Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Степан КОВАЛЬ: Каналы очень неохотно показывают украинское кино

Вместо выхода в эфир государственного телевидения проект «Моя країна — Україна» получает немногочисленных зрителей в лице любителей «неформатного» кино
28 октября, 19:43
СТЕПАН КОВАЛЬ

В прошлое воскресенье в Доме кино открылся новый сезон. Он начался премьерой документальной ленты Юрия Иванова «Памяти кинотеатра им. Александра Довженко», анимационным проектом «Моя країна — Україна», а также цикл короткометражных фильмов под общим названием «Мудаки (Арабески)».

Дом кино — один из немногих кинотеатров Киева, где можно посмотреть «неформатное» кино. Страна, история национального кинематографа которой насчитывает более ста лет, в последние десятилетия почти не поддерживает производство и распространение своих качественных фильмов — эту многолетнюю острую проблему в очередной раз озвучил на открытии нового сезона кинокритик, председатель Национального союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач.

Не случайным и уместным явился показ документальной ленты режиссера, сценариста Юрия Иванова «Памяти кинотеатра им. Александра Довженко». Юрию Иванову удалось зафиксировать на пленку, как происходило уничтожение кинотеатра, а также пообщаться с теми, кто помнит лучшие времена разрушенного ныне здания: Олегом Комаровым, Ролланом Сергиечко, Богданом Ступкой. Напомним, что автор ленты в этом году получил Гран-при Фотоконкурса газеты «День» за работу «Без Довженко». На месте первого кинозала Киева, в котором можно было увидеть фильмы Федерико Феллини и шедевры национального кинематографа и где состоялась премьера легендарной ленты «В бой идут одни старики», планируют выстроить 15-этажный торгово-развлекательный комплекс. Процесс разрушения кинотеатра им. Довженко продолжался не один год. Он — показательный, но, к сожалению, не единственный. За годы независимости только в Киеве были ликвидированы, проданы, закрыты или разрушены кинотеатры «Юность», «Днепр», «Барвінок», «Краков», «Аврора», «Слава», кинотеатры имени Ватутина и Тараса Шевченко. А 22 октября министр по делам семьи, молодежи и спорта Равиль Сафиуллин заявил о возможной передаче помещения кинотеатра «Жовтень» под Дом молодежи.

Сложная ситуация вокруг национального кинематографа кому-то представляется безнадежной, а кого-то наоборот, побуждает к инициативе, настойчивой работе и желанию создавать свое кино. Свидетельством тому оказались два других проекта, показанные в прошлое воскресенье. Об альманахе 14 короткометражных фильмов под общим названием «Мудаки (Арабески)» «День» писал в конце сентября (№ 175, 29.09.2010). Первые несколько лент из этого сборника Дом кино показал еще год назад. За это время некоторые новеллы приняли участие в международных кинофестивалях в Словении, Барселоне.

— Работая над проектом, мы исходили из того, что сегодня есть возможность снимать качественное кино достаточно скромными техническими средствами и без гигантских бюджетов. Так как кино появляется не там, где есть деньги, а в голове режиссера, — отметил во время презентации продюсер «Арабесок» Денис Иванов.

Очевидно, именно по такому принципу работали создатели другого проекта — анимационного кино «Моя країна — Україна». Это короткометражные фильмы, пронизанные любовью к определенному городу или региону. Они рассказывают народные истории, сказки, легенды — в некоторые из них жители сел, городов, степей и гор верят до сих пор — показывают сильную, мощную и яркую нацию. Впервые «День» писал о проекте «Моя країна — Україна» два года назад, когда работа над выполнением заказа Министерства туризма и культуры только начиналась. Тогда предполагалось, что анимационные короткометражки будут демонстрироваться на Первом Национальном. Пользуясь случаем, после презентации нескольких мультипликационных фильмов в Доме кино мы поинтересовались у творцов проекта, какова его дальнейшая судьба в частности и состояние украинского анимационного кино в целом.

Степан КОВАЛЬ, украинский режиссер-аниматор, лауреат Берлинского кинофестиваля, художественный руководитель проекта «Моя країна — Україна», автор известного анимационного фильма «Шел трамвай № 9»:

— Проект «Моя країна — Україна» был задуман еще три года назад. Мы выдумали двух персонажей, которые есть в каждом фильме, — это Сашко Лирник и Кот. Правда, герой Сашко Лирник совсем не похож на настоящего Сашка Лирника, который согласился быть сценаристом некоторых фильмов и очень помогает нам тем, что собирает по всей Украине сказки и истории. Ведь это единственный известный нам человек, обладающий такими знаниями. Конечно, после трех лет работы мы уже сами можем рассказывать легенды о нашей стране. Каждая серия проекта представляет собой трехминутный фильм. На сегодня мы сняли 12 фильмов, из которых около девяти — это дебют режиссера. Поистине трудно одновременно работать над проектом и воспитывать молодых режиссеров. Поскольку наша первоочередная задача — это кино, в будущем я планирую сотрудничать с более профессиональными режиссерами. Всего фильмов должно быть около 26. Хотя не могу обещать, что на этом мы остановимся. Ведь за этот период накопилось столько интересного материала об Украине, что запечатлеть все не хватит жизни. Конечно, есть планы показать все это по телевидению, тем более, что проект — это, по сути, госзаказ. Но обычно украинские фильмы, и анимационные в том числе, попадают на телеканалы, когда режиссер умирает или в праздничные дни, когда нужно показать именно украинскую анимацию. Иногда под Новый год на национальном канале почему-то наконец показывают украинские фильмы. А вообще каналы очень неохотно дают разрешение на показ украинского кино. Как мне объяснили, фильмов производится мало, а телеканалам нужно заполнить сетку, прежде всего, дешевыми сериалами. Таким образом заполняется эфир, а каналы не ломают себе голову над тем, что завтра показывать детям и взрослым.

Хотя украинская мультипликация имеет мощную базу, действуют профессиональные команды в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Львове, Одессе. Но почти все они принимают участие в фильмах, которые снимаются по иностранным заказам. Слишком редко что-либо делается для Украины. А опыт у нас есть, и он достаточный, выработанный на создании игрушек, которые производились и производятся на территории Украины для разных стран. Таким образом, возникло целое поколение профессиональных аниматоров. Но, работая на иностранные деньги, они фактически выполняют черную работу. Потом об украинских аниматорах в лучшем случае упоминается в титрах, а худшем — они уезжают в другие страны, становясь достоянием чужого государства.

Андрей СЛИСАРЕВСКИЙ, режиссер проекта:

— У нас есть молодое поколение аниматоров, в частности студенты Киевского национального университета им. Карпенко-Карого, которые проходят у нас практику. Себя я отношу к переходному поколению аниматоров. Я, как и Степан Коваль, — «недостающее звено» между старой школой анимации и новым поколением. В рамках проекта «Моя країна — Україна» я работал над двумя фильмами — это легенды о Кривом Роге и Тернополе. Причем сценарий фильма о Тернополе я практически придумывал сам. Кроме того, в каждом фильме я участвовал как аниматор. Кстати, к этому проекту также было привлечено молодое поколение. Но украинская анимация, к сожалению, никому не нужна. Она держится на усилиях аниматоров-энтузиастов, работающих на общественных началах. Но этим энтузиастам нужно есть что-нибудь, поэтому одновременно мы работаем на Россию, Турцию, а времени на украинскую анимацию остается меньше. Например, в России анимация сейчас процветает, так как государство выделяет на это огромные средства. А у нас — нет. Поэтому приходится зарабатывать их на иностранных заказах, чтобы и в Украине развивать хоть что-нибудь собственными усилиями. Но в такой ситуации сложно говорить о перспективе, так как общественные начала — прежде всего именно общественные.

Евгений АЛЕХИН, режиссер проекта:

— Украинская мультипликация сегодня развивается настолько, насколько развитие возможно за счет усилий энтузиастов. Причем проект «Моя країна — Україна», хотя и якобы является государственным заказом, вписывается в предыдущий тезис. Так как на деньги, которые государство выделяло на этот проект, невозможно снимать кино. Например, я вкладывал в свой фильм не только творческие усилия, но и значительные финансовые средства. Я занимаюсь анимацией с 14 лет, как только появилась кинокамера, а первые мультфильмы снимал дома. Затем учился в Москве, на студии «Пилот», у Александра Татарского. Кстати, эта студия создавалась в Киеве, а уже потом переехала в Москву. Я работал в проекте «Моя страна — Украина» фактически из-за любви к искусству анимации. Когда начиналась работа над первыми фильмами и Степан Коваль собирал команду, режиссерами фактически были все, кто может и хочет снимать. Для меня работа над проектом была интересна, прежде всего, расширением собственных умений и мировоззрения. Я работал над фильмом о луганской степи, так как сам родом из Луганска. Мне хотелось рассказать об этом крае. Вначале мы узнали всю историю возникновения города, общались с работниками местных музеев, а потом отобрали самое интересное. Дальше появилась идея сделать акцент на луганских степях — на том, что этот край являлся перекрестком торговых путей, а также на сурках, обитающих в степи, и ее своеобразных символах. Сценарий к фильму написал Сашко Лирник. На съемку ленты Министерство выделило нам три месяца, но это время оказалось необходимо лишь на подготовительный период. Над фильмом работали, не считая оператора, три человека. Средств, конечно, нам не хватало. Для нас это была, по сути, волонтерская работа, но я вложил туда очень, очень многое. При существующих подходах государства к этой сфере производство таких фильмов абсолютно нерентабельно, а заработная плата ниже, чем в школе. Столь неутешительная ситуация с созданием анимационных фильмов сложилась в нашей стране, так как украинское анимационное кино развивается фактически по доброй воле людей, самоотверженно вкладывающих в это дело свои средства и усилия.

КСТАТИ

Вскоре, слова Степана Коваля, относительно нелюбви телевидения к украинской мультипликации, частично опровергнет проект под его же шефством, который все-таки выйдет в эфир Первого Национального. С ноября НТКУ запускает серию мультиков собственного производства «Народная мудрость». Украинские пословицы и поговорки оживут на экране, обещает сайт Первого Национального.

Режиссером мультипликационного цикла «Народная мудрость» стал Степана Коваль. Продюсер проекта — Юлия Грибанова.

Степан Коваль считает, что проект «Народная мудрость» выполняет особенную социальную миссию, ведь направлен он на распространение украинской культуры среди общей аудитории наибольшего украинского телеканала, передает слова известного аниматора сайт НТКУ.

Первая серия «Народной мудрости» появится на экранах уже в ноябре. Всего же в эфир выйдет 50 серий.

НТКУ призывает зрителей присылать интересные пословицы и поговорки по электронному адресу [email protected] или почтовому: г. Киев-04119, ул. Мельникова 42, «Народная мудрость».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать