Слава телеведущим, которые впереди!
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120406/461-20-2_0.jpg)
Популярный журнал Stern подвел итоги общегерманского конкурса-опроса на тему: кого читатели считают лидером нации? И вот получены результаты. Названы самые яркие личности Германии.
Возможно, немцы в своем выборе поступили естественно и объективно — по заслугам, но лично меня их субъективные предпочтения крупнейших фигур страны повергли в шок и приятное удивление.
Судите сами: кто оказался среди первых лиц, то есть лидеров нации. Социологически трое из четырех немцев поставили на первое место 93-летнего Гельмута Шмидта, руководившего Кабинетом министров с 1974-го по 1982 год. (А вы говорите про обязательную дорогу молодым.) Однако и сейчас социал-демократ герр Шмидт — весьма влиятельная фигура. А из прошлого войдет в анналы его нелицеприятная фраза насчет Советского Союза: «Это Верхняя Вольта с баллистическими ракетами». До сих пор сильно курит. Но все равно любим народом.
Однако для меня по профессиональным причинам гораздо важнее избранная вторая фигура опроса. Громоподобно! После всемирно известного канцлера-ветерана следует... телеведущий Гюнтер Яух из общественного ТВ. Как находящийся на втором месте лидер нации. За него отдали голоса 64% опрошенных.
Гюнтер Яух ведет политические программы в прайм-тайме первого канала ARD. А на другом канале, RTL, хорошо известный нам формат: «Кто хочет стать миллионером?». Активен и трудолюбив. Зарабатывает на ТВ гамузом раз в десять больше, чем бундесканцлерин (примерно 10 млн евро в год против 194 тыс. у главы правительства). Возможно, вырвался вперед и по этой причине. Но и по популярности.
Да, Яуху немного уступила сама федеральный канцлер Ангела Меркель. Уступила кому? Тележурналисту! Может ли такое быть, чтобы первая особа страны находилась в глазах общества ниже пусть и талантливейшего журналиста? У них — да, у нас... Ах, как любят у нас бюрократы и руководители журналистов. Как почитают, не издеваются, не покупают, не запрещают. Идиллия. Но журналистов — не агитаторов и не больших начальников — таких не надо любить, они не конфетка. Призваны самой своей профессией говорить правду. Нелицеприятную. Всегда. Кому это нравится? Оказывается, немецким гражданам.
Неудивительно, что следующей звездой нации в связи со всеобщим избранием и предварительным скандалом вокруг предыдущего главы государства, в котором приняли посильное участие журналисты (и «ТК» не оставила сие незамеченным), явился 11-й президент ФРГ, многоуважаемый Иоахим Гаук. Порядочный человек, много сил положивший на открытие архивов «Штази» и обнаружение доносчиков, что у нас считается ненужной «охотой на ведьм».
Следующим в этом калейдоскопе болельщиков также оказался Иоахим, но элегантный и симпатичный, умелый тренер сборной Германии по футболу — Лев! У меня не хватает слов восторга и двух точек на компьютере над буквой «е» к этой славной фамилии!
Пропустив нескольких видных политиков, бизнесменов и теологов, десятку лидеров нации замыкает непременный и любимейший в телеэфире универсальный ведущий Томас Готшальк, о чьих деяниях в развлечениях, просвещении и благотворительности довелось подробно писать в «ТК». С удовольствием.
Если немцы зажигают именно такие звезды, в том числе и журналистики, значит, им это зачем-то действительно надо. Но зачем же? Стоит подумать и нам.
«Телекритика», 29 марта 2012 года
КОММЕНТАРИЙ
Андреас УМЛАНД, исследователь правого экстремизма на постсоветском пространстве, доцент магистерской программы немецких и европейских студий кафедры политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Масс-медиа в Германии действительно имеют хорошую репутацию. Наверное, это связано с тем, что есть два больших телеканала ARD и CDF, представляющие общественное телевидение в Германии. Это довольно серьезные станции, которые занимаются серьезной журналистикой и задают тон другим медиа. И хотя большая часть телеканалов — частные, тем не менее, публика и журналисты ориентируются в своих стандартах на эти общественные телеканалы, которые находятся вне контроля власти или частных интересов. Их контролируют попечительские советы, в которых представлены основные общественные организации, профсоюзы, церкви. Фактически эти два канала определяют стандарты на всем электронном медийном пространстве. Поэтому, может быть, у журналистов в Германии относительно высокая репутация.
— Благодаря чему журналистике удалось выработать такую хорошую систему, о которой вы говорите?
— Я думаю, что это связано скорее со структурой, чем с какими-то личными качествами. Скажем, в Америке журналистика более поляризирована. Там есть канал Fox — радикально прореспубликанский. Они себя больше позиционируют. А в Германии все-таки эти общественные каналы приводят к тому, что журналистика в целом должна быть относительно серьезная. Я думаю, что все медийное пространство в Германии более серьезное, чем в Великобритании и США, где желтая пресса и желтые электронные масс-медиа играют большую роль.
Выпуск газеты №:
№61, (2012)Section
Медиа