Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему украинцы не верят теленовостям

и действительно ли является новостями то, что показывает наше телевидение?
15 сентября, 13:07

Жители Украины реже смотрят телевидение и меньше доверяют тому, что рассказывают и показывают им в выпусках новостей на ТВ. Это — один из выводов исследования «Отношения населения к СМИ и потреблению разных типов СМИ в Украине», презентация которого состоялась в начале сентября. Опрос был проведен в мае-июне текущего года киевской компанией InMind по заказу международной организации Internews в рамках реализации проекта USAID «У-Медиа». Среди 4048 респондентов — жители всех регионов Украины, кроме Крыма и ОРДЛО, в возрасте от 18 до 65 лет.

Социологи зафиксировали тенденцию постепенной потери телевидением своей аудитории. Резкого падения нет, но негативный тренд вырисовывается (см. диаграмму).

Колебания уровня популярности других медиа, и традиционных, и так называемых «новых», является не столь выразительными. Можно лишь обратить внимание на незначительное снижение количества тех, кто получает новости из социальных сетей. По мнению исследователей, это может быть вызвано ограничением доступа к российским социальным сетям («ВКонтакте», «Одноклассники»).

Какими средствами массовой информации Вы пользовались в течение последних 30 дней для получения новостей? (%)

Уровень доверия к новостям на телевидении тоже демонстрирует тенденцию к снижению. А вот второй наиболее популярный источник информации, Интернет-ресурсы, в принципе, в последние три года остается почти одинаковым.

Насколько Вы доверяете новостям? (%, показана доля тех, кто доверяет полностью или скорее доверяет)

До катастрофической потери доверия украинским телевидением еще очень и очень далеко. Но тренд очевиден — все больше зрителей охватывает скепсис и разочарование.

Ставка каналов на эмоциональный и яркий инфотейнмент вместо качественных и профессиональных новостей, возможно, и помогает удержать какую-то часть аудитории у «голубых экранов», но точно не повышает уровня доверия к ТВ как к источнику достоверной и незаангажированной информации.

Как известно, инфотейнмент (от англ.  Information — информация и entertainment — развлечение) — метод подачи информации в развлекательном формате. Программы в стиле инфотейнмент представляют преимущественно поверхностные сведения, и поэтому еще одно название этого явления — soft news («легкие новости»), в противовес hard news — «весомым», или «настоящим» новостям.

Задача инфотейнмента — развлечь человека, а «настоящих» новостей — информировать. Важнейшей отличительной чертой инфотейнмента является апелляция к эмоциям зрителей. Просматривая выпуски новостей в этом стиле, зритель должен смеяться, плакать, пугаться, чувствовать любые другие эмоции, но в любом случае не должен о чем-то серьезно задумываться.

Конечно, не все материалы в теленовостях наших каналов являются развлекательным продуктом. Но одного такого сюжета в выпуске достаточно, чтобы вся программа превращалась в шоу, в «новостийный продукт» вместо новостей. И такого продукта на наших экранах все больше и больше.

Кто-то может отметить, что засилье инфотейнмента — мировая тенденция. Но это не совсем так — в мире теленовости остаются новостями даже в наше время. Можете, кстати, сами просмотреть выпуски новостей на каналах других стран — Европы, Северной Америки. Разницу можно увидеть даже не зная иностранных языков, лишь сравнивая «картинки».

Точно так же, как пропаганда, инфотейнмент не является журналистикой в ее классическом определении. Это — шоу-бизнес, со своими задачами, среди которых нет задачи «информировать» или выполнить «образовательную» функцию. Соответственно этот формат имеет свои собственные, а не журналистские, методики и стандарты работы.

В последнее время медиа-эксперты сосредоточились на анализе соблюдения украинскими медиа, в первую очередь телеканалами, журналистских стандартов — принципов сбалансированности материалов, объективности... Но все эти предостережения не имеют никакого смысла в мире инфотейнмента.

В этих условиях доверие к теленовостям и дальше будет снижаться. Потому что даже самому наивному и необразованному зрителю не придет в голову верить в реальность «мыльных опер», цирковых спектаклей или фильмов ужасов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать