Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Спрос на юмор в народе очень большой»

Почему карикатуры украинских авторов легче увидеть на международных конкурсах, чем в СМИ, — объясняет художник Игорь Лукьянченко
01 июня, 11:42
ИМЕННО ЭТА РАБОТА ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО ПОЛУЧИЛА ПЕРВОЕ МЕСТО НА VI МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ КАРИКАТУРЫ «ВРЕМЯ — ДЕНЬГИ 2018. КРИПТОВАЛЮТА: БИТКОИН И ДРУГИЕ» / РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Хикки и авантюристы по всему миру увлеклись криптовалютами, экономисты исследуют это явление и делают прогнозы, насколько все серьезно. А карикатуристы, наблюдая «криптогарячку», посоревновались в остроумии на эту тему. Недавно объявили результаты VI Международного конкурса карикатуры «Время — деньги 2018. Криптовалюта: биткоин и другие», среди организаторов которого — Ассоциация карикатуристов Украины, Международный фестиваль искусств «Гоголь-фэнтези», общественные организации и представители финансовой компании BitClub Project. Победил украинец Игорь Лукьянченко.

Постоянные читатели «Дня» могут знать работы пана Игоря, которые в свое время публиковались в газете. Вообще у него немало побед на конкурсах карикатур в разных странах. По словам Лукьянченко, работы украинских карикатуристов часто награждаются призами на международных конкурсах. При том, что всплеск развития этого жанра в Украине прошел. Действительно, «День» тоже чувствует это, ведь мы — одно из немногих изданий, которое регулярно печатает карикатуру и относится к ней как к самостоятельному журналистскому жанру. Поиск метких рисунков занимает много времени, сейчас мы часто обращаемся к российскому карикатуристу Виктору Богораду. В разговоре с «Днем» Игорь Лукьянченко поделился своим виденьем ситуации.

 «УКРАИНСКИЕ КАРИКАТУРИСТЫ — ОДНИ ИЗ СИЛЬНЕЙШИХ В МИРЕ»

— В конкурсе карикатур на тему криптовалют приняли участие авторы из многих стран. Какие ваши впечатления от их работ?

— Действительно, это международный конкурс, туда посылали работы из нескольких десятков стран. Второе место — у участника из Хорватии, третье — у автора из Сирии. Конкурсные работы достаточно сильные, из них 28 вошли в каталог, который сейчас печатается.

— Впрочем, среди победителей из Украины — только вы.

— Но в каталог попало достаточно много украинских художников. Вообще украинские карикатуристы — одни из сильнейших в мире. Если взять международные конкурсы, которые проводятся в мире, а таких около сотни, украинские художники стабильно получают там очень много призовых мест. Например, в прошлом году только я получил около десяти призов на международных конкурсах карикатуры, из них четыре — первые места. В Иране, Хорватии, Венгрии и Бельгии.

— Иран не очень ассоциируется с конкурсом карикатуры.

— Это обманчивое мнение. В Иране сейчас, можно сказать, карикатурный бум, который, возможно, был в Украине 20—30 лет назад. Там проводятся достаточно большие конкурсы карикатуры, есть много сильных иранских художников, которые начали занимать призовые места на европейских конкурсах. Поэтому там интерес к карикатуре очень сильный. Также в Сирии и других арабских странах. Да и в неарабских тоже. Например, в Китае и всем этом регионе такая же ситуация.

— Это может быть связано с определенными политическими событиями? Когда сама жизнь, условно, дает больше тем для иронии.

— Вряд ли. В принципе во все времена политическая ситуация и события приблизительно одинаковы, однотипны. Наверное, это связано с тем, что просто пришло время именно для этих стран.

«С УХОДОМ БУМАЖНОЙ ПРЕССЫ УКРАИНСКАЯ КАРИКАТУРА ТОЖЕ НЕМНОГО УГАСЛА»

— Вы вспоминали, что 20—30 лет назад в Украине был бум карикатуры. В чем это проявлялось?

— Тогда жанр только начинал развиваться, именно ироническая графика. Появились конкурсы карикатур, в Европе — все больше. Украинские художники начали принимать там участие и получать призы. В принципе они начали делать это еще в советские времена. Тогда многим запрещали принимать участие в таких конкурсах, художники переправляли свои работы в Европу нелегально. А когда Советский Союз распался, появилась свобода, авторы стали активно отсылать работы, начали появляться новые художники, появился киевский клуб карикатуристов «Архигум», уже знаменитый. Этот клуб организовали Виктор Кудин, сейчас он известный карикатурист и очень известный архитектор, Владимир Казаневский, известный в мире карикатурист, трагически погибший Анатолий Казанский, Юрий Кособукин, который умер относительно недавно, самый известный в мире карикатурист по количеству наград (занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как художник с наибольшим количеством наград в международных конкурсах карикатуры. — Авт.). Был такой всплеск карикатуры, который продолжался лет 20, до мирового экономического кризиса 2008-го. А тогда начало сокращаться количество печатных СМИ, где в основном печатались карикатуристы. С уходом бумажной прессы украинская карикатура тоже немного угасла. Все оставшиеся украинские художники-карикатуристы в основном рисуют именно на международные конкурсы.

У карикатуриста особенно нет площадки, кроме печатных средств массовой информации. Современные СМИ, разумеется, используют карикатуру, но стараются ничего не платить в силу специфики электронной среды. Платили за карикатуру именно в газетах и журналах.

— Если вернуться к Анатолию Казанскому, который работал в «Дне» и чьи работы до сих пор выходят на наших первых страницах, на ваш взгляд, в чем особенность его стиля?

— Специфика техники Анатолия Казанского в сплаве карикатуры и сюрреализма. В принципе, сейчас даже не знаю, с кем его можно сравнить. Его техника была настолько уникальной, что ее уже никто не повторит.

Жаль, что он так рано ушел. Он мог бы создать еще много гениальных работ. Кстати, альбом его карикатур, изданный «Днем», по моему мнению, очень хороший — и по формату, и по работам, которые туда вошли.

«НОВЫХ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ»

— Вы вспоминали о среде, которая формировалась 30 лет назад. Появилось ли новое поколение украинских карикатуристов?

— Насколько мне известно, как раз будет, можно сказать, демографический провал в рядах карикатуристов. Поскольку сейчас спроса на карикатуру в Украине нет, естественно, что не появляются новые художники, никто не рисует карикатуры. А чтобы стать хорошим карикатуристом, нужно рисовать очень много, нужно тратить на это время и, конечно, желательно получать за это время какие-то деньги, чтобы жить. Просто так никто карикатурой не будет заниматься. Сейчас новых молодых художников практически нет. Я не знаю ни одного.

— Игорь, вы тоже сотрудничали с «Днем». И это касалось не только карикатур, в газете выходили и ваши юмористические текстовые зарисовки. Сейчас пишете?

— Какие-то тексты есть, но нигде их не выкладываю. Если приходит какая-то мысль, записываю, иногда воплощаю ее в графической форме. Можно было бы выкладывать куда-то в «Фейсбук», но, как и с карикатурой, площадок для вербального юмора особо нет. Опять-таки, если раньше почти во всех газетах на последней странице были колонки юмора, карикатуры, то сейчас — не знаю.

Вообще спрос на юмор, сатиру в народе очень большой. Но на больших площадках его нет. «Фейсбук» вот «распылен», многие просто так выкладывают свое творчество, но это — среди друзей, может, несколько сотен людей прочитает.

«УКРАИНСКИЕ ПОЛИТИКИ ВСЕ ВРЕМЯ ДАЮТ ПОВОД ДЛЯ КАРИКАТУР»

— Для вас есть темы, на которые не стали бы рисовать карикатуру?

— Такие темы, не конкретно для карикатуры, а вообще для прессы — может, как обычно, религия, смерть, те, которые задевают чувства определенной группы людей. Хотя... Карикатура — такой жанр, что, по большому счету, любую тему можно окутать в такую форму, что она не будет вызывать резкой реакции. Взять французскую карикатуру — там вообще нет табу. Тот же журнал «Шарли Эбдо». В Украине карикатура немного сглажена, менее острая.

— В чем причина?

— Если рассматривать редакционную карикатуру, то здесь все понятно. Все средства массовой информации принадлежат определенным финансовым группам. Естественно, они выражают интересы этих групп. Исходя из этих интересов, строится вся редакционная политика. В частности, в карикатуре. Вряд ли сейчас будут появляться резкие карикатуры на власть, еще что-то такое — исходя из того, что почти все газеты как-то связаны, например, с властью.

— Современные украинские политики интересны вам как персонажи карикатур?

— В принципе любой политический персонаж, если он дает повод нарисовать на него карикатуру, интересен. А ввиду того, что наши политики все время дают такой повод, естественно, что украинский политикум представляет интерес для карикатуристов, для того, чтобы графически изображать его в неприглядном свете.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать