Реконструкция сознания
Во вторник киевляне смотрели фильм «Богдан Хмельницкий». И аплодировали. А когда его будут смотреть политики?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100422/472-17-2.jpg)
Красный зал Дома кино был заполнен до предела. Шла презентация документального фильма студии «ВІАТЕЛ» и режиссера Василия Витра «Богдан Хмельницкий» из сериала «Игра судьбы». Василий Витер работал над кинолентой о жизни одного из самых выдающихся украинских гетманов около пяти лет. Наряду с автором сценария и режиссером-постановщиком Василием Витром над фильмом работали исполнительный продюсер и редактор Галина Криворчук, ведущая Наталья Сопит, кинооператор-постановщик Георгий Кривошеенко. Слаженная команда провела огромную поисковую работу, прожила вместе с героями фильма их судьбы. В итоге им удалось сделать историческую реконструкцию эпохи Хмельницкого. А потому фильм «Богдан Хмельницкий» — это правдивый рассказ, пробивающий тонны лицемерия, это захватывающий сюжет и живые герои, которые накладываются на общую панораму украинской жизни той эпохи.
Зал аплодировал уже после первой части фильма. Кинолента «Богдан Хмельницкий» длится 1 час 52 минуты, как полнометражное игровое кино, а зрители его смотрели на одном дыхании.
Восприятие киноленты до краев заполненным залом показало, что украинцы ищут свое и правду о своем, им нужны свои национальные герои.
В условиях постоянного информационного голода украинцы чувствуют потребность в таких фильмах, сюжетах, программах. Хотя «Богдан Хмельницкий» — далеко не первый фильм Василия Витра из цикла документальных передач «Игра судьбы», транслирующихся на «5 канале», который вместе с ежедневной всеукраинской газетой «День», журналами «Международный туризм» и Welcome to Ukraine является информационным партнером студии «ВІАТЕЛ».
Вряд ли можно было надеяться, что презентацию фильма «Богдан Хмельницкий» посетит правительство и киевский истеблишмент, как это было на показе ленты Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Часть наших политиков застряла в российском мире, ориентируясь на чужие ценности и одновременно ища недостатки в своих героях. Хотя в том же российском мире далеко не все исповедуют господствующую идеологию, и там происходит переосмысление частью интеллигенции своей истории и современности. В Украине тоже есть много умных и талантливых людей, которые ищут настоящие смыслы, создают национальный миф и пытаются сломать навязанные стереотипы. А те, кто публично критикует Мазепу, обвиняет в алкоголизме Шевченко и ставит под сомнение заслуги Хмельницкого — это лишь маргинес. И то, что украинцы постоянно видят и слышат этот маргинес, главный редактор «Дня» Лариса Ившина называет «политикой апартеида национального зрителя».
Впрочем, речь не только о том, что нужно ценить свое, которое ничем не хуже чужеземного. Фильм «Богдан Хмельницкий» необходимо смотреть потому, что это бесценный исторический опыт и урок одновременно, правдиво показанный его авторами с удачным жизненным и политическим акцентом. Создатели киноленты не останавливались на мелочах, им удалось передать жизненный путь человека, который чувствует, любит, поддается слабостям, и государственного деятеля, который побеждает благодаря своим добродетелям и терпит поражение из-за своих ошибок. Добродетелями своих героев мы должны гордиться, а на ошибках нужно учиться. К сожалению, в зале не было ни одного политика из тех, кто сегодня влияет на судьбу государства. Возможно, именно из-за этого мы до сих пор терпим те же поражения из-за тех же необдуманных поступков. А один из самых важных и самых актуальных уроков эпохи Хмельницкого — власть не должна быть оторванной от своего народа, находиться с ним в параллельных измерениях, потому что страну всегда подводит тот народ, который не понимает действий своей элиты.
А потому политики, и все остальные, кто еще не видел фильм «Богдан Хмельницкий», приходите на просмотр киноленты Василия Витра. И одевайтесь тепло — в зале может быть холодно.
Юрий СОРОКА, киновед, глава секретариата ОУН:
— Наше общество имеет такую особенность, что украинцам нужно, как «Отче Наш», повторять биографии великих людей своего народа. Я не думаю, что кто-то из собравшихся в зале, хотя здесь были сотни людей, так идеально знает жизненный путь Богдана Хмельницкого, как он был передан в фильме. А еще украинцы не только не в совершенстве знают истории своих выдающихся людей, но и часто их забывают. Поэтому их нужно постоянно пересказывать, и не только о Богдане Хмельницком. Подумайте, насколько показанная в фильме история жизненная. Рядом с Хмельницким есть любящая женщина, есть та, которую он любит, — и это все жизненные, понятные нам моменты. В этом фильме зритель может узнать и себя. К сожалению, в нашем информационном пространстве много нужного теряется или умышленно блокируется, и это сложная ситуация, но я считаю, что мы из нее потихоньку начинаем выходить.
Что касается работы над фильмом, то здесь сложился определенный ансамбль оператора, режиссера и ведущей. Ведущая вообще исполняла сразу несколько ролей в фильме — транслировала мысль, играла Хелену, частично проигрывала других персонажей — близких Хмельницкого. Можно сказать, что Василий Витер в этом фильме нашел свою стилистику. Ее можно разделять или нет, но вот это полиэкранное движение картинок — это стилистика Василия Витра, его достижение. Этот способ позволяет зрителю получить дополнительную визуальную информацию с экрана. Невозможно не отметить замечательную работу оператора Георгия Кривошеенко. Ведь можно было заметить, как во время драматичных моментов к глазам фигур персонажей на картинах, которые по своей сути неподвижны, применялась фосфоризация, и это придавало динамику, оживляло статичные портреты. Поэтому хочется еще раз отметить, что Василий Витер достиг определенного уровня. Если бы он просто пересказал историю Богдана Хмельницкого, уже за это его стоило бы поблагодарить, но он воспроизвел ее обстоятельно. Я уверен, что в фильме даже для специалистов найдется уникальная информация. Тем более, не так часто бывает, что документальное кино может завершиться моментом катарсиса.
Ольга БЕРЕЖНАЯ:
— Это очень важный фильм, который нужно показывать, в том числе и в учебных заведениях. Ведь эта кинолента первой поставила на многих событиях времени войны Богдана Хмельницкого важные политические акценты и продемонстрировала очень правильно и политическую ситуацию, и экономику того времени, и душевное состояние самого Богдана и его ближайшего окружения, его отношения с женщинами и боевыми побратимами. Именно это дает зрителю возможность понять фильм. Его нужно неоднократно показывать по телевидению, чтобы переосмысливать его содержание, ведь нам веками «заливали за шкуру сало», а теперь, в конце концов, нужно послушать правду.
Александр МАЗУР, атаман Вольного казачества:
— Авторам удалось избежать сухого словосочетания «документальный фильм», а подать факты художественно, продемонстрировать человеческие переживания. Ведь на экране, несмотря на отсутствие игрового момента, мы видели живых людей с их эмоциями, с правом любить, с правом ошибаться. Я думаю, авторам удалось перенести нас, зрителей, в ту эпоху. Потому что оценивать поступки и Богдана, и Кривоноса, и Богуна можно только будучи в том времени, а не с позиций сегодняшнего дня. И очень удачным итогом презентации стали слова редактора газеты «День» Ларисы Ившиной о том, что если бы сегодняшние мужи посмотрели и пережили этот фильм, то, наверное, многих сегодняшних ошибок мы бы избежали.
Василий ВИТЕР, режиссер фильма «Богдан Хмельницкий»:
— Откровенно говоря, я не надеялся, что фильм будет так тепло принят зрителем, безусловно, я ожидал более спокойного восприятия. Он вызывал у зала смех или аплодисменты во время таких моментов, когда мы и не надеялись. И тогда я увидел, что зритель уже втянут в историю и сопереживает нашим героям, несмотря на специфический стиль фильма. Для меня это самое главное. Потому что когда зритель сопереживает герою, можно говорить о том, что фильм нужен и что он будет жить.
То, что я нашел в Богдане Хмельницком, я бы написал на клочке бумаги, если бы у меня не было возможности снять фильм. Поскольку есть еще возможность снимать фильмы, то мы эту историю рассказали таким образом. Но это мой мотив, мотив режиссера, который хочет историю рассказать. Но как режиссер я должен слышать зрителя, предугадывать его. Любой нормальный режиссер не должен навязывать зрителю свое видение, он должен понимать, что людям сейчас нужно. И в то же время, не идти за зрителем. Здесь есть определенный баланс, потому что миссия кино, по моему убеждению, — рассказывать те истории зрителям, которые держали бы их в жизни. Жизнь в любых обстоятельствах тяжела. И люди должны крепнуть от просмотра фильмов или чтения книг, должны таким образом расти над собой.
Нельзя исключать и того, что украинцы, устав от репертуара традиционного телевидения, чувствуют потребность в таких историях. Работая над сериалом «Игра судьбы», я убедился, что наиболее интересна правдивая человеческая история. Просто обычно мы получаем такие истории в штампованных переводах, в затертых форматах. Например, почему-то герой обычно должен быть лишен любых проявлений обычных человеческий слабостей, а в действительности есть жизнь человека, и ее нужно видеть. А бывает наоборот — внимание акцентируется только на грязном белье. Это тоже неправильный подход, ведь искусство для того и существуют, чтобы поднимать в человеке дух. Тем более что жизнь людей сегодня далеко не легкая, а соответственно, поднимать их дух действительно нужно. И, кстати, что касается реакции зрителя, мне показалось, что у него этот дух есть.
Станислав ЧЕРНИЛЕВСКИЙ, поэт, кинорежиссер:
— Лично для меня презентация фильма «Богдан Хмельницкий» — это событие, которого я давно ждал. Потому что мы, наконец, смогли увидеть Богдана Хмельницкого сквозь призму его жизненной истории. И сделано это авторами фильма было очень органично, без напряженности и ненужного радикализма. В понимании того, как творится история, фильм «Богдан Хмельницкий» — это прорыв. Ведь он ярко демонстрирует, что история творится поступками людей, имена которых, возможно, остались неизвестными или их не вспоминают, она складывается капля по капле из многих решений и действий. И если поступки людей где-то были недобросовестными, то через несколько десятков лет они складываются в катастрофу.
Фильм «Богдан Хмельницкий» впервые в Украине дает срез мощной исторической фигуры через человеческие связи, когда человек через страдания и муки решает сложные задачи. И очень важно, что в этой киноленте очень удачно найдена мера того интереса, который может соединить тягу к экрану людей подготовленных и массового зрителя. Важно также, что в фильме освещаются и те реальные исторические события и персонажи, которые раньше замалчивались.
Голос ведущей удерживает зрителя в пространстве доверчивости, не патетики, а доверчивого рассказа частной истории человека, которая оборачивается нечастной историей.
Мне бы хотелось отметить еще одну важную вещь. Василий Витер был учеником Андрея Мерзликина, который, в свою очередь, учился у Михаила Верхацкого, а Михаил Верхацкий был учеником Леся Курбаса. То есть мы видим четыре поколения непрерывного культурного наследия, которое передается не через книги, а в непосредственном живом общении.
Во время просмотра фильма я пережил порыв радости. Я думаю, что для многих это станет стимулом к последовательной работе, которая должна постоянно проводиться теми, кому не безразлично прошлое, современное и будущее Украины.
СПРАВКА «Дня»
Василий Витер, сценарист и кинорежиссер, заслуженный деятель искусств, родился в с. Великополовецком Киевской области. Дважды оканчивал Киевский институт театрального искусства им. И.К. Карпенко-Карого: в 1972 г. по специальности «актер драмы», в 1981 г. по специальности «режиссер кино и телевидения». Учителем Василия Витра был Михаил Верхацкий, ученик Леся Курбаса, украинский режиссер, педагог и театровед. Как актер Василий Витер работал в Житомирском и Волынском музыкально-драматических театрах, на киностудии им. А.Довженко. С 1979 года — на Украинском телевидении. С 1982 — на студии «Укртелефильм», где снял такие фильмы: игровые: «Кларнеты нежности», «Диктатура», «Дальше полета стрелы» и др.; документальные: «Подземные воды», «Цвет папоротника», «Иван Мыколайчук. Тризна», «Глубокий колодец» и др. Был в СССР одним из первых режиссеров, которые начали снимать игровые фильмы на видео («В лузе на старом диване» по новелле Е. Гуцало). В 1994 году учредил собственную студию «ВІАТЕЛ», на которой снял фильмы: «Возрождение. Национальная филармония», «Успенский собор», «Михайловский Золотоверхий» и другие.
Выпуск газеты №:
№72, (2010)Section
Медиа