Почему у нас исчезло почти все человеческое?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110804/4137-18-1.jpg)
Сто лет назад, если бы кто-то из публичных персонажей, в том числе и артистов, посмел при всем народе обругать даму или ударить ее, то неизбежно — каким бы знаменитым он не был — сразу получил бы кучу вызовов на дуэль. От офицеров, студентов и журналистов. А если бы этот персонаж попробовал бы уклониться от дуэли, то ему гарантированно «светил» бойкот. Как со стороны коллег, так и со стороны прессы. Тем более, если бы обиженные дамы сами принадлежали к цеху литературно-художественному — нравственность плюс корпоративная солидарность!..
Сегодня все не так. И не знаешь, кого обвинять — большевистское разрушение моральных основ общественной жизни, предприимчивых апологеток и апологетов гендерного равенства или его сиятельство капитал-с-которого-не-платят-налогов, но которым оплачиваются все действительно большие гонорары. Как бы там ни было, впрочем, а результат грустный. И, я бы сказал, очень грустный, если тенденция сохранится и преумножится в будущем. Так как публичные персонажи, тем более «звезды» (в данном контексте нет очень большой разницы, эстрадные или политические), — это образцы для наследования, это живые вехи в грядущее.
А что же мы видим в поведении этих живых указателей? Вот певец и композитор М. (полностью фамилию называть не стану — считайте это формой пренебрежения к подобным персонажам). Недавно он взял и напал на девушку-фотокорреспондента просто в центре Москвы. Та умудрилась поснимать его в компании солисточки подшефной поп-группы, в ответ М. бросился забирать у девушки камеру, в конце концов — с помощью физического насилия и грубых угроз — отобрал флеш-карту с фотографиями. В Интернете даже выложили видеозапись того, что произошло: как М. гонится за беглянкой, как догоняет ее на проезжей части улицы, как девушка падает на колени, как артист начинает грубо хватать ее сзади... По словам коллег журналистки, М. душил ее за шею, хватал за волосы, выкручивал руки, требуя аппарат с криком: «Я тебя убью!» Девушка в ответ кричала: «Не бейте меня, пожалуйста!», — и наконец отдала флеш-карту. Здесь в дело вмешался какой-то случайный прохожий (это удостоверяет видео), девушка воспользовалась случаем и убежала. М. бросился за ней, но журналистка спряталась в автомобиле своих коллег. Тогда «звездный плейбой» несколько успокоился, сел в свою машину и уехал.
Не правда ли, это что-то очень напоминает? Правда, в провинциальном исполнении... Да, поведение депутата Луганского облсовета Романа Ландика, сына народного депутата Украины Владимира Ландика. Что же, ничего странного: на то они и существуют, публичные люди, чтобы задавать определенный общественный модус.
А вот еще один пример, правда, не такой свежий и слишком уж приметный. Певец К. на репетиции церемонии вручения премии «Золотой граммофон» в Кремлевском дворце начал упрекать второго режиссера шоу, мол, свет бьет ему прямо в глаза. Режиссер попросила К. подождать, пока свет не будет настроен, на что певец взорвался нецензурными ругательствами в микрофон. Тогда режиссер возмутилась и попросила «звезду» не обижать ее. К. с криками: «Я тебя убью!», — подбежал к ней и ударил рукой по лицу в присутствии многочисленных свидетелей. От удара режиссер упала. Тогда К. подошел к ней, схватил за волосы и начал бить ногами. В результате избиения женщина получила серьезные травмы: медики диагностировали у нее забои бедра, голеней, нижней челюсти, разрыв десен, сотрясение мозга, а также повреждение шейного отдела позвоночника.
И что же сделал К. в этой ситуации? Он бросился за границу, побежал на обследование в психиатрическую больницу (но не на лечение). Потом опубликовал на своем официальном сайте заявление — мол, наверное, я серьезно болен, несколько раз в год у меня случаются серьезные припадки, в результате которых я ничего не помню и не понимаю, что делаю. Я хочу извиниться перед пострадавшей и перед всеми, кого я возмутил таким неадекватным поступком, очень сожалею о том, что случилось, и т.д. и т.п. Дело в результате как-то уладилось, но не выписал ли себе К. индульгенцию на будущее?
Более того, в 2004 году он уже стал героем громкого скандала, абсолютно по-хамски поступив на пресс-конференции; его жертвой стала девушка-журналистка, которая поставила певцу не очень приятный вопрос. В ответ К. начал ее нецензурно ругать, прицепившись, в том числе, и к ее произношению (а по происхождению эта журналистка оказалась армянкой). По требованию «звезды» журналистка была вынуждена выйти из зала, а на выходе ее схватили бодигарды К., отобрали фотоаппарат, диктофон и вывели технику из строя. Видео этого инцидента также попало в Интернет.
Можно легко найти и другие примеры подобных «деяний», но достаточно, по-видимому, и этих, чтобы показать наглядно проблему: как должно реагировать на это общество в целом, прежде всего — журналистское сообщество (потому что затрагивает это или непосредственно представителей масс-медийного корпуса, или людей, причастных к масс-медиа, как в случае с режиссером предназначенного для показа по телевидению шоу)?
Какие санкции — официальные и неофициальные — должны применять против тех, кто позволяет себе хамское поведение в отношении женщин, профессиональная деятельность которых заставляет их общаться с подобными «героями» скандальной хроники? Каким образом заставить тех, для кого моральные законы не писаны, все же придерживаться хотя бы некоторых моральных норм?
Проблема очень непростая. После первого случая с певцом К. Союз журналистов России попробовал было организовать ему бойкот, но эту идею поддержали далеко не все коллеги пострадавшей (больше всего солидарных с хамом оказалось среди московских журналистов). Впрочем, имидж и финансовые дела К. определенным образом пострадали и полностью восстановить свою концертную деятельность и участие в телепрограммах он смог только через несколько лет.
Могут сказать — а нам что до этого всего? Ведь события разворачиваются в соседнем государстве, не у нас, так пусть у них головы и болят. Но такой подход является крайне неверным. Дела Ландика-младшего и других «мажоров» доказывают, что подобная стилистика поведения уже укоренилась и в Украине — и не без помощи московского телевидения, радио и газет, которые задают определенные нормы поведения молодежи, и не только ее, на значительной части страны. Но это далеко не все. Отмеченные персонажи — М. и К. — являются завсегдатаями телеэфира Украины, у них охотно берут интервью отечественные таблоиды, их песнями заполнен эфир FM-радиостанций. Даже больше: многочисленные конкурсные программы, которые заполнили в последние годы наше телевидение, охотно привлекают М. и К. (и подобных им лиц) в качестве членов судейских жюри, то есть как высших авторитетов популярной культуры (в действительности же слово «авторитет» здесь уже, похоже, приобрело несколько другое значение...). И это — что касается К. — после описанных выше скандалов! Уверен: и что касается М. никаких жестов со стороны отечественных телевизионщиков и газетчиков не будет.
А это означает, что, в отличие от столетней давности, на постсоветском пространстве не действуют не только элементарные нормы общественной морали (где вы, русские офицеры, — «звездные» хамы бьют женщин! но все эти георгиевские ленты — показная мишура, не более...), но и принципы корпоративного журналистского этоса. Поэтому чего удивляться, когда какие-то публичные лица нашей страны (пока еще это, кажется, исключительно политики, чиновники и их охрана) нападают на журналистов, в том числе и на женщин?
И вообще, возможно, я ошибаюсь, и мораль в начале ХХІ века — действительно явление излишнее? То ли мы — настолько уже постгеноцидная нация, что у нас исчезло почти все человеческое, и мы рады идти на концерты или смотреть шоу при участии певцов, которые осмелились обливать матерными словами женщин и поднимать на них руку?
Выпуск газеты №:
№137, (2011)Section
Медиа