Президент ТРК «Simon» Александр ДАВТЯН : «На «малом телевидении» проще стартовать»
За восемь лет своего существования харьковская телерадиокомпания «Simon» прошла все типичные для постсоветского пространства этапы развития успешных независимых медиа: собирая вначале зрителей в ночном эфире, постепенно расширяла время вещания за счет широкого диапазона программ собственного производства. Всех нехарьковчан всегда интригует непривычное название компании. Но у него очень простое объяснение: одним из основателей ТРК «Simon» и первым ее ведущим был португалец Симон Уилсон Мендеш. После его смерти акционеры ТРК «Simon» решили оставить его имя за каналом. Независимая и — что важно — уверенная позиция, занятая этой компанией в регионе, не может не вызывать уважения. С ними считаются власти, им доверяют их зрители. О них знают за рубежом, у них в прямом эфире недавно выступал американский посол Карлос Паскуаль. Сегодня на вопросы «Дня» отвечает президент ТРК «Simon» Александр ДАВТЯН .
— Какие особенности нынешнего периода развития местного телевидения, на ваш взгляд, являются характерными? Какие тенденции помогают, а какие подавляют развитие местного телевидения? Роль зрителя в этом?
— Сегодня региональные телекомпании повторяют судьбу региональных радиокомпаний. Практически все местные каналы либо стали «приложением» к столичным ТРК, либо ретранслируют российские каналы в доминирующем объеме. Качество местного телевизионного продукта существенно ниже большинства столичных программ, причем не только в отношении технического исполнения. Идет постоянный процесс «вымывания» наиболее талантливых и успешных журналистов, операторов и режиссеров из региона в Киев и Москву.
С другой стороны, региональные СМИ меньше контролируются властью, менее заангажированы. Нам больше «сходит с рук». На «малом телевидении» проще стартовать — зрители заведомо настроены на продукт более низкого качества и спокойнее относятся к экспериментам и новаторству.
— Возможно ли сегодня говорить о независимости региональных СМИ? При каких условиях это может стать реальностью?
— Говорить можно о чем угодно. Существует явная разница в отношении местной власти к государственным и негосударственным СМИ. Независимые считаются неконтролируемыми, и потому от них лучше держаться подальше. Им трудно объяснить, «как надо», соответственно, легче работать с государственными. И в результате зритель — слушатель — читатель получает мнение только одной стороны.
— Что обеспечивает или может обеспечивать свободу слова в региональных СМИ?
— Для обеспечения свободы слова в региональных СМИ должно соблюдаться всего одно простое правило: выполнение каждым чиновником Закона Украины «Об информации». На региональном уровне должностные лица частенько мотивируют отказ предоставлять информацию ... своим нежеланием.
Что касается других препятствий — наибольшие проблемы доставляют местные деятели, недовольные информацией о них, попадающей на экраны. Отсюда — судебное преследование (миллионные иски) и вместе с тем — «уголовное» преследование: угрозы физической расправой, запугивание журналистов, шантаж безопасностью близких и т.д.
Телерадиокомпания «Simon» считает одним из своих основополагающих принципов предоставление зрителям объективной информации. Любое политическое движение, партия или объединение, действующее в рамках закона, имеет возможность высказать свою позицию в нашем эфире. Мы сотрудничаем практически со всеми региональными отделениями политических партий, которые зарегистрированы и действуют в Харьковской области.
— Как региональные журналисты оценивают роль столичной и местной прессы в «кассетном скандале»?
— Никак не оценивают. Оценивать, собственно, нечего — информация крутится в пределах Крещатика; на нем же происходят все последующие события.
Роль же столичной прессы в скандале — доминирующая. Собственно, весь скандал, начиная с цифровой записи и заканчивая распространением записей в Интернете, — по определению медийный.
— Новый состав Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания начал процесс лицензирования, вносит новые предложения в реформирование телерадиопространства Украины, утверждая, что он тем самым хочет поддержать отечественного производителя. Есть ли доверие к Нацсовету у региональщиков? Готов ли, по- вашему, Нацсовет прислушаться к предложениям практиков? Что из его предложений вы готовы поддержать, что — нет?
— Работа Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания в нашем регионе практически незаметна. Что касается лицензирования, то, конечно, государство имеет право знать, кто и что показывает по телевизору или говорит на радио. Но, к сожалению, Нацсовет явно смещает понятие «поддержки отечественного производителя». Не принимаются во внимание особенности конкретного, «русскоговорящего» региона. «Вымученный» «украиноязычный» продукт не востребован, и, соответственно, приносит компании падение рейтинга и материальные убытки. У нас достаточно других проблем, которыми стоило бы заняться Нацсовету, а на каком языке нам общаться со зрителем, мы с ним сами разберемся.
— Цифровое телевидение — реальность завтрашнего дня. Насколько ваша компания готова к этому?
— Для ТРК «Simon» цифровое телевидение — не завтрашний день, а практически сегодняшний. Компания стоит буквально на пороге цифрового телевидения. Нами заключен крупный контракт на поставку цифрового оборудования (ТЖК и монтажного). Отныне и дальше формат SVHS будет представлять для нас исключительно «архивный» интерес.
— Какие из телепрограмм ТРК «Simon», по-вашему, успешно конкурируют со столичными? Какие пользуются наибольшей популярностью у харьковского зрителя и чем вы это объясняете?
— Мы делаем информационно-аналитическую программу «Объектив-но», которая более полутора лет пользуется большим успехом у зрителей. Это чуть ли не единственная «живая» (имеется в виду не только технически, но и по сути) программа на нашем, региональном украинском телевидении. Секрет успеха более чем прост: автор и ведущий программы, Зураб Аласания, называет вещи своими именами.
Успешна программа «Диалоги» — ведущая Наталья Стативко в беседах с любого ранга чиновником находит то, что невозможно обнаружить в официальных документах и биографиях.
Запущена в эфир и мгновенно оценена зрителями программа «Пресс-папье» — своеобразный (весьма) обзор печатной прессы Николаем Криволаповым.
СПРАВКА «Дня»
Телерадиокомпания «Simon» была основана в 1992 году и на данный момент является одной из крупнейших информационных структур региона. В начальный период деятельности телерадиокомпания ограничивалась вещанием только развлекательных программ в ночном эфире. В настоящее время телерадиокомпания «Simon» вещает девятнадцать эфирных часов в сутки, производит более сорока авторских программ в неделю. Информационно-публицистические и музыкально-развлекательные программы пользуются популярностью не только в Харьковской области, но и в Полтавской, Кировоградской и Белгородской областях. Количество телезрителей и радиослушателей «Simon» достигло трех миллионов человек.
В сентябре 1999 года в рамках ТРК «Simon» образована еще одна информационная структура — Медиа-группа «Объектив», в состав которой входит и одноименный печатный орган — еженедельник «Объектив-но». Телерадиокомпания «Simon» значительно укрепила сотрудничество с популярными российскими телеканалами; с апреля 1999 года ведется прямое вещание информационных программ НТВ «Итоги», «Сегодня».