Позолоченная галоша
Наградной бизнес, построенный на человеческих слабостях, давно уже никого не удивляет. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, глупа, да только все не впрок. И в сердце лесть всегда отыщет уголок», писал классик. Уже давно развенчали самые разнообразные всеукраинские номинации. Да что там, сама изрядно критиковала и «Человека года», и «Телетриумф». Теперь же, после посещения «Золотого пера», понимаю, что то были в принципе добропорядочные и в известной степени заботящиеся о собственном лице конкурсы, по крайней мере, претендующие на объективность.
Прискорбно уже то, что журналистов награждали между эстрадными номерами преимущественно третьеразрядной московской эстрады или после украинских частушек о мужских репродуктивных органах. Не выдерживают никакой критики девять из десяти награжденных, а организацию самой церемонии лучше не комментировать.
Вначале ничто не предвещало конфуза. Фронтон Дворца «Украина» был украшен названием конкурса из красных воздушных шариков. Сэкономили на наружном освещении, но в сумерках надпись вполне можно было разглядеть. Не было пресс-релизов и вообще какой бы-то ни было информации о номинантах, но в праздничной суматохе на это сразу не обращаешь внимания, в руках — разноцветье рекламных бумажек. И вот гремят фанфары, Алена Громницкая зачитывает приветствие Президента, звучат аналогичные слова от премьера (оперный певец почему-то поет: «Ось i все, скінчилось наше свято»). В дальнейшем на сцену поднимались глава УСПП А. Кинах, глава Госкомитета по ТВ и радиовещанию И. Чиж и, разумеется, И. Лубченко как соорганизатор премии.
Но кто же «пробился» в «золотые перья» Украины?
Сергей Довлатов писал, что в редакции его советской газеты почти все считали себя золотыми перьями страны. И только они с приятелем для разнообразия назывались серебряными. Хотя и нынешнее время не располагает к идеализации журналистской профессии, все же хотелось бы думать, что вершины покоряются талантливым, неравнодушным и принципиальным людям. Другого мнения придерживаются организаторы «пера». И доказывают свои убеждения делом. Критерий отбора победителей — рейтинг, а метод отбора — социологический опрос. Так, в номинации познавательных СМИ отличили «Бульвар». Хотя Д. Гордон и без этого знал, что у него лучшая газета в Украине. А в номинации «Культура» «золотым пером» стал музыкальный канал М1. Неплохой в своем роде канал, но тот, кто хоть раз пытался смотреть его программы, удивится — при чем тут культура?
Если предположить, что наша журналистика будет ориентироваться только на рейтинги и тиражи, то ее ждет стремительная деградация. Впрочем, от этого принципа награждения отказались и организаторы. Иначе как объяснить вручение приза не слишком известным и не самым популярным изданиям. Примечателен еще один курьез. В качестве «Открытия года» был номинирован проект «Деловая неделя — Файненшл таймс». Нестыковка в том, что первый номер этой газеты вышел в январе этого, а не прошлого года. Что делают награды даже с лучшими из журналистов! Уважаемая мною главный редактор «ДН-ФТ» Лариса Мудрак приняла незаслуженную награду без колебаний. Разумеется, эти несообразности прикрывали призы действительно лучшим — газетам «Бизнес», «Киевские ведомости», новостям ICTV «Факты», Алле Мазур (ТСН «1+1») и мужественному герою «На линии огня» («Интер») Андрею Цаплиенко.
Еще несколько колоритных штрихов. Победителям вручали статуэтку, дипломчик в рамке и какой-то увесистый кулек. Позже выяснилось, что в качестве щедрого дара спонсоры преподносили килограмм морской соли. Вообще, информация о спонсорах повторялась со сцены бесконечно, а номинанты удовлетворялись логотипом. Разумеется, никаких подробностей о том, как были отобраны именно эти СМИ или персоналии. Непринужденный конферанс а ля Н. Фоменко пытался изобразить ведущий Е. Рыбчинский. Но несмешно и резковато. Однако на фоне бесконечных поздравлений с началом весны это было даже оригинально.
Зал был полон, но не журналистами, а публикой, купившей недорогие билеты на эстрадный концерт (в этом, видимо и заключается главный секрет финансового успеха мероприятия). Поэтому не стоит расстраиваться, что горячей всего принимали дуэт «Свитязь» с уже упоминавшимися частушками, где рифмы стремились к ненормированной лексике («По реке плывет топор из города Чугуева...»). За 250 минут без перерыва народ в зале устал, и когда в финале представления Анатолий Матвийчук стал петь свой гимн журналистике, публика кинулась к выходу, невольно выражая тем самым отношение и к этой профессии.
Журналистская общественность практически не отреагировала на чествование золотых перьев. Разве что награжденные похвастались перед читателями и зрителями новой блестящей «медалькой». Остается предположить, что отечественную журналистику в принципе устраивает и состав победителей, и уровень церемонии. Любой, даже не слишком принципиальный бизнесмен с нужными связями может выбирать лучших по своему усмотрению, а руководители самой стабильной в стране журналистской организации могут без вреда для занимаемого кресла в этом участвовать. Что ж, пока в журналистском лагере отсутствуют общепризнанные авторитеты, царит анархия и безразличие к своей репутации, позора таких награждений не избежать.