Перейти к основному содержанию

Стандарт нужно подтверждать

Проблемы европейской журналистики стремительно разрушают созданный вокруг нее ореол образцовости
30 октября, 19:05
ФОТО АВТОРА

Современные украинские СМИ развиваются, абсорбируя в себя западные образцы и принципы «правильной» журналистики. Во всяком случае украинская медиа-сфера сама заявляет об этом. Стереотипная образцовость европейской прессы для постсоветской журналистики уже давно и удобно расположилась на пьедестале, которой ей возвели сами журналисты, игнорирующие особенности развития журналистики собственной страны и закрывающие глаза на оплошности западных медийщиков. Тем временем европейская пресса постепенно скатывается с пьедестала: актуальная для Украины проблема «джинсы», оказывается, присуща и другим странам. Вот взять хотя бы недавнюю публикацию во французских авторитетных общенациональных газетах Le Monde и Le Figaro сомнительных материалов. На этом фоне заявления журналистов касательно того, что «джинсы» нет, выглядят несколько противоречивыми.

О французской журналистике, как одной из «пьедестальных» в глазах украинцев «Дню» рассказывал корреспондент «Радио Франс Интернасенал» и канала «TV5» в Берлине Ромен Фарруджиа.

О ФОРМЕ СОБСТВЕННОСТИ ТЕЛЕКАНАЛОВ

— Всегда очень хорошо иметь несколько телеканалов, потому что, по моему мнению, телевидение — это то СМИ, которым больше всего пользуются люди. И даже если какой-то канал принадлежит одному олигарху, а другой —другому, то и в таком случае у вас есть разные точки зрения, что дает возможность сформировать свою собственную.

Необходимым является и общественное, и государственное телевидение, и частные СМИ. Частные СМИ, возможно, имеют больше возможностей что-то расследовать против государства. В то же время, государственные СМИ должны возможность в большей степени вести расследования, касающиеся частных лиц. Во Франции существуют и те и другие каналы. Государственные существуют за счет налогов и иногда эти каналы обвиняют в том, что они у власти слишком послушные. Поэтому хорошо иметь рядом и частные СМИ, которые часто принадлежат большим частным концернам. Первый канал во Франции принадлежит строительному концерну, и понятно, что журналистам этого канала будет тяжело провести какое-то расследование против этой строительной компании. Но журналисты других каналов могут это делать. Поэтому, если взять все в комплексе, можно получить хорошую, полную информацию. Главное — смотреть различные телеканалы, слушать различные радиокомпании и читать различную прессу, при этом зная кому принадлежат те или иные СМИ.

УКРАИНА В СКАНДАЛЬНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ ФРАНЦУЗСКОЙ ПРЕССЫ

— Первая статья, которую я прочитал в Le Monde, и которая называлась «Украина — европейское государство? Вряд ли...», была напечатана под рубрикой «Мнение». Это не новость, не репортаж журналиста, это личное мнение автора статьи. Le Monde часто, даже на первой колонке, печатает различные мысли. Например, если бы я захотел, я бы также смог написать свое личное мнение что касается Украины и предложить Le Monde. Они посмотрят кто я такой, прочитают материал, и, если это их заинтересует, они напечатают материал. Я считаю, что редакция проявила определенную легкомысленность, определенную невнимательность что касается этой статьи. Это первая статья, которую я прочитал о Украине и считаю ее скандальной. А если к тому же человеку, который это написал, заплатили, то это ненормально и это проблема рубрики «Мнение», потому что стоит обращать внимание на то, кому предоставляется слово. В случае с Le Monde нельзя никого наказать, потому что автор не работает в редакции. Такое уже случалось во Франции. Однако, скажем, в Le Monde был материал, написанный украинским послом, который опроверг то, что было напечатано в этой статье. И это один из способов восстановить равновесие.

Я не совсем в курсе ситуации с Le Figaro (журналисты украинской ежедневной газеты «Дело», проведя журналистское расследование, обнаружили в этом авторитетном французском издании заказной антиукраинский материал. — Прим. «Дня»). Однако могу сделать такой субъективный вывод: во Франции мало говорят об Украине, и не очень понимают регион, поэтому могут напечатать анализ, который они будут считать целесообразными, тогда как на самом деле он не соответствует истине.

А вы уверены, что редакция получила деньги? Как это можно доказать? Откуда такие данные? Le Figaro и Le Monde не нуждаются в деньгах. Да, они имеют определенные финансовые трудности, но я не думаю, что это могло бы стать поводом брать деньги за публикацию... Во Франции «джинсы» не существует. Я думаю, что нет. Я надеюсь, что нет. У журналистов очень хорошие зарплаты и нет нужды делать материалы по заказу.

ЗАПАДНАЯ ПРЕССА И СТЕРЕОТИПЫ

— То, что Западную прессу считают образцом — это хорошо, но я против того, чтобы ее ставили на пьедестал, потому что она также делает ошибки. Например, случай с освещением бойни в Тимишоара (Румыния) (известная своей жестокостью бойня во время низвержения режима Николае Чаушеску в 1989 году в городе Тимишоара). Позже стало известно, что большое количество трупов, показанных в прямых эфирах — не были телами убитых людей, а привезенными из моргов телами людей, которые умерли еще до переворота. — Прим. «Дня»). А все журналисты бросились на эту информацию, не проверяя ее, и даже самые крупные западные СМИ не проверили ее. Конечно, есть примеры, которым стоит подражать, но все-таки следует быть самодостаточными и проверять информацию, следить за тем, что ты делаешь.

