Перейти к основному содержанию

Разговор в Межгорье:

Почему мыслящая часть общества опять осталась за бортом?
30 июня, 20:25
БОЛЬШЕ ГОДА УЧАСТНИКИ ДВИЖЕНИЯ «СТОП ЦЕНЗУРЕ!» ТРЕБОВАЛИ, ЧТОБЫ ВИКТОР ЯНУКОВИЧ ИСПОЛНИЛ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ И ПРИГЛАСИЛ ИХ В МЕЖГОРЬЕ. НО, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ПРИГЛАШЕНИЯ ПОЛУЧИЛИ (НА ФОТО СЛЕВА НАПРАВО) АЛЕКСАНДР ТКАЧЕНКО «1+1», ИГОРЬ ГУЖВА «СЕГОДНЯ», АНДРЕЙ КУЛИКОВ «ICTV», ЕВГЕНИЙ КИСЕЛЕВ «ИНТЕР», А ТАКЖЕ САВИК ШУСТЕР И МИХАИЛ ПОДОЛЯК «ОБОЗРЕВАТЕЛЬ». НА БЕКГРАУНДЕ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА С ЖУРНАЛИСТАМИ КОНТРОЛИРУЕТ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ ВИКТОРА

В марте 2007 года после одной из пресс-конференций, на которой журналисты упрекнули премьер-министра Украины, мол, все чиновники свое жилье уже показали, а вы еще нет, Виктор Янукович пригласил нескольких медийщиков в свою усадьбу. Тогда УНИАН сообщал, что дом премьера находится в селе Новые Петровцы. «Здание, площадь которого Виктор Федорович на пресс-конференции так и не смог вспомнить, и в действительности оказалось небольшим (ну, по крайней мере, по сравнению с загородными резиденциями некоторых других политиков и высокопоставленных должностных лиц). Дом строили еще в 60-х как госдачу. В конце декабря 2004-го Виктор Федорович получил его в пожизненное пользование как премьер-министр. А в 2006 г. Виктор Ющенко подтвердил за ним это право».

Что ж, судя по итогам нескольких журналистских расследований и опубликованных в печати снимков, с 2007 года госдачу образца 60-х кардинально трансформировали. Со времени появления того репортажа прошло четыре года. За этот период Виктор Янукович изменил статус, но к себе домой журналистов больше не приглашал. По крайней мере, так было до прошлой недели, когда журналистов в Межгорье таки пригласили, но — не совсем тех и не совсем туда.

Короткий сюжет о достаточно скромном президентском быте, а также о почти двухчасовом разговоре Виктора Януковича с Савиком Шустером, Евгением Киселевым, Андреем Куликовым, Александром Ткаченко, а также редакторами газеты «Сегодня» и сайта «Обозреватель» можно было наблюдать в эфире телеканалов «Интер», «Первый Национальный», «1+1» и «ICTV».

Наши коллеги, публикуя собственные впечатления от этого эфира, обращали внимание на разные важные детали. В первую очередь, что среди президентских интерьеров бросалось в глаза нам — это кабинет. В небольшой якобы рабочей комнате Президента в Межгорье, очевидно, после одной из публикаций Сергея Лещенко, в которой он обратил внимание на странное отсутствие компьютера в кабинете Президента, появился ноутбук. К тому же Виктор Янукович отметил, что утро начинает с просмотра новостей.

Вряд ли можно было ожидать от этого интервью предельной откровенности. Ведь речь идет о разговоре при участии избранных журналистов, к тому же в записи, к тому же на территории Виктора Януковича. Но, так или иначе, каждый увидел в этом разговоре то, что он способен был увидеть.

Безусловно, стремление Президента общаться с журналистами стоит поддержать. Но. Здесь снова возникает вопрос критериев. Никто, конечно, не претендует на право гаранта быть, как говорит сам Виктор Янукович, «тоже человеком», и на личном участке его жизни действительно могут быть определенные преференции и симпатии, в том числе относительно прессы. Но мы говорим, прежде всего, о государственном лице, перед которым стоят определенные обязательства, в том числе относительно общения не только с теми, с кем общаться приятно, но и с теми, кого нельзя обойти вниманием. Спектр СМИ, приглашенных на интервью, — не репрезентативный относительно украинского общества. Когда свои вопросы Виктору Януковичу смогут задать журналисты «ТВі» и «5-го», «Українського Тижня», «Української Правди»? Здесь речь идет, конечно, не об обидах, а о целом секторе украинского общества — преимущественно вдумчивых зрителей и читателей, существование и мнение которых остается за бортом президентского внимания. И это, стоит заметить, прежде всего — проблема президента. Вряд ли, учитывая ситуацию в стране и неумолимые рейтинги, Виктор Янукович может себе это позволить. Так же странно и ошибочно самоуверенно выглядит фрагмент, где Виктор Янукович, по сути, бросает вызов журналистам, в частности, участникам движения «Стоп цензуре!», мол, «я им не по зубам». Учитывая успехи в реформировании страны, не пришло ли время искать союзников, а не наживать врагов? Кроме того, дело не в персоналиях, а в процессах. Виктор Янукович так и не ответил на прямые вопросы: он выступает за президентскую или за парламентскую республику? Чего Президент хочет от Конституции? Чего вообще можно хотеть, если полнота власти уже фактически обеспечена? Наилучшая Конституция — это та Конституция, которая работает, справедливо отмечает Виктор Янукович. А чего не хватает украинской Конституции, чтобы она заработала? Эти вопросы остались без ответа.

Как утверждает в своем блоге на «УП» Мустафа Найем, «кассеты с записью встречи передали на каналы менее чем за сутки до эфира», а «монтаж и корректировку содержания полностью контролировала сторона Президента», о чем все участники встречи знали заранее. Но удивляет другое. Если сторона Президента действительно все контролировала, то почему из интервью не вырезали вопиющий фрагмент, где Виктор Янукович вспоминает о своем неоднозначном общении с главой Конституционного суда относительно закона о красном флаге? Этого президентский аппарат просто не заметил? Или слова «нужно довести до судей мою точку зрения» из уст Президента электоральной биомассе должны казаться нормой?

Добавить что-то сугубо человеческое к тому, что происходило за круглым столом в Межгорье, помог дождь и гроза, которая удивительным образом напоминала о себе при каждом упоминании о Владимире Путине. Стихия, нагрянувшая внезапно, вызывала откровенное недовольство на лице Президента. Еще бы, ведь на погоду конституционные полномочия гаранта не распространяются.

И в завершение. Невзирая на критику присутствующих на встрече журналистов со стороны наших коллег, стоит признать, что Андрей Куликов, Евгений Киселев и Александр Ткаченко все же пытались задавать Виктору Януковичу неудобные вопросы. Было очевидно, что для них это непросто, но также очевидно, что эти и другие неловкие вопросы должны быть заданы Президенту (и не только) в первую очередь. Другое дело, что ответы на эти вопросы так и не прозвучали. Но неужели кто-то ожидал катарсиса?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать