Перейти к основному содержанию

Ответ респондента

Какого цвета ленту нужно прицепить к рубашке, чтобы выразить протест против пренебрежительного отношения к Украине?
23 августа, 12:05

К общению в социальных сетях я всегда относился спокойно. Дело, безусловно, полезное, но ровно настолько, насколько возвращает затраченные усилия. Первые уроки такого общения сделали очевидной неожиданную истину о том, что старые знакомые, контакты с которыми уже утеряны, не всегда хотят, чтобы их находили, а также о том, что чувство юмора у разных людей очень разное. Чтобы не тратить зря время на малосодержательную болтовню и бесконечные шутки, я решил использовать социальные сети для проведения небольшого опроса. Как выпускник философского факультета Российского государственного гуманитарного университета я очень интересуюсь проблемой трудоустройства дипломированных философов. Собственно, университеты должны бы ориентировать студентов философского направления относительно того, как они могли бы устроить свою послеуниверситетскую жизнь, но в подавляющем большинстве случаев этого, к сожалению, не происходит (я имею в виду в первую очередь университеты бывших советских республик), потому студенты сами вынуждены каждый раз «изобретать велосипед» и подыскивать себе какую-то более-менее адекватную работу. И вот, чтобы проследить судьбу своих коллег по философскому факультету РГГУ, я провел соответствующий опрос, использовав для этого сеть «Вконтакте». В опросе я интересовался у респондентов двумя вещами: 1) как они оценивают качество полученного философского образования; 2) какую они нашли работу по окончании университета и почему. Но этот материал посвящен вовсе не анализу полученных данных, а всего лишь одному ответу.

Он поступил от человека, чье имя я по этическим соображениям называть не буду. Для удобства буду называть этого бывшего студента философского факультета РГГУ Александром. Фамилия у Александра типично украинская, с окончанием на «-енко». Во время обучения в РГГУ мне нередко приходилось встречать студентов и преподавателей украинского происхождения, хотя каждый раз их личное отношение к собственному украинству было весьма разным — от милого «Да-да, люблю Гоголя, Шевченко, понимаю их на генном уровне...» до «Я — русский, и на том точка». С Александром я такие темы не обсуждал, так как был не слишком близко с ним знаком. Мы всего лишь слушали вместе курс всемирной литературы, который нам читал достаточно известный российский литературовед и переводчик Грейнем Ратгауз, ныне уже, к сожалению, покойный. Это в его русских переводах читателям известна большая часть поэзии Гессе, Рильке, Гельдерлина.

Лекции доцента Ратгауза в жизни студентов-философов занимали место неоднозначное. С одной стороны, чувствовалась редчайшая эрудиция преподавателя, но с другой — не менее ощутимой была и нехватка интереса студентов к тому, что этот преподаватель говорил. Донести свою эрудицию до слушателей Ратгауз не умел, хотя опыт общения с человеком, у которого незаурядный опыт литературного труда, свою пользу приносил. Разумеется, только тем, кто эту пользу искал. Для меня курс всемирной литературы закончился письменной работой о проблеме отчуждения в творчестве Альбера Камю и полученным за нее зачетом.

Так вот, Саша не стал бы предметом особого интереса, если бы не его ответ на мой опрос через сеть «Вконтакте». На два вопроса относительно качества философского образования и найденной работы Александр ответил очень резким письмом, в котором едва ли не самым легким обвинением звучала фраза «Вы, хохлы!..». Гневу респондента не было границ. Элементов какой-либо конкретной идеологии в написанном я не заметил, кроме банального шовинизма, традиционно культивируемого в стране с роскошной литературной классикой и безоговорочной склонностью к авторитарным формам отношений между властью и людьми. Я что-то даже ответил, но это уже не так и важно.

Я не знаю, как с подобными взглядами сочетаются украинская фамилия и украинская внешность. Я не знаю, почему выпускники философского факультета оперируют такими категориями. Не знаю я и того, зачем людям с таким мировоззрением нужно философское образование. А еще не знаю, какого цвета ленту нужно прицепить к рубашке, чтобы выразить протест против такого отношения к Украине и украинцам (белая лента, кажется, все же не об этом). Узнаю — прицеплю.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать