Перейти к основному содержанию

Россия: путь от свободы к рабству – 2

Известный писатель и эссеист Андрей БЕССМЕРТНЫЙ-АНЗИМИРОВ: «Московская власть воспринимает церковь только как опиум для народа и вид духовной сивухи»
15 мая, 11:50
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

В первой части интервью (см. материал «Аллергия «русской массы» на украинцев: объяснить нетрудно, оправдать — невозможно» в № 78-79 от 7-8 мая) Андрей Бессмертний-Анзимиров рассказал «Дню» о своем понимании природы и исторических истоков антиукраинской истерии в российском обществе. О том, как Украине победить в нынешнем противостоянии (не только в военном, но и в информационном плане), а также о роли в нем православной церкви — читайте ниже.

— Андрей Романович, каким образом, опираясь на какие принципы Украина, по вашему мнению, может сегодня победить в этом противостоянии? Какие инструменты есть у Украины, чтобы повлиять на само российское общество, убедить его в абсурдности агрессии?

— В России нет общества в западном понимании. Везде — сплошное государство. Причем это государство тщательно готовило мир к тому, что оно сегодня вытворяет. Полное подавление свободной эмигрантской прессы, удушение или перекупка всех изданий. Внедрение лживого русского канала на американское телевидение. Широкий подкуп западных политиков. Отвлечение Запада с помощью своих главных союзников — мирового (особенно — исламского) терроризма, созданного Лубянкой по плану и под руководством Андропова. Я не адепт теории заговора. Но, начиная с Ленина, Троцкого и Сталина, коммунофашисты никогда и не скрывали своего заговора по дестабилизации демократического мира и экспорту своей человеконенавистнической системы. Для отвлечения внимания Запада от скандального прихода в России  к власти человека из КГБ было осуществлено и 11 сентября 2001 года, что вынудило НАТО пойти в Афганистан, а Америку — еще и в Ирак. Пропаганда лжи и безумия тоже работает 24 часа в сутки. Те, кто пытается открыть людям глаза,  именуются «пятой колонной» и т.д. Тем не менее, по данным последнего опроса «Левада-Центра», проведенного 20 — 23 марта 2015 года, о хорошем отношении к  Украине сообщил 31% опрошенных. Это все-таки очень много.

В военном плане Украине,  думаю, следует создавать большую и сильную армию, в дипломатическом — добиваться гораздо большей поддержки западных стран, которые ничуть не боятся угроз Кремля, но настолько обескуражены исходящим от России безумием и варварством, что действуют непростительно медленно. В пропагандистском плане надо, с одной стороны, предельно ясно представить свое положение и политикам, и общественному мнению всего Запада, говоря по-западному, «разрекламировать» свои проблемы, которые более чем реальны и серьезны. С другой стороны, необходимо, по-моему, создать собственно украинское русскоязычное радио, направленное на тщательное и постоянное доброжелательное разъяснение того, что происходит между Украиной и Россией сегодня, как строились русско-украинские отношения в истории, подробно рассказывать о репрессиях сталинской эпохи с привлечением воспоминаний и любого живого материала. И о репрессиях против русского и других народов — тоже,  ведь в России о них молчат.  Убеждать русскую массу в том, что ее страна уже владеет такими богатствами, что ей абсолютно не нужно рваться за чужими землями, наоборот, пора обустраивать свою собственную.

Но самое действенное (и самое трудное) — провести реальные реформы, чтобы Украина стала другой страной. Стала бы примером для России и других постсоветских стран. Украинцы ведь тоже отравлены прошлым, и им тоже надо стать другими людьми. И если этот проект провалится, никакое радио не спасет.

«НАСАЖДАЯ КУЛЬТ СТАЛИНА, ВЛАСТИ ОТКРЫТО ГОВОРЯТ СВОИМ ПОДДАННЫМ: «РЕПРЕССИРОВАЛИ, УБИВАЛИ И БУДЕМ РЕПРЕССИРОВАТЬ И УБИВАТЬ»

— Вы пишете, о том, что возвращение России к нормальному состоянию невозможно без знания правдивой истории, переоценки русской культуры, осмысления всех иностранных заимствований, в том числе и «украинской линии». Почему это так важно? Верите ли вы, что такой процесс действительно возможен, учитывая тот факт, что в России сложилась очень давняя традиция фальсификации истории?

— Необходимость коренной переоценки донельзя идеологизированной веками деспотизма русской истории и культуры самоочевидна. Без этого нация просто не выживет. Будет идти очередные 70 лет в Третий Рим, т.е. никуда. Фальсификации истории в России была всегда. Как минимум — с Ивана Великого. В силу текущих политических и исторических обстоятельств в России это как-то уж совсем грубо и нагло. Но ведь не хуже, чем в СССР. Нужна постоянная тихая культурная работа.

Из-за контроля Лубянки над эмигрантской прессой изданий, которые могли бы систематически заниматься переоценкой русской культуры, попросту нет. Украинцы могли бы помочь и создать такие издания — и для своих авторов (прежде всего!), и для гостей. Переоценка русской культуры и осмысление украинских заимствований в ней, уточнение всей  украинской линии  в культуре Российской империи еще более важны для украинцев. Это поможет получить более реалистичный и трезвый взгляд на украинскую историю и культуру. Если украинские ученые определят истинную картину того, как Украина повлияла на становление русской живописи и музыки, литературы, поэзии, критики и публицистики XIII — XX веков, сколько украинцев приняло участие в строительстве и колонизации Империи, сколько из них потрудилось именно в русской словесности, почему они были вынуждены писать по-русски, это и даст в руки факты для оценки общего вклада украинцев в мировую цивилизацию и далеко раcширит рамки самой украинской культуры в целом. Зачем же отказывать украинским русскоязычным писателям и поэтам в украинстве? Да и сколько интереснейших диссертаций можно написать, сколько сделать карьер в науке и нынешним, и будущим исследователям!

— Когда и при каких условиях может состояться покаяние за преступления коммунизма, о необходимости которого вы пишете? О чем свидетельствует последнее «обострение» на историческом фронте, в частности фактическое возвращение к культу Сталина?

— Левада-Центр недавно сообщил о 45% россиян, готовых отказаться от осуждения сталинских репрессий. Давайте разделим это на  5% аморальных сталинистов, 15% дураков и 25% трусов и подхалимов. К тому же при Гитлере его формально поддерживало вообще 100%. Фактическое возвращение к культу кремлевского вурдалака — нет, мне кажется, что это большое преувеличение.

Я бы сказал, что неожиданно открывшаяся нежная страсть русских к величайшему из всех губителей русского народа, скорее, свидетельствует о циничных, наглых и преступных властях, разыгрывающих такую карту. Насаждая культ Сталина среди подонков и дураков, они открыто заявляют этим миру, что намерены продолжать великодержавную политику Сталина, и даже взять реванш за утрату унаследованной от кремлевского вурдалака империи зла. И открыто говорят своим подданным: репрессировали, убивали и будем репрессировать и убивать. При таких условиях покаяние за преступления коммунизма сможет состояться не скоро.

«ИЗ ЭТОЙ ЦЕРКВИ НАДО МАССОВО УХОДИТЬ. ТИХО И ПО-ДЕЛОВОМУ»

— Нынешний российский режим активно использует православную церковь как политический инструмент. Исторически в России церковь всегда в той или иной степени была объединена с государством. При каких условиях эта традиция может измениться, и когда на смену нынешнему «государственному православию» может прийти либеральное православие, о котором вы пишете?

— Моспатриархия — новодел,  сталинская церковь, созданная в 1944 году. В 1990-е годы церковь в России была как бы на перепутье. Был путь к покаянию и свободе. То, что ни того ни другого не произошло, свидетельствует о том, что московские архиереи, люди крайне осторожные, поняли, что имеют дело все с теми же ворами и убийцами. И поняли, что духовенство, которое всерьез воспримет перестройку как путь к свободе, кончит так, как о. А. Мень.

Все, что могли родить так называемые русские «православные интеллектуалы», это вернуть из нафталина учение о безнадежно устаревшей церковно-государственной симфонии и  развивать мутную мистику об «удерживающем». Но, повторяю, что это интеллектуалы в кавычках. Все тоталитарные учения и идеологии обычно создавались интеллектуалами, но нынешний православно-византийский фашизм сформулировали не интеллектуалы, а дилетанты и невежды. Когда слушаешь Михалкова, Дугина, Бурляева, Шевченко-Семенко, не устаешь поражаться их поверхностности и глупости. Это не интеллектуалы, а надутые, напыщенные индюки, подменяющие религию идеологией, причем идеологией заведомо завиральной. И моспатриархийные боссы их не останавливают, а наоборот, поддерживают, так как это — то, что и нужно власти. А московская власть — тут не должно оставаться никаких иллюзий — воспринимает церковь только как опиум для народа и вид духовной сивухи, в котором рабы тоталитарного государства топят свой человеческий образ. Эта власть всегда верила, что «попы обманывают народ», а сейчас она и сама в этом убедилась. Просто их следует подкупить, чтобы они обманывали народ в пользу тех, кто подкупает. И власти вовсю используют Моспатриархию для промывки мозгов и манипулирования массами.

Недавно протоиерей Всеволод Чаплин выразил убеждение, что «противопоставление народа и власти — это навязанная нам, чуждая для нас идея». То есть проговорился. Противопоставление народа и власти — это действительно чуждая для московитов идея. Сельское и слободское население Московии иногда бунтовало, но все по мелочам, никаких крестьянских войн не было, все войны против душной московской деспотии поднимало только вольное казачество. И добилось ими для себя бесчисленных привилегий, за что позже и было подвержено геноциду большевиками. Само же противопоставление народа и власти — это прямая ценность Века Разума, Эпохи Просвещения, это учение об общественном договоре и правлении законов. Это та самая главная и заветная черта современной мировой цивилизации, против которой сейчас восстали и власть, и церковь, и народ в России, и готовы вести именно с этим войну не на жизнь, а на смерть. Это та самая антигуманистическая парадигма, объединяющая русское самодержавие с русским православием и русской народностью, о которой мы уже говорили. Сознательное возвращение в блевотину московского ада XVI века. Сознательный отказ от четырех последних веков развития гуманистических ценностей. Со стороны власти — это желание скинуть с себя остатки человечности, в путах которой так томились Ленин и Сталин. А со стороны народа — это идущая со времен крепостного рабства жажда отрицания  любой  гражданской ответственности за что бы то ни было, жажда хорошего помещика, который в обмен на полную покорность обеспечивает своим рабам хорошую жизнь.

Я не думаю, что в природе существуют условия, при которых давняя традиция сервилизма и служения тиранам способна перемениться. Из этой церкви надо массово уходить. Без скандалов, без шума, без бросания вызова. Тихо и по-деловому. Но надо помнить и о том, что основное число либералов от православия, как правило, люди зрелые, т.е. среднего и старшего поколения, а таким есть что терять. Так что осуждать за бездействие их не могу.  Значит, надо искать особые пути.

И все же жизнь дается человеку только один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за то, что тебе не удалось нанести ни одного сокрушительного удара по русскому тоталитаризму и клерикализму.

— Вы отстаиваете идею создания в Украине собственной поместной православной церкви. Почему это важно?

— Я воспитан на православных принципах и канонах, гласящих, что каждая страна имеет свою национальную и независимую автокефальную церковь. Украинская православная  духовность существенно отличается от русско-московской и имеет совсем иную историю. Да и с какой стати Киев должен подчиняться Москве? Тем более с учетом того, что киевская кафедра намного древнее московской, и таким образом в «иерархии чести» должна следовать сразу за древними церквами и перед Русской церковью.

«МНОГИЕ РУССКИЕ ДО СИХ ПОР СВЯТО УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ПРАВОСЛАВНЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ МОНАРХИСТОМ»

— В чем, по-вашему, состоят отличия между российской и украинской православными традициями?

— Одно из важнейших отличий русских — это тот невероятный факт, что русская Библия, включая Евангелие, была издана впервые в русской истории непоправимо поздно, только в 1876 году. Евангелие на якутском языке вышло в 1858 — на 20 лет раньше русского! Первый библейский текст на украинском языке (Пересопницкое Евангелие)  составлен в 1556—1561 годах. Это был староукраинский язык, но не церковнославянский.

На этом фоне неудивительно, что украинцы намного более религиозны. Причем уровень религиозности в Украине растет с востока Украины на запад. Чем дальше от Московии — тем религиозней. Потому, что в Украине веками не было государственного православия.

В России православие гораздо чаще используется как объединяющая население идеология, чем как религия. И как оправдание тирании — многие русские до сих пор свято убеждены, что православный должен быть монархистом.

Украинская духовность сохраняет гораздо больше равновесия между рационализмом и мистицизмом. Это религия сердца, а не грозно сдвинутых бровей. Она в равной степени близка и городским классам, и крестьянству, это подлинно народная вера, тогда как Россия противилась принятию христианства восстаниями волхвов, в народе долго сохранялось богомильство, чьи «голубиные книги» оставались популярными до XX века.

В России, в отличие от Украины, нет и никогда не было свободы совести. Нет и не было равноправия различных христианских конфессий. Церковь в России неразрывно связана с политикой и всегда была служанкой государства. Те, кто сопротивлялcя, претерпевали мученическую смерть. Вот и сегодня местные власти на Донетчине поддерживают только Украинскую православную церковь МП, а права всех иных деноминаций открыто и грубо ущемляют. При этом  подавляющая часть  епископата и духовенства, подчиняющегося Москве, выступает как прямые агенты московского империализма, как сторонники русификации и украинской церкви, и всей Украины.

СПРАВКА «Дня»

Писатель, эссеист, кинокритик и переводчик богословской литературы Андрей Бессмертный-Анзимиров родился 24 августа 1951 года в Москве.

В 1974-м окончил переводческий факультет Московского института иностранных языков им. Мориса Тореза. Еще будучи студентом, занялся религиозно-просветительской и правозащитной деятельностью. Из-за своих религиозных убеждений был исключен из комсомола.

С 1975 по 1990 — киновед, научный сотрудник ВНИИТИК (Всесоюзный НИИ теории и истории кино), специалист по кино США, Бельгии и Нидерландов. Член общины отца Александра Меня в Новой Деревне (Пушкино). С 1974 года и до самой гибели о. Александра в 1990 был его духовным сыном и активным деятелем прихода, вел библейские кружки.

В 1984—1986 годах объявлен «православным экстремистом», находился под следствием, подвергался обыскам, допросам в прокуратуре и КГБ. Андрей Бессмертный-Анзимиров — один из подписавших письмо к Патриарху Пимену с призывом добровольно уйти от церковного руководства. В 1990—1991 годах работал по научному обмену (фонд IREX) в Библиотеке Конгресса США (Вашингтон), занимался исследованиями по американскому кино 40-х годов.

В 1991—2004 годах — преподаватель русского языка и русистики в частных и государственных языковых вузах Вашингтона и Виргинии. С 2005 года — сотрудник Агентства по уменьшению угрозы при Министерстве обороны США.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать