Пан Дроздов хватил через край...
Или Пять примеров, опровергающих его утверждениеНа страницах газеты «День» (№ 97-98 от 7-8 июня 2013 г.) напечатаны некоторые размышления об украинских массмедиа автора и ведущего политической программы «Прямым текстом» (телеканал ZIK) Остапа Дроздова. Представленный как один из участников Дней «Дня» во Львове, программой которых предусматривалось обсуждение дискуссионной темы («Дефолт или новый этап украинской журналистики?), пан Дроздов, к сожалению, хватил через край. Уважая право львовского коллеги на свободное высказывание своего мнения, должен прямо заявить, что я не разделяю его взглядов относительно творческой несостоятельности отечественных журналистов.
Чтобы убедиться, стоят ли его оценки критического рассмотрения, предлагаем небольшую по объему выдержку из напечатанных ответов в газете: «...Ни один украинский медиапроект даже наполовину не может приблизиться по профессиональному уровню к «вражеским» медиапроектам. Ничто украинское не является сегодня ни эталоном, ни стандартом, ни образцом качества. Напротив: украинские проекты нарочито обращают внимание на свою бедность и скромность. Такое впечатление, что украинство стесняется мыслить большими масштабами. Боится бабахнуть такой украинский проект, чтобы у всех челюсти отвисли!.. Вместе с тем от имени украинского выступает либо откровенная безвкусица, либо что-то потешное и смешное, либо полусознательное, либо такое целомудренное, что просто тошнит...»
Грустно об этом говорить, но смакование автором этой темы происходит достаточно унизительным для украинства образом. Ведь как раз такое отношение к отечественной журналистике он демонстрирует! Нетрудно представить себе, с каким ощущением восприняли его «оценки» патриотически настроенные журналисты и читатели газеты «День». Когда перечитывал их, невольно вспомнился афоризм Александра Довженко: «Двое смотрят вниз. Один видит лужу, второй — звезды. Кому что».
Зачем же уважаемый участник дискуссии поставил себя в смешное положение? Ведь деятельность средств массовой коммуникации прозрачна по своей сути. Как профессионал обязан был понимать, что прежде всего должен быть объективным. В дискуссии речь должна идти не о личных вкусах, а о фактах. Но никаких конкретных фактов он не приводит.
С моей точки зрения, обнародованные «впечатления» О. Дроздова, наверное, предопределяются недостаточным знанием массмедийной реальности в Украине. Я думаю, его оценочные суждения указывают на пределы полученных им знаний. Для опровержения неадекватных оценок Дроздова относительно отсутствия в Украине национальных медиапроектов, достойных серьезного внимания, приведем всего пять примеров, но достаточно красноречивых.
Скажите, ну кто не слышал о том, что «5 канал» к 20-летию Независимости Украины провел 52-часовой телемарафон в прямом эфире, установив мировой рекорд, за что вошел в Книгу рекордов Гиннеса? Это была идея генпродюсера канала Юрия Стеця: «Если у нас юбилей Независимости — давайте сделаем проект и посвятим нашу работу всей-всей Украине и нашим во всем мире!» Так и поступили, сделав своим марафоном подарок Родине и всем украинцам за рубежом. Медиапроект был весьма удачным и значимым. Средний рейтинг и доля телемарафона, сообщал еженедельник «Комментарии», были втрое выше, чем средние рейтинговые показатели канала за месяц. Наивысшая доля марафона — 10 %. То есть в самые интересные моменты каждый десятый телевизор в Украине был настроен на «5 канал». Телемарафон можно было увидеть больше чем в 50 странах мира. Отзывы зарубежных зрителей — их ведущие зачитывали в прямом эфире — были искренними, одобрительными и благодарными. Следовательно, получается, именно наш «5 канал» — тот образец, к которому должны, используя лексику Остапа Дроздова, приблизиться по профессиональному уровню «вражеские» медиапроекты.
Я просто не могу поверить в то, что автор и ведущий известной телепрограммы «Прямым текстом» не читал ничего об украинском журналисте Николае Хриенко. За свыше 40 лет журналистской деятельности этот уникальный профессионал своего дела задумал и реализовал целый ряд интересных медиапроектов, которые прославили его на весь мир. В частности, чтобы увидеть жизнь украинской диаспоры в России и рассказать о ней другим, Н. Хриенко осуществил проект «Украинцы за Уралом» — беспрецедентный по масштабам проведенной работы, продолжительности маршрута и тематике исследования в истории отечественной журналистики. Это был проект длительностью в три этапа, шесть лет и 118 тысяч километров. Как раз столько понадобилось нашему журналисту, чтобы пройти-проехать-пролететь по следам украинцев, по воле доли или недоли оказавшихся в далеком Зауралье. А еще — 341 фотопленка и 12 276 фотокадров, из которых для будущих фотовыставки, фотоальбома и книги отобраны 300 лучших. Интересно, что идея этого масштабного проекта возникла у Николая Хриенко тогда, когда он изучал жизнь своих соотечественников в Украине. С 1997 по 2002 гг. в рамках авторского проекта «Украинцы в Украине» журналист пешком поэтапно прошел от крайних точек с северо-запада на юго-восток и с севера на юг Украины 3 247 км. Кстати, уже после странствий по зауральской России наш журналист-путешественник осуществил экспедицию по Канаде «Исторический поезд украинских пионеров» и некоторые другие медиапроекты. Если кто-то назовет мне его иностранных конкурентов, буду благодарен.
Конечно, нельзя обойти вниманием один из лучших, с моей точки зрения, за последние годы медиапроект — музыкальный телевизионный марафон «Песня объединяет нас», который транслировался с 12.00 31 марта до 19.30 2 апреля 2012 года в прямом эфире Первого Национального и телеканала «Эра». Благодаря его организации представители Книги рекордов Гиннеса зафиксировали новый мировой рекорд по продолжительности исполнения национальных песен. Это самый престижный презентационный проект в области отечественной культуры: 110 часов 4 минуты 30 секунд без перерыва на рекламу в прямом эфире транслировались только украинские песни, которые увидели и услышали в 155-ти странах мира. За все это время на сцене побывали 375 коллективов, 1807 солистов. В целом в подготовке и практической реализации этого мегапроекта принимали участие 2 012 человек, среди которых не только певцы и музыканты, но и техническая поддержка проекта — режиссеры, операторы, техники, осветители, звукорежиссеры, гримеры, стилисты, костюмеры. Думаю, не лишним будет подчеркнуть: украинцы превзошли на 7 часов предыдущее достижение итальянцев, которые в 2010 году свои песни пели 103 часа и 9 минут.
Или возьмем медиапроект киевской ТРК «Золотые ворота», который специалисты считают ценной театральной коллекцией. Как уже сообщалось в прессе, в телесокровищнице режиссера и ведущей этой телерадиокомпании Наталии Грабченко и ее творческой команды — свыше 130 лучших театральных постановок преимущественно столичных коллективов, которые отсняты за 15 лет. Их усилиями навсегда сохранены для потомков уникальные актерские работы многих выдающихся звезд театра, которые были украшением и гордостью украинской сцены. Театральная коллекция имеет огромное значение для истории искусства, поскольку многих спектаклей уже нет в репертуаре театров. Благодаря телеверсиям ТРК «Золотые ворота» зрители телеканала «Культура» могут наслаждаться лучшими образцами украинского театрального искусства во всех его жанрах. Эта коллекция, как, собственно, и весь этот проект, думаю, имеет в мировой практике театрального искусства мало аналогов. Упомянутый украинский медиапроект, по словам пани Грабченко, «получил признание за рубежом, транслируясь на телеканалах и получая награды на телевизионных фестивалях в России, Германии, Чехии, Польше, США и Канаде».
К числу влиятельных национальных медиапроектов, которые стали не только всеукраинским достоянием, мы по праву относим разностороннюю деятельность газеты «День». Речь идет как о непосредственном многолетнем выпуске газеты, так и об основанных редакционных проектах: выпуск Библиотеки газеты «День» как реальное доказательство внедрения стандартов качественной прессы; проведение ежегодного Международного фотоконкурса, который завершается выставкой лучших фоторабот; запуск уникального веб-проекта — «Україна Incognita»; деятельность Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи; учеба в Летней школе журналистики; выпуск цветного тематического ежемесячника «Маршрут № 1» как составной части газеты; вручение премии «За гражданскую позицию» имени Джеймса Мейса; организация благотворительной акции «Подари книжку!»; проведение дней газеты в регионах Украины; появление «клубного платка «Дня» и т. п. Скажите, какие нужны еще доказательства, чтобы осознать: невозможно сегодня представить медийное, культурное поле Украины без газеты «День», которая выходит на украинском, русском и английском языках. Интересно, понимают ли это коллеги во Львове?! О приоритетах, стандарте и образце качества, к которым в своей работе стремится редакция известной всеукраинской газеты, в образной форме выразительно говорится на обложке книжки «Экстракт +200»: «Вы держите в руках «экстракт» «Дня». Стопроцентно натуральный продукт. Экологически чистый. «Выращенный» на дружественных к украинской среде помыслах и действиях. Чтобы помнить. Повторять. Развивать», — утверждает главный редактор газеты Лариса Ившина. Чем не пример для других изданий?
Следовательно, нам есть с кого брать пример в украинской журналистике, есть чем гордиться. Несомненно, работникам массмедиа тоже есть у кого учиться. Свидетельство тому — изданная газетой «День» серия «Бронебойная публицистика». Уверен, что журналисты хорошо понимают: осознание собственного несовершенства приближает нас к совершенству. Да и сам факт проведенной во Львове дискуссии на тему «Дефолт или новый этап украинской журналистики?» свидетельствует об огромной потребности общества в обсуждении таких вопросов. Для всех сегодня стало очевидным, что украинскую журналистику надо менять. А это требует времени, средств и серьезной работы.
Выпуск газеты №:
№107, (2013)Section
Медиа