«ПОСЛЕДНИЙ БИФШТЕКС» СЪЕЛИ
Но удовлетворен ли аппетит телезрителя?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020315/448-17-1_0.jpg)
На прошлой неделе завершился многострадальный телепроект «За стеклом-2. Последний бифштекс». Объективные сложности в его начале преобразовались в сложности во время его просмотра. Оказалось, что смотреть реальное ТВ — довольно-таки нелегкая штука. В этом убедили нас на «1+1». Не удивительно, если бы новое в технологическом плане шоу появилось на каком-то другом канале. Ведь именно на «1+1» появились первые документальные спецпроекты («Табу», «Проти ночі», «Телемания» и т.д.), отечественные сериалы и различные развлекательные шоу. В последнее время телеканал начал тесно сотрудничать с российскими коллегами. Так, реал-шоу «Последний герой» пользовался популярностью у всех слоев населения. Зимой, когда у населения повальный авитаминоз, грипп и массовая депрессия, «островитянская» зелень и солнце поднимали настроение, а страсти вокруг победителя — еще и давление. Шоу прошло «на ура» — даже скептики признали класс этого проекта.
Следующим шагом в сотрудничестве с россиянами стал «реал»-проект «Последний бифштекс». Первая серия «За стеклом» в России пользовалась не меньшей популярностью, чем «Последний герой». Мы же могли следить за героями первого «застеколья» только в Интернете. Популярность первого проекта скорее всего стала причиной, по которой «Последний бифштекс» попал на «1+1». Но более чем спокойная реакция украинского телезрителя оказалась неожиданностью. Впрочем, это объяснимо. Как говорил Остап Бендер: «Вам подсунули не тот мех». И если у знаменитого персонажа Ильфа и Петрова эта фраза означала что- то лучшее, то здесь – наоборот. Организаторы второго «застеколья» увеличили количество участников, время добровольной ссылки, но интриги это не прибавило. Сексу участники предпочли бизнес. Телезритель ждал первого. Ну пили, ну ссорились-мирились, ну и что?.. Нас этим не возьмешь. Иногда серии были настолько скучными, что досмотреть их до конца было невозможно. Это и повлекло за собой падение интереса к шоу. Верными «За стеклом», по наблюдениям экспертов, остались подростки от 14 до 20 лет. Конечно, в России больше крупных городов, где сформирована определенная молодежная среда, «свой» зритель для этого проекта. Соответственно, там и «своего» зрителя намного больше, чем в Украине. Можно предположить, что еще одной причиной «провала» у массового зрителя, на которого «1+1» жестко ориентирован, стала трансляция шоу в то время, когда рядовой телезритель привык «кушать» художественный фильм или сериал. Ему же предложили лицезреть чужие проблемы — «в формах самой жизни». Так, ориентация на массовые вкусы, поощрение особой разновидности подглядывания — с неким менторским моментом обучения азам бизнеса — сыграла злую шутку с «1+1»: канал покинули даже им же воспитанные зрители. И теперь, словно встрепенувшись, он в предвыборных дебатных и межгосударственных мостах (проекты, интересные более зрелым людям) пытается вернуть добытое столькими годами работы. Определяя основную аудиторию канала, его генеральный продюсер А. Роднянский назвал людей до 35 лет. В опросе «Дня» о шоу «За стеклом-2. Последний бифштекс» приняли участие зрители, которые считают себя поклонниками «1+1», но принадлежат к разным поколениям. А прокомментировать кривую интереса к шоу мы попросили психолога.
Юрий ОНУХ , директор Центра современного искусства, независимый куратор:
— К этому проекту, как и вообще к так называемому «реальному телевидению», у меня очень критическое отношение. Я считаю, что это фикция — не более того, хитрый способ имитировать реальность. Конечно, она есть, эта реальность, но только — телевизионная. Сравнивая эти шоу с трагическими событиями 11 сентября в США, говорить здесь о реальности телевидения, как отражении действительности, просто смешно.
Олесь ДОНИЙ , председатель ООО «Остання барикада»:
— Идея сама по себе очень интересная, но здесь не может не быть искусственности. Это как КВН: сначала игроками руководил настоящий азарт, а потом Клуб веселых и находчивых превратился в выступления студенческих мини-театров, шоу- студий. «За стеклом» мы наблюдаем за игрой актеров-любителей. Это, безусловно, интересно, однако не очень искренне.
Александр ГРАБАРЬ , специалист 2 й категории ГП «ИВЦ«Госинфотур»:
— Программа «За стеклом» мне понравилась тем, что в ней показаны четкие аспекты жизни людей, очутившихся в незнакомой компании. Не понравилось в программе то, что режиссер и, естественно, организаторы проекта вставляли «палки в колеса» некоторым участникам. Мне лично больше нравилась команда «23.30» — у них отношения друг с другом были намного честнее. В то же время участники, как бы не специально, но все же начали навязывать свои правила игры — и это, естественно, не могло понравиться организаторам. Единственным честным человеком в «застеколье» остался Макс, который до конца программы продолжал не угождать режиссеру и прямо говорил, что он думает обо всех.
Александра ИВАШИНА , культуролог, преподаватель Киево-Могилянской Академии:
— Я смотрела это шоу, правда, под конец меньше, чем раньше. По- моему, то, что организаторы «Последнего бифштекса» сделали акцент на развитии отношений на экономической основе, несколько уменьшает зрительский интерес. Однако интересно наблюдать, как исчезает граница между тем, что «за стеклом» и вне его.
Михаил ИЛЬЕНКО , кинорежиссер:
— Если говорить откровенно, мне эта программа — «За стеклом» — не особо интересна. Я, наверное, вращаюсь в совершенно другом круге проблем, живу в другом ритме. Я пытался смотреть «За стеклом», но просто не смог.
Наталья СУМСКАЯ , актриса театра им. И. Франко:
— Я несколько раз пыталась смотреть эту программу, и у меня сложилось ощущение, что там все «притянуто за уши». Мне нравится утренний эфир канала «1+1» — «Сніданок» — там много культурных новостей. Программы, подобные «За стеклом», дезориентируют молодежь, а она ведь, как губка, все впитывает. И потом — мы все время подражаем Западу, а уже давно пора вырабатывать свой культурный пласт.
Владимир ГОРЯНСКИЙ , актер Театра драмы и комедии на Левом берегу:
— У меня отрицательное отношение. Я не люблю подглядывать в замочную скважину. Мне кажется, что лидерство, за которое борются герои шоу, нанизано на отрицательные эмоции. «Реальные проекты» такого рода — это временное явление, мода, которая скоро пройдет. Однако эти эксперименты плохо отражаются на подрастающем поколении. Тем не менее, я очень люблю канал «1+1».
Алексей РЯБОКОНЬ , аспирант Института программных систем НАНУ:
— Был страшно удивлен, когда узнал, что многие мои знакомые, посмотрев несколько выпусков «За стеклом», бросали шоу. Странно. Неужели они там ничего для себя не нашли? Знаете, почти одновременно крутили «За стеклом» и «Последний герой». В обоих проектах раскрываются причины поведения разных людей в различных обстоятельствах. Отличие в антураже: в первом — бизнес, во втором — экзотика острова.
Я просмотрел «За стеклом» от начала до конца. У меня такое впечатление, будто это психологический практикум по улаживанию конфликтов, развитию умения общаться с «неудобными» людьми, поведению в непредсказуемой ситуации. Героям шоу все время приходилось держать мозги в напряжении и выстраивать свою линию поведения, которая бы привела к победе. Самым сложным в игре была необходимость сочетания конкурирования с сотрудничеством, умением не потерять какие-то человеческие качества в особо острых ситуациях. Шоу привлекало еще и тем, что давало возможность проследить, какие именно личные качества способствуют достижению успеха, а какие только заводят в тупик.
КОММЕНТАРИЙ
Юрий БОЯНОВИЧ , психолог, старший преподаватель Харьковского национального университета:
— Дело в том, что никакая, по всей видимости, передача не сможет претендовать на 100 процентный рейтинг у населения. Это связано с тем, что у нас, как и во всем мире, одновременно сосуществует несколько субкультур. Что касается той субкультуры, к которой обращена программа «За стеклом», то это достаточно интересная часть общества. Это подростки. Кстати — совсем не обязательно подросткового возраста. Это люди, для которых главной ценностью является общение. Таким людям необычайно интересно наблюдать за развитием чужих отношений. К примеру, некоторые смотрят латинские сериалы. Что касается передачи «За стеклом», то здесь есть еще один интересный момент: из числа претендентов на участие в шоу избрали наиболее раскованных. И поэтому не удивительно, что подростки до 18 тилет с интересом наблюдают за фазами развития отношений — и, по-моему, ничего страшного в этом нет. Другое дело, что организаторы программы должны были понимать, к кому конкретно они обращаются.
Для данной подростковой группы характерно утверждение себя в социуме, завоевание и отстаивание своего статуса. Именно поэтому их привлекает возможность посмотреть на чье-то общение со стороны — кто победит, кто главный. Люди же, собранные в этом «аквариуме», более зрелые. Для тех, кто были поспокойнее и переросли этот возраст, программа оказалась скучноватой. Но они как попали в этот мир, так и не выходят оттуда. Иногда принимая правила игры, иногда дистанциируясь от них. Для специалиста в области социальной психологии это очень интересная тема для работы.
Выпуск газеты №:
№48, (2002)Section
Медиа