Разгосударствление СМИ в Украине неминуемо,
или Как уничтожить национальную прессу?«День» уже предоставлял слово одному из инициаторов срочного разгосударствления (см. № 153. — Ред. Сегодня мы предоставляем возможность высказать свои взгляды участникам «круглого стола» в Хмельницком. 37 представителей СМИ, политических и общественных организаций пытались проанализировать, к чему может привести внедрение в жизнь этих законопроектов.
Иосиф ЯДУХА, заслуженный журналист Украины, главный редактор областной газеты «Подільські вісті»:
— Года три назад я посетил Польшу. В то время там уже не было ни одной государственной газеты — я имею в виду государственной с точки зрения финансирования. Замечу, что не следует в единое целое сводить финансирование и государственническую позицию. Это абсолютно разные вещи. Что, мы можем назвать газету «День» негосударственной? Конечно, нет!
Если посмотреть с точки зрения перспективы развития демократии, разгосударствление когда-то должно произойти. Я очень внимательно изучил проект закона Жовтяка, статью в газете «День» и все представленные документы. Там есть такая замысловатая фикция, что первоочередное право на приватизацию имеют редакционные коллективы. Извините, я приведу такой пример. Основные фонды «Подільських вістей» составляют полмиллиона гривен. Зарплата наших журналистов — где-то в границах пятисот гривен. Скажите, пожалуйста, за какие деньги мы выкупим издание? Так о чем речь? О какой свободе слова идет речь, о какой демократии говорится? Даже бесплатная передача редакциям основных фондов, возможно, решит проблему только на основном уровне. О районных газетах и речи нет. Сегодня они вынуждены находиться только на государственном обеспечении, если мы хотим сберечь региональную местную информацию.
Василий ЮРИЧКО, президент Всеукраинского пресс-клуба:
— Проблемы с независимостью СМИ, особенно на низовом уровне, еще существуют. В первую очередь, это касается экономической стороны деятельности прессы. Но мне кажется, что сегодня решить эту проблему через тотальное разгосударствление нельзя. Все расчеты показывают, что тогда районная и городская пресса просто погибнут.
Руководство страны это понимает и пытается найти баланс между финансовой зависимостью СМИ от власти и их самостоятельностью. В частности, издано уже несколько Указов Президента Украины Леонида Кучмы, направленных на обеспечение независимости прессы, в Главном управлении информационной политики Администрации Президента Украины есть специальные телефоны для немедленного реагирования на конфликтные ситуации, на попытки руководителей любого уровня «поадминистрировать» редакциями...
По-видимому, нам надо развивать эти направления, в частности разрабатывать новый механизм государственной финансовой поддержки СМИ, и, возможно, создавать специальные независимые органы для решения конфликтных ситуаций. Кстати, эта идея уже высказана группой украинских журналистов в Страсбурге. Руководитель Главного управления информационной политики АП Украины Сергей Васильев предложил создать Большое Жюри — общественный орган, который будет представлять и журналистов, и общественных деятелей, и законодателей...
Что касается разгосударствления СМИ — вы можете принять любое решение, оно будет передано и в Верховную Раду, и в Правительство, и в Администрацию Президента. Более того, публично мы будем отстаивать ту точку зрения, за которую выскажется большинство журналистских коллективов.
Иван ЧИЖ, глава Госкомтелерадио Украины:
— Думаю, то, что мы собрались, является знаком, что проблема существует. Ее действительно нужно очень внимательно изучать, рассматривать и принимать решение, которое бы не исходило из каких-то субъективных подходов, а работало на перспективу.
В первую очередь, нужно вспомнить Конституцию страны и привлечь внимание к тому, что источником власти является украинский народ. Во-вторых, вся система, в том числе и система информационная, должна обслуживать этот источник власти и работать на носителя суверенитета, и любое движение к реформированию должно на него ориентироваться. Нужно четко осознавать цель, и приоритетом должен стать тезис — от реформ граждане должны получить больше возможностей. Нам надо внимательно разобраться — не является ли это очередной попыткой под какую-то химеру выстроить обезличенную систему, а государство вообще оставить без информационных каналов...
Мы и так бежим впереди паровоза. Наше законодательство, связанное с регистрацией СМИ, самое передовое в Европе. У нас любой может зарегистрировать печатное СМИ. Я раньше был довольно радикальным в своей депутатской позиции, а когда посмотрел, что же государство имеет, взялся за голову. Фактически сегодня мы оккупированы информационно. Государству вообще не надо ничего отдавать. Дожились до того, что в Закарпатье 52 соседних вещателя, на Волынь работают двадцать польских, семь белорусских... Наших здесь нет. На востоке хозяйничает Россия.
Сегодня в Украине в электронных средствах информации государственных — 3,1 процента, а еще полгода назад было 3,8 процента. Куда дальше разгосударствливать? В печатных средствах информации из 17400 зарегистрированных на общенациональную и местную сферу распространения государственных немногим больше восьми процентов — это то, что называется районки, областные газеты...
Понимаю, то, что я сказал, звучит как заданная позиция. Не скрываю, она у меня таковой и является. Я начинал в районке и не представляю себе района без газеты. И потом, я просто знаю экономику районов. Я не вижу меценатов, которые побегут создавать здесь за собственные деньги что-то негосударственное. Поэтому я отстаиваю позицию — украинскую прессу надо поддерживать, развивать, создавать условия для ее экономической самостоятельности. Мы разработали и внесли в правительство предложения о реализации программ «Малая пресса», «Журналист» и т. п.
И в завершение — обобществление. По-моему, это путь, по которому следует идти. В программе украинского правительства впервые прописано: создать предпосылки для создания общественного телерадиовещания. Будем создавать такие предпосылки....
Владимир ТИЩУК , редактор Ярмолинецкой районной газеты «Вперед»:
— Сегодня слова «разгосударствление СМИ» — это не просто запрет государству иметь свои газеты, радио и телевидение. Это — фактическое уничтожение низовой национальной прессы; ликвидация СМИ, которые ближе всего стоят к народу. Сотни моих коллег во всех регионах Украины находятся практически в одинаковом экономическом положении — это свидетельство, что сегодня финансовых предпосылок для нашего самостоятельного функционирования нет.
Я, член НСЖУ, не поддерживаю позицию руководства нашего союза. Почему оно одобряет наше уничтожение — фактически основы своего существования? Это же надо так далеко оторваться от проблем украинской прессы…
Наше законодательство позволяет практически каждому иметь свою газету. Почему мы запрещаем это государству? Или у нас уже все проблемы решены с национальной идеей, с возрождением духовности, с воспитанием уважения к родному языку, с созданием национального предпринимательства?
Другое дело — механизмы финансирования. Поэтому давайте сделаем простую вещь. Мы те двадцать или двадцать пять тысяч, которые закладываем в бюджет района для того, чтобы районная газета существовала, будем выдавать областному управлению по прессе, а оно будет отдавать газете, как это когда-то было. Газета тогда становится финансово независимой от местной власти.
Андрей МАЦЕЙКО, журналист коммерческой Хмельницкой телерадиокорпорации «Контакт»:
— Я считаю, что все СМИ в Украине государственные. Они официально зарегистрированы и обслуживают народ. Поэтому надо говорить о бюджетных и небюджетных.
Мы не получаем из бюджета ни копейки, что, собственно говоря, дает нам определенные преимущества перед бюджетными телерадиоорганизациями.
Что касается разгосударствления, это проблема, как по мне, только для районных газет и радио. Считаю, что когда газета будет писать то, что хотят читать люди, а не выступление главы райгосадминистрации и руководителя совета или самого передового председателя фермерского хозяйства... то ее будут расхватывать, как это делается во всем мире. Потому что во всем мире ТВ, радио и газеты — это бизнес. Если товар пользуется спросом, он продается. Так и газета или радио. Если они не могут заработать на свою деятельность, значит такие СМИ не нужны. Возможно, большинство районов останутся без своей прессы — это значит, что жителям они не нужны и пусть ликвидируются.
Правда, говорим, что всего около трех процентов СМИ принадлежат государству или являются коммунальными. Поэтому утверждать, что они монопольно влияют на общее мнение — несерьезно. По-видимому, для настоящей свободы слова и плюрализма мнений в обществе нужен и голос власти, даже если это лично мне не нравится.
Независимый орган для рассмотрения конфликтов в информационной сфере, как его называют, Большое Жюри, нужен. Другое дело — как сделать его действительно незаангажированным.
Лариса КИРИКИЩУК, председатель Хмельницкой областной организации УТОС:
— С ужасом думаю, что скоро будут уничтожены СМИ, которые отзывались на наши просьбы. Я представляю социально незащищенную группу населения — это инвалиды по зрению, это люди с ограниченными физическими возможностями, это малообеспеченные. Чтобы решать наши проблемы, проблемы социальной защиты, реабилитации, адаптации, интеграции в общество, нам просто как воздух необходимо общение с СМИ. Частные СМИ нас не просто игнорируют, а жестко отказывают в предоставлении нам слова, заявляя: «Нам нужны деньги, а не ваши проблемы». Только «Подільскі вісті», «Проскурів» и областная гостелерадиокомпания отзываются на наши просьбы.
Анатолий ТРАЧУК , заслуженный журналист Украины, генеральный директор Хмельницкой телерадиокомпании «Поділля- центр»:
— Государство не может быть государством без границ, без языка и, безусловно, без информационного суверенитета, без того, что оно мыслит, говорит, общается, продуцирует общественную позицию через информационные каналы... И — на перспективу — надо работать над решением проблемы общественной прессы, но опять же необходимо серьезно подумать и взвесить, нужно ли насильственно ликвидировать государственные СМИ.
Участники «круглого стола», подытоживая дискуссию, предложили через своих депутатов добиваться проведения парламентских слушаний по вопросу разгосударствления СМИ, а также призывали Главное управление информационной политики АП Украины и Комитет Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации проанализировать последствия принятия непродуманных предложений. Они также обратились к Ивану Чижу с просьбой обсудить законопроекты о разгосударствлении на расширенной коллегии Госкомтелерадио Украины и на основании общей позиции выходить с предложениями к правительству и парламенту.
«Круглый стол» поддержал также идею о создании независимого экспертного органа «Большое Жюри» или Третейского суда. Но одновременно участники считают, что нужно рассматривать и вопрос о создании специализированных судов и высшего апелляционного специализированного судебного органа, например, Информационной палаты.
КСТАТИ
В начале сентября издатели — члены Украинской ассоциации издателей периодической печати (УАИПП) на общем собрании в Одессе единогласно приняли заявление под названием «Разгосударствление — неотвратимый этап развития прессы в Украине». Как указывается в этом документе, «в любом цивилизованном обществе медиа выполняют общественную миссию контролера решений и действий органов власти. Эта миссия выполняется в интересах всего общества, каждого гражданина и налогоплательщика. Сегодня в Украине государственные и региональные газеты не являются коммуникаторами между властью и гражданами, не служат государству и местной общине, а обслуживают персональные интересы конкретных должностных лиц. Очевидно, что в такой ситуации эти газеты дают информацию не на основе объективности и различных точек зрения. Это нарушает конституционное право граждан Украины на полное информирование о деятельности органов власти и местного самоуправления. На содержание государственных и коммунальных газет государственный и местный бюджеты ежегодно расходуют миллионы гривен, что грубо нарушает право налогоплательщиков на иное целевое использование этих средств. Финансовая независимость многих негосударственных газет в регионах Украины убеждает, что государственные и коммунальные СМИ могли бы работать и без бюджетных дотаций». В тексте заявления упоминаются также инициативы УАИПП и Национального союза журналистов Украины (НСЖУ) о принятии законопроектов о разгосударствлении печатных СМИ. Это позиция взвешенная и своевременная, положительно воспринятая различными политическими силами в Украине, указывают авторы заявления. Но «в то же время разворачивается кампания против разгосударствления. Сегодня в Украине при молчаливом согласии государственной власти организовываются собрания и «круглые столы» руководителей редакций государственных и коммунальных газет, на которых искажается информация относительно позиции НСЖУ и УАИПП, блокируется сама возможность проведения здоровой дискуссии об условиях разгосударствления. УАИПП заявляет свой протест кампании против разгосударствления и целиком и полностью поддерживает мужественную и принципиальную позицию Председателя НСЖУ Игоря Лубченко». Издатели- члены УАИПП призывают «коллег-газетчиков из государственных и коммунальных изданий к спокойной дискуссии, взвешенному подходу к разгосударствлению, которое должно осуществляться исключительно с полным учетом интересов трудовых коллективов редакций этих изданий».
Выпуск газеты №:
№171, (2003)Section
Медиа