Ревизионистский вестерн

Ночью с 20 на 21 января в 02.05 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и фильм Сэма Пекинпы «Майор Данди».
«Майор Данди» — знаковый фильм: первый ревизионистский вестерн знаменитого американского кинорежиссера Сэма Пекинпы. Это кино не только для ценителей вестернов, но и для всех, кто способен уловить дыхание свободного, дикого, непричесанного кино.
Интрига же ленты такова. Гражданская война в США. Бесстрашный кавалерийский офицер ведет в опасный поход отряд отступников. Цель — разгромить отряд индейцев-апачей в горах, расположенных на границе Техаса с Мексикой. Вот так и становятся настоящими героями те, кого еще вчера считали подонками.
Эта картина поставлена по мотивам реального военного похода против апачей и их вождя Черрибы, который грабил и убивал мирных жителей.
Перед нами разворачивается история испытаний, находок и потерь на фоне противостояния двух главных героев — джентльмена с Юга, в исполнении Ричарда Харриса, и майора-прагматика с Севера, которого играет Чарлтон Хестон.
«Майор Данди» действительно является показательным произведением и в целом в американском кинематографе, и, соответственно, в творчестве Сэма Пекинпы. Он сохраняет технику и стиль ранних классических работ режиссера, и, в то же время, делает решительный шаг в сторону будущей бескомпромиссной и жестокой «Дикой банды». Если в предыдущих фильмах постановщика джентльмены берут верх над злоумышленниками, то в «Майоре Данди» действительность заставляет их по-иному взглянуть на честь, долг и традиции.
Вообще, столкновение романтического идеализма 1950-х годов с жестоким реализмом
1960—1970-х и стало, в известной мере, плодородной почвой для той атмосферы безжалостности и кровавого насилия, которыми пропитаны фильмы этого режиссера. Он, как говорится, отпевает мифологию старого Дикого Запада.
Собственно, гибель обычного человека той эпохи показывает Пекинпа и в «Майоре Данди», во время работы над которым проявились все противоречия его буйной натуры.
Во время съемок в Мексике и без того достаточно резкие манеры Пекинпы, о творчестве которого шире будет идти речь в специальном сюжете, усиленные алкоголем и марихуаной, довели обычно сдержанного актера Чарлтона Хестона до того, что он замахнулся на режиссера кавалерийской саблей. И это при том, что Хестон в других непростых ситуациях, которых было достаточно у Пекинпы с продюсерами, всегда был на его стороне. Конфликтные же ситуации продолжались и в дальнейшем. Едва ли не ключевая из них возникла на стадии монтажа — руководство студии потребовало сильно сократить картину, что, очевидно, не пошло ей на пользу, но, несмотря ни на что, не помешало стать правдивой классикой жанра.
Автор
Владимир ВойтенкоSection
Медиа