Почему украинский зритель и украинское кино не могут встретиться?
Пока продолжается дискуссия о правильном развитии национального кинематографа, «Золотой медалью» президента Италии Джорджо Наполитано «За вклад в развитие мирового кино» наградили 14 работ молодых украинских режиссеровНа пути к установлению окончательных — цивилизованных — «правил игры» в украинском кинематографе, которые бы удовлетворили всех участников рынка, похоже, «просветления» пока еще не видно. Режиссеры, кинокритики и государство (в лице Госкино), вместо налаживания цивилизованного диалога, в результате которого можно было бы прийти к консенсусу, активно продолжают обвинять друг друга в «убийстве» только что реанимированного национального кино. По количеству таких обвинений нынешнюю осень смело можно назвать наиболее интенсивной на протяжении последних лет. Так, 14 режиссеров и кинокритиков, в частности лауреаты «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля Марина Врода, «Серебряного леопарда» Международного кинофестиваля в Локарно Мирослав Слабошпицкий, «Серебряного медведя» Берлинского международного кинофестиваля Степан Коваль в конце октября в открытом письме министру культуры Михаилу Кулиняку выразили свое неудовлетворение тем, в каких реалиях существует украинское кино. Прежде всего их тревожит «монополизация государственными киностудиями бюджетов украинских фильмов». По мнению авторов письма, «далеко не все директора государственных студий являются специалистами в сфере кинопроизводства и далеко не все из них могут понимать особенности многообразной и нередко противоречивой творческой составляющей кинопроцесса. Но исходя из своего менеджерского мировоззрения, они — естественно и понятно — ставят на главные места в своей управленческой практике сугубо универсальные производственные показатели, из-за чего художественные ценности и задачи постепенно занимают места второстепенные, что в процессе создания искусства является нонсенсом». Без лишней политкорректности режиссеры в письме напомнили министру, что выделение украинского кино на международном уровне на протяжении последних лет — далеко не заслуга государства. Например, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля для студенческого фильма Игоря Стрембицкого «Путники» была бы невозможна без поддержки одного из частных телеканалов, а еще одно аналогичное отличие ленты Марины Вроды «Кросс» — результат творческого альянса с независимыми кинопроизводителями. В конечном итоге, даже фильм-претендент на «Оскар» от Украины «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» Михаила Ильенко, хотя и создан на государственные средства, но частной киностудией. Бескомпромиссное требование молодых режиссеров — обеспечить свободную конкуренцию киностудий всех форм собственности.
На 13-м пленуме правления Национального союза кинематографистов Украины, который состоялся вскоре после обнародования упомянутого письма, председатель НСКУ Сергей Трымбач, комментируя обращение молодых режиссеров, намекнул, что «источник» проблем нашего кинематографа кроется в не всегда прозрачной политике Государственного агентства Украины по вопросам кино. Со своим ответом на обвинение председатель Госкино Екатерина Копылова не заставила долго ждать — 6 ноября на сайте агентства появилась статья «Киностудии должны существовать для производства фильмов, а не фильмы — для содержания киностудий».
«В комментарии господина Трымбача к письму молодых кинематографистов я в который раз услышала одни и те же упрямо повторяемые Союзом обвинения: в необъективности работы Экспертной комиссии, моем чрезмерном участии в ее деятельности, незаинтересованности продюсеров в конечном результате своей работы, — прокомментировала Екатерина Копылова. — ...Обвинения в заангажированности или заговоре членов Экспертной комиссии считаю абсурдными и оскорбительными».
Участники еще одной стороны этой дискуссии — руководители кинотеатров и центральных телеканалов. Отсутствие массовых показов национальных фильмов они объясняют «хилой» отечественной киношколой и в результате нехваткой конкурентоспособного кино.
ПОБЕДА НА ФЕСТИВАЛЕ В МОНТЕКАТИНИ
Пока в украинском информационном пространстве продолжаются дискуссии по поводу того, как должно развиваться национальное кино, молодые режиссеры активно снимают ленты преимущественно за счет собственных средств. Их работы все больше завоевывают симпатии не только своего, но и требовательного европейского зрителя. Свежий пример — победа Украины на 63-ом Международном фестивале короткометражных фильмов в Монтекатини (Италия), который проходил с 22 по 28 октября. Главным отличием этого престижного фестиваля — «золотой медалью» президента Италии Джорджо Наполитано «За вклад в развитие мирового кино» наградили 14 работ молодых украинских режиссеров из мастерской Василия Витра Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого. Украинские ленты жюри назвало лучшими среди представленных работ из 57 стран. А режиссер Елена Потемкина (мастерская Евгения Сивоконя) за ленту «Внутри» была отмечена отдельной наградой фестиваля.
«Украинская молодежь, как я увидел, более сдержанная, а в чем-то — более рассудительная по сравнению со своими европейскими ровесниками. А эти признаки очень важны для режиссеров. Вообще украинское кино похоже на итальянский художественный неореализм — прокомментировал «Дню» победу украинских мастеров президент фестиваля Марчелло Дзеппи.
Кроме высокой оценки мастерской Василия Витра, семь лучших украинских студентов, посетивших город Монтекатини, вместе с итальянскими молодыми режиссерами на протяжении семи фестивальных дней сняли общий короткий фильм, демонстрацией которого торжественно завершился международный кинофорум.
«РАБОТЫ УКРАИНСКИХ РЕЖИССЕРОВ ЗАТРАГИВАЮТ ВАЖНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ, ЗАБЫТЫЕ СРЕДИ ШУМИХИ АМЕРИКАНСКОГО КИНО»
На днях для участия в VII Международном форуме современного искусства ART KYIV contemporary в украинскую столицу пожаловал президент Международного фестиваля короткометражных фильмов в Монтекатини Марчелло Дзеппи. Находясь в Украине, известный кинокритик не смог не посетить мастерскую Василия Витра, чтобы ближе познакомиться с украинскими коллегами, в частности «молодой режиссерской сменой, ставшей открытием итальянского фестиваля».
— Работы украинских студентов-режиссеров, представленные на нашем фестивале, просто поразили. Они затрагивают те важные художественные архетипы, которые современным зрителем среди шумихи американского кино забыты. Украинские ленты интересны, прежде всего, своим национальным колоритом. Большинство фильмов, в частности «Кровь» Ирины Правило, зримо отображают потерянную между поколениями связь. А это именно то, что итальянская культура воспринимает очень хорошо, — рассказал «Дню» Марчелло Дзеппи после общения со студентами. — У нас глубокая культурная близость. Мастера эту близость очень остро чувствуют. Если не говорить о политике, то украинцы и итальянцы — объединены народы. У нас похожие характеры, мы одинаково развлекаемся и потому любим похожее кино. Мы — взаимно интересны друг другу. К сожалению, в последние годы наши страны много потеряли в вопросах культурного сотрудничества, потому сегодня необходимо это наверстывать. Украина часто говорит о евроинтеграции, о пропаганде европейских ценностей. Не знаю, как часто у политиков расходятся эти заявления с реальными шагами в этом направлении, но ваши молодые режиссеры на фестивале показали, что уже давно не на словах, а на деле своим кино пропагандируют европейские ценности.
— О чем свидетельствует награждение украинской киномастерской медалью президента Италии?
— О том, что она объективно лучше. Медалью президент Италии награждает лишь на двух кинофестивалях — на Венецианском за полнометражные фильмы, и на фестивале в Монтекатини — за короткометражные. Мы даем медаль абсолютному победителю, независимо от страны, которую он представляет. И хотя, сознаюсь, организаторы в этом году ставили цель более придирчиво смотреть на работы представителей Востока, мастерская Василия Витра победила только потому, что она была лучшей. Я не был в составе жюри, но видел, что после просмотра украинских лент зрители — люди в возрасте от 18 до 80 лет — выходили со слезами на глазах. Это — наивысшая оценка для кинематографиста.
Сегодня в Киеве я приглашаю украинских режиссеров на следующий фестиваль в Монтекатини, потому что ваше кино интересно Европе.
По словам Марчелло Дзеппи, организаторы фестиваля в Монтекатини попросили молодого режиссера Ирину Правило оставить в Италии копию фильма «Кровь», которую планируют показывать в итальянских школах кино как образец качественного современного кинематографа.
— Наши выпускники на протяжении последних пяти лет на Каннском фестивале получили две самые высокие награды за короткометражные ленты, побеждают на других престижных фестивалях. В прошлом году мы праздновали 50-летие своей кинотелевизионной школы. Поэтому все разговоры об отсутствии или слабости украинской школы кино — пустые, — сказал Василий Витер во время встречи с Марчелло Дзеппи. — Сегодня государство, бизнес и киношколы должны работать совместно без взаимных обвинений. Молодая смена режиссеров готова взять кинематограф в свои руки. Эту талантливую молодежь нужно просто поддержать. А государство, к величайшему сожалению, сегодня не заботится о национальном кино. По крайней мере, я этого не вижу. Более того — сегодня культивируют мысль об отсутствии или не конкурентоспособности национального кинематографа, потому что хотят оккупировать Украину продуктом иностранного производства. Это целенаправленная политика вытеснения украинского кино. Похожая проблема существует в целом мире. Голливуд вытесняет европейское кино, а российский кинопродукт — украинское.
«МЕХАНИЗМ КИНОИНДУСТРИИ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ»
В статье «Кинематограф без формулы» «День» (№ 76-77 от 29 апреля 2011 года) уже писал о молодом талантливом режиссере Ирине Правило, в частности об успехе ее ленты «Кровь», созданной на основе новеллы грузинского писателя Нодара Думбадзе, и начало работы над фильмом по мотивам рассказа Степана Васильченко «Мужицкий ангел. Рождественская история». Эти работы войдут в будущую трилогию, посвященную незабываемому миру детства. Готовясь к премьере «Мужицкого ангела», которая запланирована на декабрь, Ирина узнала о высокой оценке в Монтекатини картины «Кровь». «Значит, — говорит режиссер, — мы правильно движемся. Когда мы снимали ленту по мотивам «Мужицкого ангела» в селе на Прикарпатье, меня просто за живое зацепила фраза, сказанная актрисой своему шестилетнему сыну. Когда ребенок очень устал и замерз, женщина сказала: «Анатолька, мы должны это сделать. Мы помогаем хорошим людям. Они же снимают украинское кино!». Мысли таких людей из украинской глубинки совпадают с мыслями серьезных кинокритиков и президентов международных фестивалей — наше кино востребовано. Проблема в том, что украинский зритель и украинское кино никак не могут встретиться. Поэтому обязательно присутствие рынка со всеми его последствиями — прокатом, кинотеатрами, фестивалями. Механизм киноиндустрии должен работать. А проблема Украины в том, что не все части этого «механизма» полноценно запущены, а некоторые, отработав свое, уже вышли из строя. Сегодня нужно больше работать и максимально доказывать миру, что мы способны делать качественное кино. У режиссеров всегда хватает идей, проектов, «материала», на котором можно снимать».
Выпуск газеты №:
№204, (2012)Section
Медиа