Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Самый лучший в мире» гимн и «самая красивая» валюта

Почему отечественные медиа охотно распространяют непроверенную информацию?
02 сентября, 11:20
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Основатель портала Watcher.com.ua Максим Саваневский решил проверить, что важнее для украинских журналистов: искушение оперативно поделиться якобы интересной новостью или журналистские стандарты, которые требуют проверки информации? Для этого он разместил на одной из юмористических подписок в «Фейсбуке» сообщение о том, что «Центр мирового наследия ЮНЕСКО признал гимн Украины наилучшим в мире». Результат оказался неожиданным: непроверенную информацию перепечатало почти 100 интернет-изданий, в частности «Газета.ua», «Экономические Известия», «Бизнес.ua», «Голос.ua», «Ура-Інформ», «Свідомо» и другие. Журналистов этих ресурсов не удивило, что в ЮНЕСКО да еще и в канун Дня Независимости Украины решили определить наилучший гимн. И победил — украинский.

— Честно говоря, я не думал, что кто-то может «повестись» на такую провокацию, — рассказал «Дню» Максим САВАНЕВСКИЙ. — И уж точно не ожидал, что эту новость распространят столько крупных и уважаемых изданий. Мне казалось, что украинская журналистика уже прошла за последний год несколько важных испытаний в этом плане, в частности благодаря сайту «фейковых» новостей UaReview. Были прецеденты, когда сообщения оттуда попадали не только на интернет-ресурсы, но и на ленты информационных агентств. Я думал, что все это чего-то научило журналистов. Но оказалось, что некоторые из них и до сих пор готовы скопировать новость с сомнительного сайта, даже не проверив источник. Так можно распространить любую «утку». Возникает вопрос: можно ли считать средствами массовой информации ресурсы, которые разместили такую «новость». Я ожидал, что этот эксперимент укажет на четкое распределение, которое проходит между блогерами и пользователями социальных сетей с одной стороны, и настоящими СМИ — с другой. К сожалению, этого не случилось. Для многих журналистов проще нажать «Ctrl+C» и «Ctrl+V», то есть «скопировать» и «вставить» и заниматься дальше какими-то собственными проблемами.

По словам Максима Саваневского, часто фальшивые новости появляются по заказу бизнеса, который стремится привлечь внимание общественности к своей деятельности.

— Они договариваются о размещении таких материалов с ресурсами, к которым есть доверие аудитории, — рассказывает он, — это может быть, например, новость о том, что определенный производитель установил какой-то рекорд или получил награду на вымышленном международном конкурсе. По моим подсчетам, ежедневно появляется несколько таких сообщений. Отдельная категория «фейкових» новостей — это сообщения политического содержания, они массово появляются в предвыборный период.

Ради справедливости стоит заметить, что в «новость» о новом достижении украинского гимна Максим Саваневский поместил ссылку на информационное агентство «Интерфакс-Украина». Именно это, по-видимому, и ввело в заблуждение редакторов лент новостей многих отечественных медиаресурсов.

Подобные «проколы» уже неоднократно случались в нашем информационном пространстве. И о вымышленных новостях сообщают не только сайты, но и ТВ, радио и печатная пресса. Например, лишь несколько недель назад случился подобный случай, когда ряд изданий поместили сообщение о том, что «эксперты Международного финансового банка в Швейцарии признали украинскую гривну самой красивой валютой в мире». Тогда на «крючок» попали не только популярные украинские ресурсы, в частности «УНИАН», «Главред», «Сегодня» и другие, но и ряд зарубежных СМИ — российский «ИТАР-ТАСС», болгарское новостное агентство Novinite и другие. Этой радостной вести даже посвятили отдельный сюжет в программе «Подробности» на «Интере». Впоследствии выяснилось, что ни конкурса, ни самого банка никогда в природе не существовало. Еще в 2008 году эту «утку» запустил КВНщик Андрей Богданович. Кстати, некоторые СМИ в своих сообщениях тогда заметили, что так называемый Международный финансовый банк уже признавал украинскую гривну самой красивой в 2008 году.

В целом проблема использования непроверенной информации остается актуальной не только для журналистов в Украине. Часто в своей работе предпочитают оперативность, а не качество не только украинские, но и мировые медиа. В частности, не так давно жертвами розыгрыша о конкурсе самых лучших гимнов ЮНЕСКО уже стали индийские СМИ. Тогда эта организация даже вынуждена была выступить с официальным опровержением. А в июле этого года в британских медиа появилось фото принца Вильяма, который якобы держал на руках своего новорожденного сына. Впоследствии выяснилось, что снимок, который облетел сотни новостных сайтов в мире, многолетней давности, и был сделан, когда принц посещал пациентов той же больницы, в которой позже рожала его жена.

Для того чтобы предотвратить подобные ситуации в авторитетных западных СМИ предусмотрена специальная должность — «фактчекер», то есть человек, который проверяет достоверность фактов. Существуют также частные фирмы, которые занимаются этим на заказ журналистов, и специально разработаны автоматизированные системы. К сожалению, для украинских медиа такие расходы — часто слишком большая роскошь. Кроме того, следует помнить, что на Западе в случае распространения неправдивой информации журналисты рискуют получить иск на серьезную сумму, потому расходы на «фактчекинг» для них — один из элементов ответственной финансовой политики. В Украине такие случаи — скорее, исключение из правила.

— Стать жертвой подобной провокации может каждый, — заметил в комментарии редактор web-редакции «Дня» Артем ЖУКОВ. — От этого не застрахован ни один ответственный за ленты новостей. Другое дело, что иногда на распространение сомнительных сообщений идут сознательно — ради того, чтобы одноразово увеличить посещаемость сайта и, соответственно, заработать на рекламе. Политика сайта «Дня» проста: нужно качественно работать ради постоянной аудитории, которая доверяет ресурсу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать