Пора действовать!
Верховной Раде Украины следует ,наконец, взяться за государственную концепцию развития национального телерадиовещанияЗавершается, как и все предыдущие, непростой для сферы телерадиовещания Украины 2009 год. Особенно он противоречив, учитывая стремление отдельных госучреждений в ручном режиме поруководить аудиовизуальным хозяйством. Именно поэтому я хотел бы обратить внимание общественности, СМИ на один свершившийся факт — наше, не такое уж и самодостаточное, телерадиоинформационное пространство после многих лет скитаний попало в полное подчинение наших правительственных чиновников.
Пока самые влиятельные общенациональные менеджеры занимались политическими, социально-экономическими проблемами, в стране незаметно произошла централизация управления электронными средствами информации. Как государственными, так и частными, хоть и не напрямую. Сначала Кабинет Министров получил карт-бланш на управление Госкомтелерадио, потом НТКУ и НРКУ, а в конце лета — Концерном РРТ. Если дополнить этот список прямым влиянием на НКРС, Центр Укрчастотнадзор, ГИС и традиционно правительственный Укркосмос, где сегмент сателитного телерадиовещания является определяющим, то получается, что доступ общественности, гуманитарных институций, объединений и ассоциаций телерадиовещателей к информационной кухне на сегодня стал сугубо условным. Понятно, что материальная зависимость от бюджета одних и подведомственная субординация других позволили отдельным должностным лицам почувствовать себя довольно влиятельными и ответственными за судьбоносные решения в информационной сфере.
Но есть Конституция, есть тот же Закон Украины «О телевидении и радиовещании», где в статье 7 черным по белому написано, что определяет государственную политику относительно телерадиовещания и формирует ее законодательные основы Верховная Рада Украины. И никто больше. Кабинет Министров лишь обеспечивает реализацию этой политики и координирует работу государственных исполнительных органов. И все.
К сожалению, Верховная Рада в лице свободолюбивого профильного Комитета не занималась этими проблемами, СНБО же сосредоточился на общегосударственной информационной безопасности, на концепциях и программах, тогда как правительство безоговорочно сформулировало свою дорожную карту — оперативно реорганизовать телерадиовещание, переведя под руководством мудрых ведомственных начальников его функционирование на новейшие мультимедийные технологии. Для чего поручило Минтранссвязи заниматься не только цифровой связью, но и цифровым телевидением, а еще — максимально нивелировать роль Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения в этом деле. Само стремление лишить концерн перспективы развития свидетельствует об ошибочности его очередного переподчинения. Не является серьезным и веским сегодня аргумент, что было же когда-то так, что концерн десятилетиями подчинялся Минсвязи. Было, никто не отрицает, но то были другие времена. Времена господства другой тоталитарной системы. Когда признавалась одна партийная идеология, одна политическая линия, а в результате одна репрессивная машина одновременно и формировала информационные потоки, и их же дозировала. Хотим ли мы сегодня повторения путешествия в никуда, возвращения к ситуации, когда не только общественное вещание, но и редакционная политика как таковые станут в обществе нежелательным явлением?
Какие предложения? Общеизвестные: Верховной Раде Украины, наконец, следует сказать свое веское слово относительно государственной концепции развития национального телерадиовещания. Для этого Комитету по вопросам свободы слова и информации стоит не только сосредотачиваться на ревизии решений неуступчивого Национального совета, но и запланировать по данному вопросу серьезный разговор при участии всех заинтересованных сторон на февраль месяц следующего года.
Сегодня в Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания мы с В. И. Понедилко и В. Ф. Шевченко являемся чуть ли не единственными живыми свидетелями растрачивания попусту сил и времени профильного Комитета Верховной Рады Украины осенью 1996 года, когда вместо конструктивного диалога создавались парламентские следственные комиссии и принимались Постановления против создания и лицензирования общенациональных телеканалов «Интер» и «1+1». Наличие хотя бы этих двух фактов многострадального появления ведущих телерадиоорганизаций — более чем красноречивое свидетельство эффективной работы Национального совета и, к сожалению, недальновидности отдельных бывших нардепов. Кстати, приняв это во внимание, несколько лет спустя Верховная Рада все же законодательно структурировала телерадиоинформационное пространство.
Несмотря на все это, время для сотрудничества сейчас как никогда благоприятное. Есть идеи, есть наработки, есть заинтересованность профильных государственных учреждений, — остается только начать диалог.
Выпуск газеты №:
№225, (2009)Section
Медиа