Перейти к основному содержанию

Оператор «горячих точек»

Кроме телевидения, Анатолию Кузьменко приходилось работать и в большом кино
24 февраля, 20:42

В украинском информационном пространстве, где преимущественно культивируется безликость, каждая личность заслуживает внимания. Особенно если эта личность всю жизнь работала за кадром.

Недавно в редакцию «Дня» обратилась Рита Квач, научный работник Почаевского историко-художественного музея. Пани Рита занимается исследовательской работой по истории своего края — Почаева, в частности, пишет об известных земляках. Один из них — Анатолий Кузьменко, известный телеоператор и фотограф, которого, к сожалению, год назад не стало. «День» публикует фрагменты текста Риты Квач.

Если попытаться несколькими ключевыми фразами передать сущность бывшего жителя Почаева, в дальнейшем — киевлянина, кино- и телеоператора Анатолия КУЗЬМЕНКО, то эта характеристика обязательно будет начинаться с эпитетов: уникального таланта художник, настоящий фанат своего дела, человек, наделенный мощным внутренним магнетизмом, преисполненный кипучей энергией и (обязательно!) личность с сильным, настойчивым характером...

Еще с детства Анатолий (родился в 1953 году) стремился к самостоятельности и независимости. Подрастая, парнишка перенял от отца (Феодосия Михайловича — инвалида I группы, который еще в молодости потерял ногу) любовь к книгам, которые сын приносил по его просьбе из городской библиотеки. Позже Анатолий объездил почти все библиотеки окрестных сел в поисках необходимой ему литературы (увлечение книгами тоже серьезно повлияло на формирование его личности).

В старших классах Анатолий начал мечтать о фотоаппарате и, несмотря на то, что семья была многодетной и жила более чем скромно, родители во время своей поездки в тогдашний Ленинград приобрели ему эту дорогую по тем временам и малодоступную технику, с которой, как вспоминают друзья-одноклассники, он никогда не расставался.

Поэтому выбор профессии, сделанный им по окончании Почаевской средней школы, никого из его товарищей не удивил: Анатолий поступил в Киевский технологический техникум, чтобы стать фотографом. На два года учеба была прервана службой в рядах Советской армии. Служил Анатолий в Германии, в танковых войсках. Там его также привлекли к фотоделу.

Автору этих строк посчастливилось ознакомиться с творческими работами Анатолия Кузьменко названного периода. Это фотографии не только интересных творческих замыслов, но и достаточно сложных комбинированных съемок (сделанные без помощи компьютерных технологий, которых на то время еще даже не существовало). У Анатолия появилась, казалось бы, несбыточная мечта — попасть на учебу в Киевский государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого на операторское отделение.

Именно тогда особенно пригодились его твердая воля и решительный, настойчивый характер. А осуществить Анатолию пришлось фантастическую вещь! На экзамене, при поступлении в упомянутое учебное заведение он предоставил комиссии уникальные фотографии, отснятые в непроходимых болотах Карелии, куда еще не ступала нога человека... Это рискованное путешествие Анатолий спланировал и провел на лодке вдвоем с другом. Эти снимки и определили дальнейшую судьбу как творческую, так и жизненную А. Кузьменко.

В институте Анатолий учился в одной группе с известными ныне в Украине киномастерами — Костей Степанковым (актером, кинорежиссером), Сергеем Мищенко (оператором киностудии им. А. Довженко), Игорем Гайдаем (выдающимся фотографом, кинорежиссером).

После учебы он сразу же попал на работу в киностудию им. А. Довженко, где сначала работал ассистентом кинооператора, следовательно, вторым оператором и оператором-постановщиком. Из воспоминаний друга Анатолия — Сергея Пичугина, который в тот период также работал на этой киностудии осветителем (в настоящее время — главный редактор журнала «Риболов України»): «Я познакомился с Толиком осенью 1986 г., на съемках кинофильма «Соломенные звоны» Юрия Ильенко. Толе тогда было немногим больше тридцати, но все подчеркнуто называли его по имени и отчеству. И на это была причина, потому что заслужил Толик это (не по годам) уважение коллег своим, в буквальном смысле, фанатичным отношением к работе, ответственностью и профессионализмом. Формально Анатолий был ассистентом оператора, но в действительности совмещал свои прямые обязанности с работой второго оператора, помогал осветителям, механикам съемочной техники. Он жил в мире кино. Оно было его семьей и домом...

Потом была киноэкспедиция на Сахалин, где в самых сложных условиях зимы снимали картину «Пегий пес, бегущий по краю моря» (1987—1988 гг.) Карена Геворкяна по одноименному произведению Чингиза Айтматова.

Впоследствии была работа в картине «Лебединое озеро. Зона» режиссера Ильенко (который очень ценил профессионализм Толи) и международный успех фильма на Каннском фестивале в 1990 году (Премия ФИПРЕССИ).

В 1990 г. мы вместе работали на съемках фильма «47-й», на молодой тогда львовской киностудии «Гал-фильм». Картина была посвящена героической борьбе УПА за Волю Украины в послевоенные годы. И снова Анатолий Феодосиевич поразил меня своими глубокими знаниями истории страны, заставил другими глазами посмотреть на украинское национально-освободительное движение...

В последний раз нам пришлось работать вместе в замечательном кинофильме Александра Денисенко «Наваждение», где Толя был оператором-постановщиком. К сожалению, нестабильные времена начала 1990-х похоронили украинский кинематограф вместе с «Наваждением», которое так и не вышло на экран...»

Кроме упоминавшихся выше фильмов, Анатолий Феодосиевич также принимал участие в съемках известных кинолент: «Фучжоу» режиссера М. Ильенко (вторым оператором), «Певица Жозефина и мышиный народ» режиссера С. Маслобойщикова (оператором-постановщиком) и других. Период работы на киностудии им. А. Довженко, то есть съемки кинофильмов, — а это отрезок времени протяженностью более десяти лет, — был наиболее яркой страницей его творческой жизни.

В конце 1990-х Анатолий Кузьменко начал работать на телевидении. Там он отснял десятки телепередач, самые популярные из которых: «Ни пуха ни пера» (об охоте и рыбалке), политическую программу «Подвійний доказ» (оператор-постановщик) с ведущими Вахтангом Кипиани и Анатолием Борсюком («Он был БЕСТ оператор! Поразительной истории о Бесланской трагедии для «Подвійного доказу» без Толи никогда бы не было! Как и истории Кенгирского восстания 1954 года и многих других удивительных малоизвестных историй, тем и проектов», — так написала о нем в ТК Ольга Годованец, шеф-редактор программы); «Последний герой» и другие. Однако больше всего Анатолий Феодосиевич был задействован на телекомпании «1+1», на канале ТСН (сюда попал почти сразу после создания студии), оператором от которой он побывал во многих уголках мира — во всех его «горячих» точках.

В архиве канала ТСН (телестудия «1+1») находим самые громкие видеоматериалы, которые отснял в свое время Кузьменко: трагические события в Беслане (Северная Осетия), на основе которых вместе с тележурналистом Егором Чичириндой создали документальный фильм «Семь дней сентября»; освобождение «Норд-Оста» в Москве, политические события в Грузии, военные действия в Ираке, похороны Папы Римского Иоанна Павла II и академика Н. Амосова, съемки высоких государственных политических деятелей Украины.

Тележурналисты, чаще других ездившие с ним в командировки: Леся Сакада, которая была другом Анатолия, Егор Чичиринда (вместе побывали во многих «горячих» точках) — любили работать с Кузьменко, поскольку, прежде всего, ценили в нем высокий профессионализм.

Леся Сакада вспоминает: «Анатолий «болел» работой, он «растворялся» в ней... Снимая, забывал обо всем на свете...» «Анатолий Феодосиевич заряжал своей энергией нас, журналистов», — рассказывает Егор Чичиринда.

Более десяти лет отдал Анатолий Кузьменко работе в студии, где о нем отзываются с большим уважением. Последние четыре года А. Кузьменко работал на «5 канале», где создавал политически информационные передачи («Закрита зона» и т. д.), продолжал снимать новости.

Всю свою жизнь не расставался А. Кузьменко и с фотоаппаратом. При любой возможности фотографировал: что угодно, лишь бы эта вещь привлекла его внимание. Так, вернувшись из Кении, где Анатолий Феодосиевич участвовал в одном из проектов, он создал фотовыставку из собранных там материалов, которую демонстрировали в Киево-Печерской лавре.

Большим ударом для семьи, друзей, близких и коллег по работе стал уход А. Кузьменко — 16 февраля 2010 года от тяжелой продолжительной болезни (очевидно, результат эмоциональных стрессов и неустроенного быта во время постоянных командировок) он умер на 56-м году жизни...

Анатолий Кузьменко прожил интересную, насыщенную событиями и информацией жизнь, впечатлений от которой хватило бы на добрую сотню людей. После себя оставил свыше 50 тысяч фотографий, десятки отснятых кинофильмов и телепередач, сотни информационных новостных сюжетов и... огромную пустоту в сердцах любивших его людей, чьим другом и наставником он был.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать