Революция как шанс
Удастся ли вернуть на путь построения украинского государства оккупированные «путинщиной» телеканалы?
Смена власти и попытки нормализовать ситуацию в стране пока еще не дали ожидаемых результатов. Новые политики действуют по старым принципам распределения «портфелей». Майдан остается на радикальных позициях. А в регионах возникают очередные противостояния и даже вооруженные столкновения. Вернуть страну к норме, уменьшить градус напряжения и показать пути выхода из кризиса должно бы было национальное информационное пространство. Но оно в Украине в смысле национальных интересов далеко не такое. Не разобравшись с существующими проблемами, украинская журналистика на протяжении существования Майдана и особенно последних дней столкнулась с новыми — поверхностностью и таблоидизацией. Отечественные телеканалы и раньше выполняли функции рычагов влияния в большой и региональной политике, формировали электорат для определенных политических сил, создавали мифы, выступали выразителями чьих-то интересов.
К сожалению, даже в условиях последних трех сложных месяцев зрители в который раз имели возможность оценить весь спектр манипулятивных технологий — от замалчивания фактов до откровенной дезинформации. К чему это привело? Украинское телевидение подготовило эскалацию насилия. Дешевыми российскими сериалами, боевиками, детективами и криминалом. А еще — откровенной ложью в эфире.
«Журналисты должны понять, что человек, который лжет, — недалеко ушел от того, который убивает. Ведь он готовит основу для убийства. И такую функцию преимущественно выполняло украинское ТВ», — сказал в комментарии «Дню» интеллектуал, публицист, участник инициативной группы «Першого грудня» Евген СВЕРСТЮК.
В настоящее время это продолжается. Более того, в очень сложное для страны время журналистика, вместо того чтобы говорить о главном — ради чего митинговали и погибали люди, — «смакует» роскошь «Межигорья». На первый план выходят антиквариат, золото, сауны и даже красное нижнее белье Януковича. В медиа много пишут о гражданской жене экс-президента и ее ребенке: в какой комнате жила, работала ли на президента официанткой? Какие игрушки любил и где учился ребенок? Если Янукович — публичный человек, то вмешиваться в личную жизнь других людей по меньшей мере неэтично. Обвиняя бывшую власть в десятках преступлений, журналисты незаконно врываются в жилье экс-генпрокурора Виктора Пшонки. Кто отменил право на частную собственность?
«Журналистам нужно унять амбиции относительно соревнований в развлекательную игру под названием «Поездка в Межигорье». Нужно давать глубокий анализ того, что произошло, — отмечает интеллектуал, публицист, участник инициативной группы «Першого грудня» Евген СВЕРСТЮК. — Есть журналисты, которые приумножают оптимистические, бодрые, творческие настроения, дают профессиональную аналитику. Но их немного. Большая часть — продолжает развлекаться Межигорьем или нагнетать ситуацию, распространяя оперативную ложь. Например, о преследовании русскоговорящих людей. Вообще вывод последних недель — ложь в СМИ должна быть уголовно наказуемой».
ОККУПИРОВАННЫЕ КАНАЛЫ
В отечественном информационном пространстве абсолютно комфортно чувствуют себя десятки перебежчиков и одиозных фигур из «Партии регионов» и не только. Они снова появляются в студиях каналов и устраивают театральные раскаяния. А журналисты продолжают их слушать, изредка задавая острые вопросы, от которых гости уже привычно уклоняются или непривычно плачут. И все это выглядит еще более кощунственным на фоне последних событий. Видел ли кто-нибудь Михаила Гаврилюка в эфире, пока видео с издевательством над ним «Беркута» не облетело весь мир? Скольким представителям Небесной сотни при жизни дали возможность выразить на камеру свое видение страны, за которую они боролось? Однако мы видим растиражированные и примелькавшиеся лица определенных политиков, которым уже можно давать условную карточку «постоянного клиента» того или иного канала.
«Важно незамедлительно вернуть на путь украинского государствообразования оккупированые «путинщиной» телеканалы. Их оккупация все же сделала свое черное дело. Здоровое информационное пространство — очень важно для успокоения, объединения искусственно разделенной Украины. Это горы свернет», — написала в своем Facebook заместитель главного редактора IA ZIK Татьяна ВЕРГЕЛЕС.
ТРЕБОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ФОРМАТА
Оздоровить информационное пространство, прежде всего, должен государственный регулятор — Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Шанс есть, но... «Когда в 2004 году пришла якобы новая власть, мне было странно, почему подход к информационному пространству не меняется, — рассказывает «Дню» бывший член центрального аппарата Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, экс-руководитель пресс-службы Национального совета, Николай ГРИЦЕНКО. — Более того, те члены, которые пришли в Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания от новой власти, начали лоббировать создание новых каналов, которые абсолютно не отличались по программному наполнению, а лишь основателями. Поэтому сейчас я боюсь, чтобы все не осталось на тех же позициях. Этот орган формировался по принципу, когда олигархи, основатели ТРК делегировали туда своих представителей. Поэтому структура была беспомощной. Результат этого — сегодня после новостей, в которых показывают похороны майдановцев, идет российский сериал о фашистах, который создает усиление военного нагнетания. Диктат коммерции захватил телевидение уже настолько, что права зрителей вообще не принимаются во внимание — исчезло детское, молодежное, аналитическое вещание. Вместо этого появился продукт, который дебилизирует общество. Для того чтобы сейчас на революционных событиях мы могли вернуть наше информационное пространство к «здоровому» формату, нужно не спешить изменять законы о телевидении и радиовещании, а просто начать четко их выполнять. В первую очередь нужно провести смену кадров в Нацсовете, однако не наспех. Очень важно не допустить снова наплыва лоббистов от олигархов. Также важно усилить влияние общественных советов. Если не удастся реформировать Нацсовет — ситуация не изменится никак».
Телевидение последнего десятилетия — это действительно возбудитель, для которого важнее шокировать, раздуть скандал, запугать «чернухой», копаться в чужом белье... оно стимулирует деградацию и нивелирование культурных ценностей. Стоит лишь сравнить, сколько людей пришло на Майдан помянуть погибших после «кровавого четверга», и сколько людей фотографировалось на фоне дворцов Межигорья, создав километровые заторы еще на въезде в Новые Петровцы. Почему так случилось? Ответ можно найти в еще одном сравнении — сколько раз каналы транслировали «Пливе кача» и сколько — сюжеты из резиденции экс-президента о шубах, машинах и золотых батонах?..
О ЧЕМ ГОВОРИТЬ
— Мнение Майдана сейчас прежде всего должно быть услышано, — убежден Николай Гриценко. — Но мы не только в телеэфирах не видели, мы их даже со сцены не слышали. Представляю, как прорывался сотник Володя, о котором все сейчас говорят, и которого точно не было в сценарии. Тем не менее, именно эти люди стали движущей силой. Поэтому в настоящее время на каналах должна быть дискуссия не только на уровне политиков, но и на уровне тех людей, которым уже нечего терять. Эти люди не «пропитаны» амбициозностью должностей, и в этом их сила.
По мнению Евгена Сверстюка, сейчас необходимо акцентировать внимание в медиа на позитиве и по крайней мере первых, пусть и не значительных, но достижениях.
— Мне очень не нравится сегодняшняя формулировка, «затертая» прессой, которую журналисты дают для определения непростой сложившейся ситуации, — «большая национальная трагедия». Эту сложную тему нельзя подавать так поверхностно, по принципу непрерывного нытья, — говорит Евген Сверстюк. — Мы пережили период страшного позора, который терпели 4 года. Мы от этого освободились. Я не вижу в журналистских материалах осознания и оценки этого. Нужно говорить о завоевании свободы. Цена потери — Небесная Сотня — слишком большая. Но она не для того, чтобы сейчас только то и делать, что ныть. А это делается, в частности, путем пропаганды темы раскола. Я не вижу в регионах реального стремления к отделению от страны. Страх, озадаченность, неопределенность местных руководителей — да. Вместе с тем наши СМИ постоянно говорят о расколе. Либо из-за инфантильности ума, попав на крючок и не понимая, какую тему-наживку им подбросили. Либо сознательно, потому что питаются от российских источников. Незачем сегодня говорить о гражданской войне. Незачем жевать сопли. Давайте говорить о реальных вещах — как жить дальше, что реально думают и делают руководители в центре и регионах. Понятно, что сегодня будет много трений, переполоха, соответственно — такой же реакции в медиа. Но панические настроения неуместны и очень вредны.
Выпуск газеты №:
№37, (2014)Section
Медиа