Перейти к основному содержанию

Спасти журналиста Бабченко

Операция спецслужб вызвала противоречивые оценки и много эмоций
31 мая, 19:57
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Безусловно, это круто, что российский оппозиционный журналист Аркадий Бабченко, который сейчас проживает в Киеве, оказался жив и невредим, а Служба Безопасности Украины вместе с Генеральной прокуратурой и при участии Министерства внутренних дел смогли предупредить заказное убийство журналиста и разоблачить злоумышленников, которые планировали также и террористические нападения.

В итоге в Киеве был задержан организатор покушения на журналиста и обнаружен заказчик преступления.

Как сообщил председатель СБУ Василий Грицак на общем брифинге с Генпрокурором Юрием Луценко и руководителем Национальной полиции Сергеем Князевым, в результате проведения оперативной комбинации удалось собрать «беспрекословные доказательства террористической деятельности российских спецслужб на территории Украины». «Мы в очередной раз разоблачили российских шпионов и наемников на организации терактов и заказных убийств на территории Украины», — отметил Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко.

Президент Петр Порошенко назвал операцию СБУ не только успешной, но и блестящей, и сообщил, что поручил представить к награждению сотрудников спецслужбы.

ТЕХНОЛОГИЯ ИМИТАЦИИ

В американских детективных сериалах подобный сюжет — с инсценированным убийством — встречается очень часто. Таким образом спасают жизнь спецагентов, заманивают в ловушку серийного маньяка, раскрывают политические заговоры, прячут важных свидетелей преступлений. Из-за этого, в принципе, создается впечатление, что для западных спецслужб и правоохранительных органов подобные спецоперации являются чем-то привычным и будничным.

Если следить за отечественной криминальной хроникой, можно заметить, что и для отечественных правоохранительных органов инсценировки убийств тоже не являются чем-то необычным.

Смотрим ленту новостей.

Декабрь 2016 года. «Винницкая полиция инсценировала и предупредила заказное убийство». Бытовая драма — мужчина заказал члена своей семьи другому близкому родственнику, якобы из-за нежелания делиться квартирой. Полиция имитировала гибель человека, «заказанного» полили свиной кровью, обустроили «живописное» место «преступления». Благодаря этому удалось выследить и задокументировать все действия заказчика и исполнителя убийства и задержать злоумышленников.

Май 2017 года. Убийство известного адвоката О. П. в Одессе оказалось инсценировкой полиции. Таким образом стражи порядка пытались выйти на заказчика преступления.

Операция была проведена силами Департамента внутренней безопасности и Главного следственного управления Национальной полиции Украины под личным руководством головы Нацполиции Хатии Деканоидзе. Информация о гибели юриста специально распространялась в рамках операции по задержанию всех причастных к подготовке преступления. Было сфабриковано и «место убийства», которого не было.

Сотрудники СБУ задержали киллеров с оружием в руках. Также задержан посредник.

Сам «пострадавший» имел тесные связи в правоохранительных органах Одесской области, потому последние не только не привлекались к операции, но и не были поставлены в известность о ней. «В результате СБУшникам пришлось чуть ли не отгонять от места событий следователей и экспертов», — отмечали тогда одесские издания.

Апрель 2017 года. Полтавская полиция инсценировала убийство фермера, чтобы выйти на его заказчика.

«Во время реализации мероприятий контроля за осуществлением преступления было имитировано похищение и инсценировано убийство пострадавшего. Потом «киллер» предоставил фотоотчет о выполненной работе, а заказчик оплатил остальную обещанную сумму. После этого подозреваемое лицо было задержано».

Январь 2018 года. В Харькове сотрудники СБУ инсценировали смерть местного чиновника ради того, чтобы поймать заказчика на горячем. Сотрудники СБУ детально имитировали совершение убийства и предоставили «доказательства». Как сообщают, в смерть чиновника поверили даже коллеги из мэрии Харькова. Более того, в сети даже появилось видео, где он будто умирает. Заказчика стражи порядка задержали во время окончательного расчета с псевдокиллером. «В результате спецоперации удалось не только предупредить убийство, но и разоблачить злоумышленника. Оперативники спецслужбы тщательным образом во всех мелочах имитировали совершение преступления. Организатор преступления был задержан на горячем во время окончательного расчета за выполнение заказа», — отмечали тогда в СБУ.

В конце 2016 года газета «Сегодня» «расписала» всю технологию подобных операций, то есть организацию фейкових убийств.

«Если оперативникам удается узнать о подготовке заказного убийства, то сразу же начинается работа из его инсценировки. Делается это для того, чтобы убедить заказчика в том, что убийство совершено и заодно спасти жертву. «Оперативник входит в доверие к заказчику, предлагает ему свои услуги, проще говоря, нанимается киллером. Потом начинаются переговоры силовиков с жертвой. Ей сообщают, что есть заказ на убийство и предлагают инсценировать. Как понимаете, в таких случаях никто не отказывается, — рассказывают оперативники. — На ближайшей бойне заказывают 5 литров свиной крови. А чтобы на отчетных фотографиях все выглядело реалистично, то иногда просим помочь профессиональных гримеров, например, на киностудии им. Довженко. Они под руководством оперативников точечно «пачкают» кровью рот, спину, грудь жертвы. Потом «убийство» фотографируют и показывают заказчику. После оплаты задерживают».

ЧЕРВЬ СОМНЕНИЙ

Примерно по такой же схеме, кажется, действовали спецслужбы и в случае с Бабченко. Нельзя сказать, что операция не была успешной — журналист спасен, плохие ребята разоблачены. Но у многих людей и даже у целых организаций в Украине и за ее пределами обнародованные подробности организации фейкового убийства известного российского журналиста и общественного деятеля вызвали возмущение и раздражение.

Не будем принимать во внимание россиян — ожидать от них позитива было бы странно. Посмотрим на украинское и западное публичное поле. Но и здесь, к сожалению, кажется, далеко не все готовы безоговорочно приветствовать Украину с успешным проведением спецоперации.

Основная, очевидная причина, которой можно объяснить наличие негативных оценок действий украинских спецслужб — русское влияние. Много структур и отдельные деятели в условиях, даже когда ничего не происходит, старательно отрабатывает «кремлевские темники», а в таком громком случае они, конечно, не могли без этого обойтись.

Но только этим фактом не объясняется скептицизм тех, кто точно не является «пятой колонной». Что-то мешает скептикам воспринимать действия СБУ, ГПУ и МВД в сугубо позитивном русле, хотя и «вопить об измене» им якобы тоже не хочется. Откуда у них берется этот «червь сомнений»?

Возможно, ответ кроется в восприятии спецслужб и правоохранительных органов обществом.

В начале года было обнародовано общенациональное социологическое исследование, проведенное Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с социологической службой Центра Разумкова с 15 по 19 декабря 2017 года во всех регионах Украины за исключением Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей.

Оказалось, что целый ряд государственных и социальных институтов имеет не наилучший баланс доверия (преимущество доверия над недоверием). К лидерам «со знаком минус» попала, в частности, прокуратура (-74%). Отрицательный баланс доверия/недоверия имеют также полиция (-46%) и СБУ (-26,5%).

Что касается отдельных персоналий, то выяснилось, что в Украине нет ни одного политического лидера и общественного деятеля, доверие к которому преобладало бы над недоверием. Генпрокурор Юрий Луценко имеет показатель -75%, причем он является лидером из ухудшения баланса доверия: с декабря 2016 года до декабрь 2017-го этот показатель у главы ГПУ снизился на 32%.

Соответственно, если рассматривать спецоперацию с предупреждением убийства Бабченко и ее информационное сопровождение сугубо с точки зрения коммуникаций с общественностью, то в наличии имеем кричащую проблему с доверием общества к главным действующим лицам. В условиях, когда большое количество людей не доверяет спецслужбам и стражам порядка, очень трудно вызвать доверие к отдельным эпизодам их деятельности и их публичных заявлений. И это, по-видимому, ключевая проблема операции из спасения Бабченко и ее информационного сопровождения.

УБИЙСТВО В ЭПОХУ ПОСТПРАВДЫ

Впрочем, есть еще один аспект, в котором стоит рассмотреть всю эту историю с инсценированным убийством. Это нынешний «крестовый поход» западной цивилизации против фейковых новостей и дезинформации. В условиях, когда США и ЕС основной своей задачей в условиях роста гибридного влияния Россию видят противодействие именно распространению неправдивых сведений, очень экзотично выглядит Украина, которая сама проводит дезинформационную спецоперацию мирового масштаба.

Комментаторов, которые критиковали украинские спецслужбы и власть именно с этой точки зрения, «заклеймили» как «агентов Москвы». В эту категорию, в частности, попали «Репортеры без границ» (Reporters sans frontieres, RSF). Генеральный секретарь этой международной организации Кристоф Делуар заявил:  «RSF выражает свое глубокое возмущение в связи с выявлением манипуляции Службы Безопасности Украины из-за их информационной войны. Это всегда очень опасно для государств, играть с фактами, тем более, используя журналистов».

Критика такого типа от организаций и структур, которые неоднократно были замечены в распространении сугубо кремлевской «повестки дня» в настоящий момент не воспринимается в Украине ни властью, ни той частью общества, которая одобряет деятельность властных институций именно в части борьбы с гибридной угрозой. Является ли история с Бабченко тем случаем, когда нам снова нужно проигнорировать замечание подобных институтов — вопрос, который не имеет однозначного ответа для всех, и зависит от убеждений и точки зрения.

В ответ «Репортерам без границ» можно привести слова Аркадия Бабченко, который на встрече с президентом выразил убеждение, что такие операции нужны, чтобы люди и мир наконец начали понимать, что такое путинский режим. «То, что я в настоящий момент здесь сижу и что я жив — это все заслуга СБУ. Ведь если бы не было этой спецоперации, они бы меня реально убили — и это понятно. Друзья, давайте наконец понимать, с кем мы имеем дело. Давайте наконец понимать, что собой представляет путинская Россия образца 2014, 2018 и 2020, и 2025 годов», — отметил он.

Мы должны либо поздравить отечественные спецслужбы за умелую спецоперацию с использованием информационно-диверсионных методов, дезинформации и фейков, либо почувствовать ужас от того, что постправда в Украине теперь легализовалась, легитимизовалась и взята на вооружение высшим руководством страны.

В настоящий момент каждый делает выбор в рамках этой дилеммы в зависимости от своих представлений о добре и зле — как в абстрактном понимании этих слов, так и в контексте правил и методов ведения гибридной войны в современном цивилизованном мире. Впрочем, наверно, нам нужно оценивать все то, что произошло в последние дни вокруг имитации убийства Бабченко, с точки зрения эффективности реализованных действий для нашей победы над путинской Россией. Но вот эту наиболее правильную и корректную оценку мы сможем сделать лишь после окончания войны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать