Скандал с The News of the World может дорого обойтись не только мадиамагнату Мердоку, но и многим чиновникам и политикам
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110721/4127-18-4.jpg)
История, начавшаяся как вполне заурядный конфликт журналистов и редакторов английской желтой газеты News of the World (NoW) с законом, быстро переросла в международный скандал. В Британии расследование вышло на многих чиновников полиции, в ряде комитетов парламента ведется разбирательство. К нему подключились и в США. Там хозяин NoW Руперт Мердок, кроме респектабельной The Wall Street Journal, владеет бульварной New York Post. Сенаторы и конгрессмены призывают начать аналогичное расследование, поскольку уже появились обвинения в том, что журналисты последней газеты прослушивали телефоны родственников жертв терактов 11 сентября 2001 года. И правоохранительные органы США занялись этим делом. Соответствующие запросы посланы в Англию. От подобных обвинений приходится отбиваться и представителям News Limited — австралийского подразделения медиаимперии. В стране, которая считается вотчиной Мердока (мадиамагнат — австралийского происхождения. — Авт.), тоже требуют проведения расследования деятельности его журналистов и редакторов.
Показания на заседании парламентского комитета по делам культуры, СМИ и спорта отца и сына Мердоков, бывшего исполнительного директора News International (английского подразделения медиаимперии News Corp., которая издавала NoW. — Авт.) Ребеки Брукс, экс-главы Скотланд-Ярда, сэра Пола Стивенсона и его бывшего заместителя Джона Йейтса транслировались в прямом телеэфире, что само по себе необычный случай не только для английского телевидения, но и для парламента. О том, что ответы Руперту Мердоку дались нелегко, говорит сделанное им замечание после заседания: «Самый унизительный день в моей жизни».
Комитет по внутренним делам заслушал бывшего шефа лондонской полиции, сэра Пола Стивенсона и его бывшего заместителя Джона Йейтса. Вопросы членов комитета Полу Стивенсону касались сотрудничества полиции с бывшим заместителем редактора NoW Нилом Уоллисом, услугами пиар-компании которого лондонская полиция пользовалась в 2009—2010 гг. Он — один из тех, кого обвиняют в использовании порочной практики прослушивания телефонов. По словам Стивенсона, контракт с Уоллисом был не самым значительным, и, кроме того, у него в то время не было оснований подозревать Уоллиса в причастности к незаконной прослушке.
Насчет не самых значительных контактов бывший главный полицейский Лондона несколько их преуменьшил. Как выяснили члены комитета, за последние пять лет сэр Пол Стивенсон 18 раз обедал с представителями NoW и минимум 7 раз — лично с Нилом Уоллисом. Объяснение довольно простое: он «должен был встречаться с прессой». Директор департамента общественных связей лондонской полиции Дик Федорчио в этом же комитете сказал, что 10 из 45 сотрудников его подразделения раньше работали в NoW.
Кстати, в последнем факте не следует заранее искать криминал. По свидетельству заместителя генерального секретаря Национального союза журналистов Великобритании Джона Фрэя, большинство журналистов News of the World — весьма квалифицированные люди, и никакие правонарушения за ними не числятся. Неудивительно, что их приглашали в соответствующие подразделения государственных и муниципальных органов. Так что само по себе то, что 10 сотрудников департамента общественных связей лондонской полиции раньше работали в NoW, может быть просто данью их профессиональным качествам. А может быть и нет, хотя последнее маловероятно. При этом указанные две категории не всегда связаны однозначно. Судя по всему, арестованный и выпущенный под залог бывший главный редактор NoW Энди Коулсон, как директор по коммуникациям у британского премьер-министра Дэвида Кэмерона, весьма успешно провел избирательную кампанию своего шефа и всей консервативной партии. Другое дело, что политик столь высокого ранга к подбору сотрудников обязан подходить с должной ответственностью, а не руководствоваться чисто технократическим и критериями. В конце концов, noblesse oblige — положение обязывает.
Скандал развивается хоть и в пересекающихся, но все же раздельных плоскостях: бизнеса, юстиции, журналистской и политической.
На империю Руперта Мердока набросились все и вся. Она уже потеряла более восьми млрд. долларов своей стоимости, и этот процесс пока идет по нарастающей. Уже появились сведения, что Мердок готов отказаться от своих британских активов и продать принадлежащие ему газеты. Скандальная News of the World 10 июля вышла в последний раз. А это не только бульварная The Sun, но и вполне респектабельные The Times и The Sunday Times. Среди претендентов на The Times называют российского предпринимателя Александра Лебедева, который уже владеет двумя британскими изданиями — The Independent и Evening Standard. Конкуренцию ему будут составлять корпорация The Daily Mail & General Trust, выпускающая таблоиды The Daily Mail и The Mail on Sunday, а также немецкая медиакорпорация Axel Springer. Для Мердока гораздо важнее сохранить свои активы в виде телеканалов и деловых информационных агентств по всему миру. Для него вся пресса, хоть бумажная, хоть электронная, — только бизнес. Когда-то Мердок говорил: «Я покупаю газеты не для того, чтобы узнавать, что в них написано, только за завтраком». Но сомнительный бизнес на Западе не очень в чести. Тому же Мердоку принадлежит и другая фраза: «Наша репутация дороже последней сотни миллионов долларов». Теперь ему предстоит доказать, что слова не расходятся с делами. Сделать это будет очень непросто.
Сейчас главное внимание старой доброй Англии привлечено к ходу расследования очевидной коррупции в полиции. И здесь ситуация принимает детективный характер. Бывший репортер NoW Шон Хоар, обвинивший руководство газеты в поощрении незаконного прослушивания телефонов, был найден мертвым в своем доме. В интервью газете The New York Times он заявил, что практика прослушивания телефонов знаменитостей, жертв преступлений и их родственников в погоне за сенсациями была гораздо более распространенной, чем редакция NoW это признавала. В интервью Би-Би-Си Шон Хоар говорил о «массовом» характере прослушивания телефонов журналистами News of the World. Он обвинил бывшего главного редактора NoW Энди Коулсона в том, что он лично просил его прослушивать телефоны в поисках эксклюзивной информации. Пока полиция никак не объясняет обстоятельства смерти Хоара, однако не считает смерть журналиста подозрительной. Намекают на самоубийство. Между тем полиция изучает ноутбук и документы, которые были найдены в одном из мусорных контейнеров неподалеку от дома Ребеки Брукс. Сообщается, что они могли принадлежать ее мужу.
Для оппозиции произошедшее просто дар небес после сокрушительного поражения на парламентских выборах. Бывший премьер Гордон Браун, выступая в парламенте, заявил, что неоднократно требовал проведения расследования деятельности подконтрольных Мердоку изданий, но всякий раз сталкивался с непонятным сопротивлением полиции, государственных служащих и даже собственных политических помощников. Теперь, сказал Браун, ему понятны причины нежелания связываться с Мердоком. Милое дело — обвинять правящую партию во всех грехах. Тем более что основания налицо. И получить на этом вполне осязаемые политические дивиденды. Зашатались позиции и самого премьер-министра Дэвида Кэмерона. Возникла напряженность внутри правящей коалиции. Вице-премьер Ник Клегг требует полноценного расследования, невзирая на личности. Намек более чем понятный. Лондонские букмекеры начали принимать ставки на отставку Кэмерона. А они — народ очень информированный и зря рисковать не будут. В прессе уже обсуждаются кандидатуры возможных преемников нынешнего премьера.
О журналистских проблемах, высвеченных скандалом, нам уже приходилось писать («День» от 12 июля 2011). Также есть сложности у издателей и владельцев. Свое слово по этой проблеме высказал уже упомянутый Александр Лебедев. В своей статье в газете The Guardian он отмечает, что «одним из важнейших показателей сильного, здорового общества является его отношение к свободе слова». «А свободная пресса — величайший защитник свободы слова... Вот почему в данном случае в ближайшие месяцы я бы хотел вместе с другими владельцами газет предпринять ряд шагов, чтобы понять, сможем ли мы совместными усилиями улучшить положение дел... На кону репутация британской прессы, никак не меньше», — завершает Александр Лебедев свою статью. Именно так. Ведь долгие годы английская пресса была своего рода примером для других. И вдруг такой пассаж. Репутация — лучший кредит, и эту истину в Британии капитаны мадиабизнеса прекрасно знают. Если они не хотят потерять читателей и зрителей, то оставлять все без изменений просто невозможно. Британские власть имущие за долгие годы демократии полностью отдают себе отчет в важности того, чтобы граждане доверяли печатному или электронному слову. Произошедшее и последующее разбирательство могут иметь такие же последствия для прессы на островах, как уотергейтский скандал — для американской. И то, что сейчас за океаном тоже хотят разобраться с желтыми СМИ, является логическим продолжением бесконечной дискуссии о свободе и ее пределах. Ясно одно: пресса в Англии будет серьезно реформирована.
Пока в Англии и частично в США бушуют страсти, в Украине и России за всем этим взирают со смешанными чувствами. Как журналисты, так и политики. Для последних как-то непривычно, что обнародованная коррупция, в частности в полиции, привела к целой серии отставок ее руководителей. Рассчитывать у нас на такое просто невозможно. От разоблачений и обвинений в коррупции никто из наших высоких чиновников и бровью не повел. В Украине прослушка и публикация перехваченных разговоров стали заурядным явлением, некоторые даже считали возможным этим хвастаться. Никого не останавливало то, что и наш закон это запрещает. Вопрос не только к политикам и спецслужбам, которые такое допускали, а к газетам и телеканалам, которые ничтоже сумняшеся обнародовали такую информацию, нисколько не задумываясь над тем, что это, вообще говоря, уголовное преступление. И соответствующее СМИ, согласившееся на такую публикацию, становится его соучастником.
А дальше вопрос к властям всех видов, цветов и мастей: почему ни одно расследование о прослушке так и не было доведено до логического конца? Можно сколько угодно говорить, что и в Англии ситуация не лучше, тем не менее, там серьезно взялись за дело и можно не сомневаться, что не только выводы будут сделаны, но и соответствующие меры приняты.
А что же у нас? На чужих ошибках, если по-умному, учиться не хотим, на своих — тем более. Как говорил английский писатель Томас Фуллер, слепец не поблагодарит вас за зеркало. Власть или не понимает, или просто отмахивается от опасности такого положения, прежде всего, для нее самой. А когда грянет гром, креститься уже поздно будет. Или кто-то рассчитывает, что будет править вечно? История, кстати и наша собственная, неоднократно доказывала вздорность таких расчетов. Да только все не впрок...
Выпуск газеты №:
№127, (2011)Section
Медиа