«Почему нам не интересна собственная история?»
Невеселые мысли о кино, нашей культуре и национальной политикеУ меня не раз возникало досадное ощущение того, что наше поколение обделено элементарным знанием украинской культуры. Сколько прекрасных имен выдающихся деятелей мы просто не знаем, сколько произведений не читали, картин не видели… Не говоря уже о том, как много памяток культуры просто уничтожено.
А разве мы действительно знакомы с именами наших выдающихся ученых? Да, можем перечислить нескольких. И не подозреваем, что славных имен в десятки раз больше, потому что многих из них считают своими наши соседи, кое-кто сам отрекся от не очень чуткой родины, память о многих вытравили из истории...
Об все этом еще раз вспомнилось, когда недавно удалось посмотреть три серии прекрасного документального фильма «Красный ренессанс» (его в свое время транслировал телеканал «1+1». — Ред. ). Скажу сразу, что я — не киновед, я специалист в несколько другой отрасли — в материаловедении. И вроде бы писать о произведениях кинематографического искусства мне не приходилось. Поэтому я взялся за перо не сразу. Тем более, что был убежден — украинская пресса буквально взорвется рецензиями на этот фильм. Ведь тема наболевшая — в картине рассказывается о самых ярких моментах культурной жизни в Украине — от начала двадцатых годов прошлого века, когда большевики взяли курс на так называемую «украинизацию», до страшного для украинцев 1933 года, когда официально было покончено с ней и заработали расстрельные команды.
Но, как это не удивительно, хотя все мои знакомые, которым посчастливилось увидеть эту фундаментальную картину, в один голос говорили о мощной эмоциональной силе произведения и глубине проникновения в материал (а это, к сожалению, не часто встречается в нашем кино), пресса довольно вяло встретила появление этого творения кинематографического искусства. Почему?..
Этот вопрос возникает особенно остро, когда я читаю бесконечные рецензии на «Девятую роту» и другие, скажем прямо, не достаточно удачные российские копии американских фильмов. Уже давно не могу понять: почему нам так неинтересна собственная история, судьба украинского искусства, в котором светятся звезды мировой величины: Лесь Курбас, Мыкола Хвылевой, Александр Довженко, Павло Тычина, братья Бойчуки, Анатоль Петрицкий, Максим Рыльский?..
Именно о них и их друзьях и коллегах идет речь в захватывающей картине украинских мастеров. Я был тронут до глубины души неизвестными мне моментами из жизни и преследований Остапа Вышни, его благородным остроумием в страшные минуты своей жизни, верностью его жены...
Прекрасно выписана в картине линия борьбы украинских коммунистов (как они отличаются от сегодняшних!) за настоящую украинскую культуру. Не без гордости отметил про себя, что еще в те далекие двадцатые годы в украинском государстве уважали и болели за культуру меньшинств. Следовательно, эта сегодняшняя яркая линия нашей страны имеет глубокие корни в украинской культуре.
Приятно следить за переменами в поведении верного ленинца Николая Скрипника, который сначала не хотел ехать в Украину по заданию Владимира Ильича, а потом покончил жизнь самоубийством, когда увидел, что взлелеянная ним и его единомышленниками политика «украинизации» приходит к концу. По-видимому, впервые зритель получает возможность познакомиться с деятельностью еще одного выдающегося украинского организатора — Александра Шумского.
В фильме мы встречаемся и с выдающимися отечественными учеными. Основательно выписана эпопея приглашения большевиками Михаила Грушевского с обещанием сделать его президентом Академии наук Украины, а потом подлая измена и невыполнение обещания, когда удается завлечь великого исследователя в большевистские сети. И эта судьба заканчивается трагической смертью...
А сколько ярких судеб не поместилось в этот фильм! Только о гениальных украинских математиках Николае Кравчуке, его ученике Александре Смогаржевском, химике Павле Эпике и многих других можно сделать еще одну серию... «Красный ренессанс» — очень трагический фильм. Возможно, мы в Украине уже устали от крови, смерти и страданий на экране. Допускаю, что психика народа нуждается в чем- то более веселом. Но разве картина не возвращает нам ощущение достоинства, веры в наши безграничные силы? Ведь если даже в те страшные времена украинский народ за то короткое время относительной оттепели (длившееся где-то всего 5 — 10 лет) смог достичь таких исполинских высот в театре, живописи, кино, поэзии, науке и выдвинуть гигантов, которые создали настоящие мировые шедевры, то разве это не знак нам сегодня, что и у нас все получится, что нужно собрать силы и, невзирая на все сегодняшние нелады, стать достойными наших дедов?
Убежден, еще придет время оценить настоящие качества кинофильма «Красный ренессанс». Приятно, что в нем принимала участие сильная команда. Среди них и выдающиеся украинские ученые: действительный член Национальной академии наук Украины Мирослав Попович, профессор Дмитрий Горбачов, а также много других известных людей. Конечно, нельзя не отметить известных создателей фильма — автора сценария Александра Рожена и режиссеров Виктора Шкурина и Александра Фролова.
Огорчительно и то, что этот фильм показали несколько раз по телевидению, и якобы забыли. Что — и это все? А где можно купить видеокассету этой картины? Именно об этом меня спрашивали знакомые, друзья и ученые из нескольких областей, которые хотели бы показать ее своим ученикам. Почему бы этим вопросом не заняться Министерству образования и науки Украины — такое произведение стоит показать и даже подарить копию молодым людям, заканчивающим украинскую школу и начинающим жизнь. Ведь перед ними встает вечный вопрос: что делать, как жить дальше?
Фильм, между прочим, рассказывает о том, как на него ответили почти их одногодки в изодранной, разорванной после войны и революций стране, имя которой — Украина. Картина словно призывает: юные, молодые, талантливые, сделайте хотя бы часть того, что создали ваши предшественники, и вы получите великую, богатую и культурную родину, которой можно гордиться. Тогда вы проживете яркую настоящую жизнь!
Выпуск газеты №:
№63, (2006)Section
Медиа