ЭТИКА БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

— Вопрос этики — это личное дело каждого, дело редакции. Поэтому во Франции нет ни законодательных ограничений, нет, соответственно, риска, что журналист попадет за решетку или будет вынужден заплатить штраф. Однако некоторые ограничения все-таки есть: в некоторых областях есть очень четкие и точные законы что касается клеветы. Вы не можете обижать людей, вы не можете провоцировать ненависть, ксенофобию, расизм. Иначе вас могут осудить к уплате штрафа или тюремному заключению. Вы не можете опубликовать комментарий кого-то, кто говорит, что гитлеровский режим был хорошим режимом, и что Гитлер правильно делал, когда уничтожал евреев. Все это запрещено законом, которому уже больше 22 лет.

ЖАНР ИНФОТЕЙМЕНТА УКРЕПЛЯЕТ ПОЗИЦИИ

— Мы имеем идентичную с другими странами проблему. Телеканал, радио, либо печатное СМИ пытается скорее продать информацию, чем проинформировать людей. Поэтому смехотворные темы направляются как серьезные, а более важная информация не направляется.

Можно жаловаться на такое положение вещей, но всегда есть выбор. Мы не обязаны смотреть тот или иной канал. У нас существует много радио и телеканалов, а поэтому каждый может делать собственные выводы что касается того или иного события. Есть частная радиостанция «РТЛ», которая считается хорошей и популярной, но многие могут упрекнуть, что она часто прибегает к поискам сенсаций. Есть государственный радиоканал «Франс Культура», который дает информацию продуманно, и хорошо проанализировав.

ОТКАЗ ОТ РЕКЛАМЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

— Лично я считаю бесспорным позитивом то, что на государственных каналах Франции после 20 часов не будет рекламы, как и на немецком телевидении. Это позволит государственным каналам не переживать о количестве своих зрителей, и, в конечном результате, насчет того, какую прибыль им принесла реклама. То есть отказ от рекламы нивелирует давление на каналы. Предусматривается, что убытки, нанесенные отказом от рекламы, будет компенсировать государство, но лично я имею сомнения относительно того, как государство выйдет из этой ситуации.

РАССЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ВО ФРАНЦИИ

— Нашу расследовательную журналистику нельзя приравнять к «Вашингтон пост», «Нью-Йорк» «Таймс», или Би-Би-Си. Сегодня у французских журналистов нет времени, чтобы делать настоящие расследования, а каналы не хотят вкладывать в это деньги. Опять-таки здесь существует проблема денег. Би-Би-Си так же, как и большие американские газеты, может себе это позволить. Чаще всего, именно они и выдают какие-то сенсации, а не французские СМИ.

О СТИЛЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

— У французской журналистики есть свой собственный стиль. Мы слишком много говорим о себе, а международная политика, на мой взгляд, остается недостаточно освещенной. Но когда я путешествую по другим странам, то там эта тенденция сохраняется.

Есть отдельный стиль и для телесюжетов. Французская техника отличается от англосаксонской и немецкой. Говорят, что телесюжеты немцев — как анимация, а у французов — как кино. Немцы или англосаксонцы сначала пишут комментарий, а потом подбирают к нему картинку. Мы же строим сюжет по изображению и комментарию одновременно, и много значения мы уделяем именно изображению. Недостаток заключается в том, что иногда мы перегибаем палку и уделяем слишком много внимания видеоряду. Мы ищем идеальное изображение, поэтому часто говорят, что французы в журналистике занимаются кинематографом.

ОБ ОСВЕЩЕНИИ СОБЫТИЙ В ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАНАХ

— Во Франции мы считаем, что вся территория, которая находится в районе Польши — это постсоветский лагерь, кроме балтийских стран, которые сейчас в ЕС. Те, кто не пережил выдающегося прогресса со времен холодной войны — это как раз французские журналисты. У наших ежедневных СМИ обычно есть свой корреспондент в Москве, который занимается и Россией, и Украиной, и Белорусью, и Грузией, и Казахстаном. Когда что-то происходят в Украине, над этим работает корреспондент, который сидит в Москве, что, в принципе, является моветоном. Это то же самое, если бы он сидел в Париже.

Франция отправляла журналистов в Украину во время оранжевой революции, и тогда вдруг все французы открыли для себя Украину, потому что до этого вообще о ней не знали, кроме того, что это большая страна «где-то там». Сейчас журналисты иногда возвращаются в Украину, когда у вас кризис.

БЫТЬ ИНОСТРАННЫМ ЖУРНАЛИСТОМ В УКРАИНЕ

— Когда я работал в Киеве, то однажды мне позвонили по телефону из одного пиар-агентства, и предложили сделать материал насчет одного экономического конфликта между украинцами, французами и немцами. Мне сказали, что «если вы сделаете материал для «Либерасен» (швейцарская газета), то мы будем очень благодарны, очень». Они повторили это несколько раз. Я сказал: «Что это значит, что вы будете очень благодарны?» И мне ответили: «Это зависит от того, сколько вы просите». Я сказал, что мне жаль, но я так не работаю, что мы не берем деньги за репортажи и повесил трубку»...

Иногда также очень сложно работать с государственными учреждениями. Ты задаешь им вопрос, а они просто не отвечают, или просят перезвонить завтра, и так без конца. Или ты просишь их о встрече и они говорят «да», то на самом деле это «нет».Впрочем иногда во Франции мы также вынуждены бороться с администрацией, чтобы получить ответ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать