Российская «фабрика грез»
Требуется телевидение хорошего настроения![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030829/4151-9-1_0.jpg)
В конце прошлой недели меня и нескольких коллег пригласили в Москву на пресс-конференцию, посвященную открытию нового телевизионного сезона на канале СТС. Может возникнуть вопрос: чего вдруг? Что нам за дело до российского сетевого канала, к тому же позиционирующего себя как исключительно развлекательного? Однако присутствие украинских журналистов в модном московском клубе «16 тонн», где проходила пресс- конференция, вряд ли можно назвать случайным. Ну, во-первых, очень интересен и по-своему уникален опыт СТС. Мало найдется каналов, которые категорически заявляют: никакой политики, информации о природных или финансовых катаклизмах, криминале, социально-бытовых проблемах — только позитивное развлекательное ТВ! Впрочем, провозгласить-то можно что угодно, как и показывать что попало (так, собственно, зачастую на ТВ и происходит). Однако СТС последовательно придерживается избранной концепции вещания. Но даже и не это удивительно. А то, что «телевидение хорошего настроения» оказалось в России весьма и весьма востребованным. СТС сегодня, по сути, замыкает группу лидеров российского ТВ: ОРТ, канал «Россия» и НТВ. Это вторая и, согласитесь, весьма веская причина интереса к опыту работы СТС.
Мировой опыт показывает, что временами политическое ТВ теряет популярность, поскольку зритель воспринимает телевидение не как учителя жизни и инструмент манипулирования сознанием, а как один из вариантов отдыха, один из источников информации, один из возможных источников хорошего настроения и надежд. Однако известно и другое: мировой опыт — это одно, а наш собственный — несколько иное. То, что подобное развлекательное ТВ востребовано в стабильных странах, где рыночная экономика, частная собственность и демократическая система — давние необходимые и обязательные составляющие, нет ничего удивительного. У нас же СМИ вообще и телевидение в частности все еще используются как инструмент политического влияния. Принято было считать, что и в России тоже. Стремительное расширение аудитории СТС показало: появился запрос на совсем иное ТВ. То ли жизнь там стала действительно лучше, то ли у нас всерьез никто не озадачивается вопросом, какое телевидение возможно у нас.
И наконец, третья причина пристальности внимания к СТС заключается в том, что последний год генеральным директором российского канала работает Александр Роднянский — человек, не только создавший «1+1», но в значительной степени повлиявший на облик современного украинского ТВ. Кстати, за год его директорства в Москве СТС стал самым быстрорастущим каналом на российском телерынке. Главной задачей канала остается достижение 10%-ной доли аудитории Все 4+. Значительную роль в этом должен сыграть рост сети. За счет кого и чего? Свою классическую аудиторию руководство СТС определяет так: молодая, энергичная, адаптированная к новым историческим реалиям, активно ищущая себя в новой жизни. Но канал стремится раздвинуть возрастные рамки зрителей: 18—45 лет. То есть налицо вполне амбициозные планы — из нишевого канала превратиться в канал универсальный.
«СТС полезен для людей самостоятельных, — утверждает Александр Роднянский. — Для таких зрителей СТС, который не имеет ни знака «плюс», ни знака «минус» в политическом, идеологическом и пропагандистском смысле, представляет из себя виртуальное пространство, способное увести человека в сказку, в комфортное оптимистичное состояние. СТС должен стать большой сказкой не только для детей, но и для взрослых. Сказкой, которая дает надежду и вселяет оптимизм».
Как же эту сказку сделать былью, да еще и в условиях обострившейся конкуренции в телевизионном пространстве? Предлагаю вам рецепт от СТС. Чтобы удержать зрителя у экрана, считают на канале, уже недостаточно предложить ему новое развлекательное шоу или новый отечественный сериал. Нужен высококачественный конкурентный продукт. При этом ресурс форматных программ, приобретенных за рубежом и адаптированных к, в данном случае, российскому ТВ, исчерпывается, и поэтому приоритетом становятся собственные шоу и сериалы собственного производства. Причем не все подряд, а качественные, масштабные постановки, требующие больших затрат. Кстати, по этому пути идут все российские телевизионные «первачи».
На СТС в новом сезоне подготовлены свои «манки» для зрителей. В первую очередь, сериалы. По книгам Дарьи Донцовой — «Любительница частного сыска Даша Васильева» и «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант». Причем любопытно, что впервые с исполнительницами главных ролей — Ларисой Удовиченко и Аллой Клюкой — заключены эксклюзивные контракты, предусматривающие, что актрисы не будут сниматься в других сериалах, пока продолжается работа над этими. Учитывая же плодовитость Донцовой, то съемки могут оказаться как космос. Среди других сериалов собственного производства — приключенческий детектив «Кавалеры Морской Звезды», экшн- драма «Завтра будет завтра», иронический боевик «Спецназ по-русски» и историческая мелодрама «Бедная Настя». Последний сериал заслуживает отдельного разговора. По заказу СТС его снимает голливудская студия Columbia Tristar (Sony Pictures) и российская компания «A. Media group». Впервые в истории российского ТВ в России будут делаться сериалы, построенные на российском материале, но произведенные по американской технологии. Делаются они с участием американских сценаристов, работавших и в «Династии», и в «Далласе».
На СТС по-прежнему будут выходить развлекательные шоу «Кресло» с Федором Бондарчуком, «СУПЕР!» с Василием Стрельниковым, «Утро с Киркоровым», «О.С.П. — студия», «Скрытая камера» с Сергеем Сивохо, «Самый умный» с Тиной Канделаки (не правда ли, словно читаем отечественную телепрограмму передач). В работе еще два — «Актерские игры» и «Мечта», уникальные и дорогостоящие, сообщил Александр Роднянский.
Ну, а кроме этого, в сетке вещания СТС — иностранные сериалы для детей и взрослых, разнообразный кинопоказ. В общем, все то, что, по замыслу руководства канала, должно создавать у аудитории ощущение праздника и полноты жизни. Оказывается, кому-то это нужно (планируется, что уже к концу 2003 года потенциальная аудитория СТС достигнет 97 миллионов зрителей).
Возможен ли подобный канал сегодня в Украине? На этот вопрос должны ответить люди, инвестирующие деньги в ТВ, и сами телепроизводители. Ведь зрители, по сути, свое слово уже сказали. Так, программы, созданные на СТС (многие — совместно с «1+1»), имеют хорошие рейтинги в украинском телепространстве. Кто решил, что хорошее настроение не для нас и что мы не умеем его создавать?
...После пресс-конференции клуб «16 тонн» был открыт для посетителей. У кассы стояла очередь: в этот вечер выступал «Океан Эльзы»...
Выпуск газеты №:
№151, (2003)Section
Медиа