Перейти к основному содержанию

Шоу в политике — это зло

Автор и ведущая проекта «Искушение властью» — о непримиримости в обществе, которую породила мода на рейтинги
23 октября, 19:47
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПЕРВЫМ КАНАЛОМ

Тот, кто не устал от политики в эфире, пусть первым бросит в нас камень... Думаем, вам удастся уцелеть. В конце концов, тех, кто не устает зарабатывать деньги на политических ток-шоу, в нашей стране не так уж и много. Для подавляющего большинства телезрителей политика сегодня — это шоу, и наоборот — львиная доля телевизионных шоу — политические. К сожалению, независимо от количества вложенных средств, малозаметных или же революционных изменений формата, уникальности дизайна и освещения студии, суть этих ток-шоу не меняется. И давайте не будем обвинять в этом исключительно телевизионщиков, потому что именно приглашенные политики здесь главные действующие лица, а с недавних пор они даже выступили в ипостаси ведущих.

Проект «Искушение властью» привлекает к себе внимание, прежде всего, появлением новых лиц — молодых политиков из разных регионов Украины, которые имеют возможность лицом к лицу встретиться и высказать свои мнения-взгляды-претензии «динозаврам» печерских холмов. Идея привлечения молодой крови действительно кажется хорошей. Впрочем, страдать иллюзиями по поводу светлого будущего слишком рано, ведь не все новые лица способны действовать и мыслить по-новому. Некоторые из них, выращенные в течение этих 17-ти лет не на самых лучших моделях поведения политиков, судя по всему, будут наследовать своих предшественников.

На вечную тему политизации украинского эфира и губительного влияния политических ток-шоу на социум мы общались с автором и ведущей программы «Искушение властью» на «Первом» Тамарой МЕТЕРЧУК.

Лариса ИВШИНА: — У меня такое впечатление, что украинское общество перекормлено не очень качественной политикой. А вы снова взялись за политический проект. Почему?

— На самом деле я ничего, кроме политики, не умею делать. Я всю жизнь проработала в политической журналистике.

Л. И.:— Честный ответ. Но у вас есть такое ощущение, что зрители перекормлены этим?

— Я бы многие ток-шоу запретила вообще. Диктаторскими методами.

Л. И.: — Я тоже. Я вам даже процитирую Богдана Хмельницкого: «Зачем говорить там, где нужно действовать?». Это как раз тот случай.

— Нет механизмов, чтобы запретить. Единственное, что мы можем, это показать людям что-то другое, чтобы они сами захотели смотреть это другое.

— В эфир уже вышел не один выпуск программы «Искушение властью». Пани Тамара, на ваш взгляд, идея руководства привлечь к политическому ток-шоу молодежь — оправдала себя? Или еще рано говорить о каких-то итогах?

— Этот проект единственный в моей творческой биографии, который делался постепенно. Обычно я запускала проекты очень быстро. Например, проект «Межа» родился из единственной поездки в село, где я увидела те руки и глаза, где я увидела людей. Политический итог недели «Рада» родился за один день, а в эфир выходил 10 лет подряд. «Искушение властью» имело долгую историю, и прежде чем стало тем проектом, который вы сегодня видите, начиналось оно с идеи молодежного ток-шоу «Лучший молодой политик». Руководство (тогда еще Виталий Докаленко. — Прим. «Дня») попросило нас адаптировать канадский проект под украинское телепространство. На тот момент были одновременно закрыты три моих проекта — «Межа», «Рада» и «Контрольный пакет». Это было около года назад. Но я не адаптировала чужой, а создала новый проект. Потому что адаптировать канадский телевизионный проект к украинскому телепросторанству — это все равно что адаптировать жизнь Украины к канадской. Я не хотела определять лучшего молодого политика, я хотела чтобы те, кто имеет власть, и те, кто к ней стремится, лицом к лицу встретились в студии Первого Национального. Ведь миссия государственного канала — объединительная, это миссия примирения и поиска компромисса.

Когда я работала над проектом, то услышала такую фразу: почему ты все время пытаешься их примирить? Их нужно ссорить, это дает больший рейтинг. В «Искушении властью» я не пытаюсь никого поссорить, чтобы достичь рейтинга. Журналисты должны руководствоваться теми же принципами, что и хирурги: не навреди. Для меня это — самое главное. Ведь речь идет о государстве, и мы должны понимать свою ответственность.

— Именно поэтому программа выходит в записи? Чтобы избежать этих баталий?

— Это мой выбор. На данный момент я технически боюсь прямого эфира. Но и не могу сказать, что прямой эфир — это панацея от всех наших житейских и политических бед. Шоу в политике — это зло. Очень много негатива из того, что мы имеем сегодня в политической ситуации — из шоу, которое мы сделали образом политической жизни. Мы породили моду на рейтинги. Постоянные ссоры между политиками в эфире выбросили людям в души, сердца и образ мышления. И появилась новая не философия, а ее извращение. И я часто повторяю, что вносить шоу в политику — это разрушать и политику, и государство.

Когда в студии «Искушения властью» сидят регионалы, нашеукраинцы, бютовцы и старейшины нации, так сказать, в одной лодке, а перед ними — будущее Украины, я заметила, что непримиримые оппоненты в сессионном зале, политики считают плохим знаком ссориться друг с другом. Они сидят мирно. И это, как мне кажется, серьезный признак. В свое время мы выбросили в общество слишком много этой непримиримости, в том числе через телеэкран. Так давайте теперь дадим энергетику мудрости, примирения, прощения, понимания, того, что важнее рейтингов. Не нужно недооценивать силу этой философии.

— Оценивая новый сезон на украинском телевидении и те политические шоу, которые предложили телеканалы, в чем, на ваш взгляд, их самая большая проблема? Ведь они должны задавать определенные вопросы и находить на них определенные ответы? Выполняют ли они эту функцию?

— Я не буду анализировать все ток-шоу. «Искушение властью» я, кстати, очень редко называю ток-шоу, чаще говорю «проект», «программа», «наш конкурс». Я не могу сказать, что мне безразлично, что происходит с рейтингами. Не подумайте, что я самоуверенная, но «Искушение властью» будет одним из лучших политических проектов Украины. Я не сомневаюсь в этом, потому что знаю, что делать и как делать, ведь уже более 15 лет выдаю в эфир политические проекты.

— А из чего сегодня состоит качественный политический проект?

— Отбросьте все, что вы видите в политических ток-шоу — и тогда будет нормальный политический проект. Можно провести простую параллель: есть ваша жизнь, жизнь вашей семьи, ваших родителей. А кто-то хочет сделать из этого шоу. Как вам это понравится? Когда речь идет о вопросе жизни-смерти, выживания, достатка, о шоу, очевидно, не может быть и речи. Из жизни государства шоу тоже делать нельзя. Пусть это будет формат телевизионный, и пусть он даже называется шоу, но это не должно быть что-то четко выписанное по критериям, признакам, приемам. Я отстраняюсь от этого, «Искушение властью» я пытаюсь уберечь от стандартов, от адаптаций и подгонок под какие-то шаблоны. Я довольна, что делаю проект в своем формате.

— Какие бы тенденции вы отметили на украинском телевидении?

— Откровенно говоря, около года назад у меня возникла внутренняя потребность выключить телевизор. И с тех пор я его не включаю.

СПРАВКА «Дня»

Тамара МЕТЕРЧУК окончила факультет журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Работала в новостной службе Первого Национального. Автор телевизионных проектов «Рада», «Контрольный пакет», «Межа» (были закрыты в прошлом году) и «Искушение властью».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать