Перейти к основному содержанию

Смотреть вглубь сквозь страшную поверхность

Что могут и должны сделать журналисты на своих редакционных «майданах»
20 февраля, 17:11
КАРИКАТУРА ВИКТОРА БОГОРАДА

Ситуация в стране остается критической. Продолжаются бои и противостояние в столице и регионах. Журналисты, которые находятся на передовой, страдают — только за один день количество избитых достигло 30 человек, одного медийщика убили. Естественно, что при таких условиях градус напряженности неуклонно растет, к сожалению и в самих материалах журналистов тоже. Появляются радикальные мнения о возможности ответа насилием на насилие, отделение Запада от Востока. И далеко не у всех хватает духа сказать: «Хватит!» как власти, так и оппозиции.

Движущей силой паники прежде всего является дезинформация, искажение и тасование фактов. По большей части к нагнетанию ситуации прилагают силы российские и украинские пророссийские СМИ. В таких условиях сознательные журналисты должны очень взвешенно освещать события, быть осторожными с формулировками и призывами, ведь от их слов зависит психологическое состояние, а еще более важное — формирование плана действий сотен тысяч зрителей, слушателей и читателей. Сейчас у нас нет права на ошибку.

Да, ситуация в стране способствует импульсивным действиям и агрессивным высказываниям, но не стоит забывать об ответственности перед теми, кто поручил нам быть четвертой властью. И тем более не прибегать к радикализации в журналистских материалах.

Например, журналист ZIKа Остап Дроздов в своем Facebook пишет: «...для Западной и Центральной Украины (базовой силы революции) наступило время цивилизационного выбора: если мы сейчас из своей расшатанной лодки не выбросим юго-восточний балласт — он нас потопит». Однако стоит отметить, что его мнение поддерживают не все жители западных регионов, и даже его коллеги оппонируют. Так, например, заместитель главного редактора ИА ZIK Татьяна ВЕРГЕЛЕС считает, что журналисты должны сохранять холодную голову и не подыгрывать российским сценариям. «День» неоднократно отмечал, что с такими призывами раскола страны могут выступать разве что прокремлевские агенты или «перегретые» головы. На определенном этапе у Майдана был хороший слоган «Вместе и до победного конца!». По пути революции куда-то это «вместе» потерялось. А самое главное, что на самом деле, возможно, не весь, но точно частично Юг и Восток готовы к диалогу. Но знают ли, как говорить с этими людьми те, кто выступает со сцены Майдана? «День» пообщался с журналистами, политологами и экспертами из разных регионов, чтобы очертить формат, в котором сейчас можно комуницировать ради общей победы.

«НАШИ РЕДАКЦИИ СЕЙЧАС — МИРНЫЕ МАЙДАНЫ»

Татьяна ВЕРГЕЛЕС, заместитель главного редактора ИА ZIK, Львов:

— Журналистам и прежде всего политикам нужно понять, что это не игра в «войнушку», а реальное кровопролитие. Конечно, журналист сегодня не может быть над процессом и над эмоциями. Но ключевыми словами для нас должны стать «самодисциплина» и «ответственность». Действующая власть делала все для того, чтобы не пустить процесс в мирное русло — об этом эксперты предупреждали еще в октябре. Поэтому журналисты не должны становиться игроками чужих сценариев. Были озвучены три позиции этих сценариев: развязывание кровопролития или даже гражданской войны, раскол вплоть до федерализации и разворот от Европы. Если журналисты будут помнить об этом — будут иметь холодную голову во время разжигания конфликтов. Нужно возвращаться в русло переговоров. Наши редакции сейчас — это наши мирные Майданы. Соответственно — никаких подыгрываний, непроизвольных или сознательных, и призывов к насилию не должно быть.

К сожалению, наши центральные каналы «оккупированы». Невозможно смотреть сейчас на «Первом Национальном» и «Интере» развлекательные шоу — это кощунство и цинизм. С другой стороны, когда ты видишь на экране кровь, задымленные майданы, слышишь крики людей, то это тоже травмирует психику. Поэтому такую информацию нужно давать с комментариями экспертов. И предоставлять слово не Чечетову и Колесниченку, а с другой стороны представителям «Правого сектора», а людям, которые бы призывали к мирному урегулированию ситуации, пока мы не потеряли Украину.

«НУЖНО ИСКАТЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НАС ОБЪЕДИНЯЮТ»

Сергей ЖАДАН, писатель, Харьков:

— Я убежден, что нельзя и не нужно говорить языком ультиматумов, языком требований. Нужно искать вещи, которые нас объединят. Нас объяединяют вещи, которые лежат в социальной плоскости, — экономические, связанные с финансами и с общей зависимостью и беззащитностью перед властью. Когда «схидняки» и «захидняки» поймут, что они абсолютно беззащитны перед властью, потому что любой милиционер может посадить тебя на срок до 15 лет, тогда произойдет понимание того, что в такой стране при таких условиях жить невозможно. Пока звучат идеологические лозунги «Украина превыше всего!» и «Слава нации — смерть врагам!» до тех пор, мне кажется, людям из Западной и Восточной Украины будет очень трудно достичь взаимопонимания. Потому что у нас немного разная ментальность, разная историческая и социальная память и социальные тенденции. (Я себя отношу исключительно к «схиднякам» — я из Ворошиловградской области, живу в Харькове.0) Но есть вещи, которые нас объединяют, — они заключаются в нашем полном бесправии и беззащитности. У нас есть общий враг, и это зло — не бандеровцы, оно лежит не в русскоязычной, исторической или религиозной плоскости, это зло лежит именно в социальной плоскости. Должны подниматься социальные лозунги, нужно говорить о социальных вещах — тогда у нас будет шанс достичь взаимопонимания. Нужно говорить о том, что мы находимся в ситуации очень печальной и в очень трудных условиях, и эти условия нужно менять. На Майдане акцентируются на политике и идеологии, а нужно говорить о социальных вещах, которые для Востока намного более актуальные и важные, чем лозунг «Банду геть!». В регионах нужно объяснять, почему, собственно, «банда» — это плохо, в чем именно проблема.

«ТО, ЗА ЧТО СТОИТ МАЙДАН, НА САМОМ ДЕЛЕ МНОГИЕ РАЗДЕЛЯЮТ НА ВОСТОКЕ»

Сергей СТУКАНОВ, политолог, Донецк:

— Есть темы, на которых, информируя о МАЙДАНЕ в регионах, целесообразнее не делать ударение. Например, на Востоке или на Юге большинство людей довольно чувствительно относятся к трактовке отдельных моментов из истории Украины, соответственно, направляясь в регионы, нужно это понимать. В частности, не апеллировать к правильной оценке для страны роли УПА или Екатерины ІІ. Говоря с Востоком, нужно думать не только о предмете, но и о форме высказывания. Прежде всего, говорить с людьми по-русски. Есть часть представителей Донецка, которые украиноязычные медиа принципиально не читают и не хотят даже слушать украиноязычных спикеров. Это проблематично для пана Тягнибока, у которого свои принципы. Мы видели, что он в интервью «Общественному ТВ» и российскому каналу «Дождь» не перешел на русский. Такая принципиальность в конце концов проигрышная, особенно когда политик пытается объяснить преимущества ЕС в Донецке. Не скажу, что в нашем городе украинский не понимают. Но переход в беседе на русский здесь воспринимался бы как шаг навстречу, проявление уважения к местным.

То, за что стоит Майдан, на самом деле многие разделяют на Востоке. Это, прежде всего, справедливые суды, защищенность частной собственности, отсутствие коррупции и другие базовые принципы ЕС. Путем объяснения этого можно получить благосклонность. Словом, в коммуникации нужно делать шаг назад, чтобы потом — два вперед.

Часть центральных медиа понимают необходимость правильного разговора с людьми в регионах, но у них это не всегда получается. Местные печатные СМИ занимают четкую антимайдановскую позицию. В целом получить сбалансированную информацию о том, что происходит в стране, жители Донецка могут. Это, прежде всего, «5-й канал». Интересный феномен — этот канал в городе смотрит много людей. Критикуют, но смотрят. На днях видел на остановке женщину, которая читала российскую версию газеты «День». Газету в городе читают все больше. Также есть интернет. Донецк — информационно не изолирован. Источники информации есть. Главное — желание людей знать больше и понимание активистов, что напролом здесь не пойдешь.

«ВИДИМ ЛИШЬ СТРАШНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ, А НУЖНО ТАКЖЕ СМОТРЕТЬ ВГЛУБЬ»

Ольга ГЕРАСИМЬЮК, журналист:

— К сожалению, государственное телевидение полностью себя опозорило, как вещатель. Поэтому прямые включения с места событий очень нужны, ведь фактически маленькие города и сёла Украины отрезаны от информации.  Сегодня наши молодые журналисты работают уникально — благодаря им, мы имеем правдивые свидетельства и картинку происходящего. Но репортаж — это лишь одна сторона журналистики, которая должна предложить к освещению и мысли экспертов и выводы. Сейчас мы видим лишь страшную поверхность, но нужно также смотреть вглубь. Посмотреть со стороны мира, который мы активно критикуем, за то, что он нас оставил. Сейчас нужно выискивать моральные авторитеты, которые имели бы вес в обществе. Также стоит учитывать и на тех, кто смотрит на украинские реалии из-за границы — из научной и геополитической точки зрения. Мы в плену ситуации, которую невозможно просто разрядить и нам не хватает дистанционной оценки. Конечно, нужно перебинтовывать раненых, стоять, но что дальше? Лично для меня в критических ситуациях важно рассудительное мнение Мирослава Мариновича и Евгения Марчука, который в своё время много сделал для страны, и имеет государственный опыт. Нужно говорить с людьми из регионов — они недорасспрошены, а главное — их никто и не пробует спрашивать. Мы привыкли в Киеве реагировать на тех, кто громко кричит. Также недостаток журналистики заключается в том, что мы не доводим до конца начатое дело. Мы называем событие, но не копаем под него. Соответственно, аналитика как таковая, почти нивелирована. А без этого не понятна суть проблемы. Когда-то сегодняшние драматические страницы истории качественной журналистике нужно будет переворачивать, анализировать и делать выводы.

«МЕДИА ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ ОПРОВЕРГАТЬ МИФЫ»

Ирина МЕДУШЕВСКАЯ, блогер, Одесса:

— Большое человеческое спасибо всем журналистам, которые в эти дни стримили, фоткали, постили и вели прямые эфиры с передовой, самоотверженно выполняя свой долг Гражданина! Храни вас и Украину Господь! Но медиа, по моему мнению, должны научиться опровергать мифы. В проукраинских СМИ нас, Юг, показывают «совком», а себя «истинными патриотами». Пророссийские — наоборот: пишут о вооруженных бендеровцах на улицах города. Это новые мифы, в которые власть имущие заставили поверить людей. Сегодня СМИ снова пишут о форме — страна расколота, горят покрышки, взрываются гранаты. Это — внешняя оболочка. Нам нужно думать о созидании, о том, что в такой сложный час объединяет.  Зачем сейчас на одесском Евромайдане петь песни УПА и стоять под красно-черным прапором? Разве сейчас именно это главное? Одессит очень легко поймет, что если его собьет какой -то мажор, то суд оправдает преступника. Справедливые суды, неприкасаемость частной собственности — вот вокруг каких ценностей нужно объединяться. Люди, которых выгоняют на антимайдан, зависимы. Но если им сказать, что государство, которое мы строим, даст им гарантии лучших жизненных условий, то они к нам примкнут. Говорят, тут читают Пушкина, а там — Шевченко. А что, вместе читать нельзя?

И еще прискорбно то, что идеи раскола и неприятия Западом Востока и наоборот, вбрасываются намеренно. И люди ведутся на заказные мифы, которые всплывают в разных СМИ. Если человек стоит одной ногой в прошлом, а другой в будущем — то он не живет настоящим. А сейчас таких большинство. Единственная надежда — молодое поколение, рожденное в 90-тых годах. Они за эти мифы не хватаются. Может не при моей жизни, но эти дети между собой договорятся.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать