что американские эсминцы вошли в Черное море. Вывод — одесситы должны повторить подвиг дедов и отбить атаку. Это что такое?

В отличие от части журналистов, активную позицию проявляют одесские блогеры. Но их немногие слышат, ведь в целом малый процент украинцев сидит в Интернете. Нельзя выйти к ребятам с битами, которые охраняют ОГА, и нормально поговорить. Ведь они свято верят, что придут бандеровцы... Верят, потому что не сидят в «Фейсбуке».

Разумеется, первопричина кризиса — не разъединение нашего общества, а непутевые политики. Они любят себя в Украине, а не Украину в себе. Поэтому надежда только на новое поколение украинцев, которое выросло в информационную эпоху. Надежда на Twitter, Facebook и, конечно, живое общение в разумной среде.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать