Пять с половиной часов на УТ -1 — аренда или приватизация?
Никита ПОТУРАЕВ:«Эфирное время на государственном канале не должно «гулять»
— Сообщение о выставлении Нацсоветом на конкурс доли «государственного» телеэфира вызвало негативную реакцию. Многие восприняли это как своего рода начало процесса приватизации государственного телеканала. Так о чем в итоге все же идет речь: об аренде с дальнейшей приватизацией или о временной аренде?
— К нам обратился руководитель НТКУ В. Долганов с письмом, где он определил количество часов, на которые у него хватает средств из государственного бюджета, и того, что он зарабатывает, чтобы «содержать» вещание на эти часы. А отрезок в пять с половиной часов остался, НТКУ его «поднять» не может. Если Национальная телекомпания начнет на нем работать, это будет работа в долг — опять перед концерном РРТ, перед энергетиками и т.д., и т.п. Из-за этого перед Нацсоветом встал вопрос, который вызвал длительные дискуссии: выставлять или не выставлять эти пять с половиной часов на конкурс? На мой взгляд, речь идет об эфирном времени, которое не должно «гулять» на государственном канале. Мы сегодня имеем подобную ситуацию на Втором национальном телеканале! Все-таки там эфир заполнен: и «1+1», и самой Национальной телекомпанией. Мое мнение было изначально таким, что конкурс нужно объявлять, при этом очень тщательно выбирая тех, кто сможет действительно заполнить качественными программами этот отрезок. Потому что НТКУ еще не вышла из жестокого кризиса, в котором пребывала и пребывает (я не согласен, когда взваливают вину за этот кризис только лично на господина Долганова, я считаю, что на это есть объективные причины). Она, на мой взгляд, самое меньшее четыре-пять лет из этого кризиса будет выходить, что потребует больших капиталовложений.
Кроме того, частные вещатели будут платить за использование сигнала концерна РРТ. Это лично для меня аргумент очень весомый. Цель Нацсовета состоит в том, чтобы, с одной стороны, были соблюдены принципы свободы слова и т.д., а с другой стороны — чтобы государственные интересы были сохранены. И потому, когда просто так «гуляет» время, на котором государство может заработать, — мне это непонятно. И еще. В связи с недавним принятием Верховной Радой закона о внесении изменений в действующее законодательство по поводу регулирования отношений в информационной сфере (если его подпишет Президент) не может не возникнуть новая коллизия в процессе лицензирования. В этом законе предлагается минимальный срок действия лицензии для целей эфирного вещания ограничить семью годами. А я считаю, что в ближайшие пять лет все же у нас состоится реформа государственного телевидения, появится общественное ТВ, и как раз спустя эти пять- шесть лет, когда бы старая лицензия закончилась (если бы мы сейчас пролицензировали кого-то, спустя пять лет ее бы уже не было, не так ли?), эта компания общественного телевидения могла бы добрать эти пять с половиной часов уже для себя. А семь лет, по моему мнению, слишком много для этой лицензии. Хотя, конечно, нужно взвесить все «за» и «против».
— Как сопоставить объявление конкурса для частных телекомпаний на долю времени вещания на УТ-1 с провозглашенным принципом Нацсовета «Один канал — один вещатель»?
— Это не первый случай, когда выдается лицензия на вещание на Первом национальном. Уже существует прецедент: в 1998 году лицензию на два часа вещания на Первом национальном получила компания «Золотые ворота». Она не вышла в эфир в силу разных обстоятельств, но лицензию имеет. И ТРК «Эра», и ТК «Золотые ворота» — это мощные продакшн- проекты. Кстати, считаю, что эти две компании окажутся не единственными, желающими принять участие в конкурсе.
Юрий ЗАХАРЧЕНКО: «Действия Нацсовета сегодня оправданны»
— На каких условиях сейчас работает «Эра» на канале УТ-1, и чем вы руководствовались, когда подали заявку на участие в конкурсе?
— Уже истекает третий год, как телекомпания «Эра» работает на Первом национальном по договору с НТКУ, по которому ТРК «Эра» как продакшн-студия берет на себя обязательства производить программы «Доброго ранку, Україно!» и «Доброї ночі, Україно!». Это три часа эфира утром и два часа 15 минут ночью. В связи с тем, что объем производимой продукции большой, между НТКУ и ТРК «Эра» существует одно соглашение о том, что НТКУ должна оплачивать расходы на производство этих программ, и другое — из-за того, что последние годы государственное финансирование идет не в полном объеме, НТКУ предоставила право ТРК «Эра» размещать в эфире своих программ рекламные материалы, за что «Эра» получает свой процент комиссионных (5%), а остальное идет в расчет за производство этих программ. Сам эфир концерна РРТ за распространение сигнала проплачивает НТКУ.
Мы выходим не в прайм- тайм. Кроме того, мы, как продакшн-студия, не имеем тех прав, что НТКУ, которая владеет лицензией, предоставляющей право ведения собственной рекламной политики. Мы производим продукт, а как именно его размещать в эфире, решает НТКУ. Недавно в течение двух недель в вечернем эфире «Эры» не было, потому что НТКУ заключила договор и приобрела права на трансляцию лучших фрагментов Уимблдонского турнира. И потому наша ТРК иногда оказывается в очень сложном положении, когда НТКУ не имеет средств оплатить наш продукт и в то же время не дает нам права размещать рекламу, а мы не можем разумно использовать свое рекламное время.
— Что означают те «особые» условия, которые следует выполнить компании, получившей эту лицензию?
— В 1995 году была проведена перекоммутация каналов по всей территории Украины. Тогда был проведен тщательный анализ всего хозяйства передатчиков и принято решение, что вся новейшая техника должна обеспечивать трансляцию Первого канала. Но это не было документально упорядочено Укрчастотнадзором. Это очень серьезная и сложная работа — концерн РРТ имеет 488 передатчиков по всей территории Украины, которые транслируют УТ-1. Чтобы выдать техническую лицензию, Укрчастотнадзор проводит работу с одним передатчиком в течение месяца-двух. По сути получатель лицензии должен оплатить выполнение этой работы. Чтобы представить, сколько это может составить, скажу, что только за один передатчик на 10 Квт, который находится в Киеве, нужно заплатить 15 тысяч грн.
— Некоторые оценивают нынешний лицензионный процесс Нацсовета как наведение порядка в чеховском вишневом саду, другие — как передел медиа- пространства накануне парламентских выборов. А ваше мнение?
— Сначала (я внимательно следил за решениями Нацсовета) мне действительно казалось, что это перераспределение. Но потом мое мнение изменилось.
Моя позиция — действия Нацсовета сегодня оправданны. Он настроен выдавать лицензии тем телекомпаниям, которые уже могут самостоятельно существовать, а тем, которые по итогам аудита находятся на грани банкротства, предлагают стать частью какой-то общенациональной сети. Этот принцип мне кажется абсолютно оправданным и умным. Именно он заложен в перспективу развития ТРК «Эра» — принцип создания самодостаточной общенациональной телесети.
Выпуск газеты №:
№127, (2001)Section
Медиа