Страсти по Юле
Или Сколько еще в Украине будут противопоставлять верхи и низы общества друг другу?
Ток-шоу Шустера одним из первых затронуло вопрос о судьбе Юлии Тимошенко в свете последних слухов и сплетен о возможном ее отъезде для лечения в Германию.
Мнения разделились. Среди противников помилования и отъезда экс-премьера самыми активными были два нардепа от Партии регионов — Владимир Олейник и Инна Богословская. Г-н Олейник клеймил Тимошенко за то, что она не является в суд. Интересно, как человек, находящийся за решеткой, может куда-то являться или не являться? Его берут и везут в суд. Сама Тимошенко утверждает, что в суд ее почему-то не везут. К сожалению, экс-судья Олейник использовал снова излюбленную карту (что в истории Украины имело трагические последствия для государственности) — противопоставлял верхи и низы украинского общества друг другу, мол, Тимошенко высокомерна, простой народ ходит в суд, а она — нет. Ну, раз уже охватил такой зуд социальной справедливости, то г-н Олейник мог бы сравнить свою депутатскую зарплату и льготы с зарплатой среднего украинского бюджетника... А еще лучше было бы, если бы этот профессиональный ревнитель законности рассказал, как увели от ответственности его партийного товарища, обвиненного в коррупции ректора Академии налоговой службы Петра Олейника. Тимошенко уже почти два года в тюрьме, а регионал, пойманный на взятках, сначала получил домашний арест, а потом вообще сбежал, и теперь, как говорят, отдыхает в Калифорнии (США). Вот такое равенство всех перед законом.
Слушавший спич г-на Олейника нардеп от ВО «Свобода» Алексей Кайда сказал: «Я плачу от этих искренних слов о правосудии и справедливости». Ну, а публика в студии по этому поводу искренне смеялась. Да, сегодня в нашей стране правосудие и справедливость стоят очень дорого и не каждому по карману.
«ВИЗАНТИЙСКИЕ» ПОДОЗРЕНИЯ
Арсений Яценюк (пока еще БЮТ, хотя ходят слухи о сепарации «Фронту Змін») поймал В. Олейника на противоречиях: «Этот самый человек недавно говорил, что они готовы отправить Тимошенко на лечение в Германию, но пусть, мол, она даст согласие. Тимошенко дала согласие, а г-н Олейник теперь заявляет, что такой возможности нет».
Неподражаемая И.Богословская, известная своей особой «симпатией» к Тимошенко, озвучила «византийские» подозрения о якобы коварной заинтересованности лидеров оппозиции в выведении Юлии из политической игры. Богословская требовала, чтобы Тимошенко сидела до конца. Великодушная, однако, дама Инна Германовна.
Яценюк пытался что-то возразить, но регионалы вели себя в их обычной манере клакеров. Их нужно уметь перекрикивать. И даже убеленный сединами почтенный Владимир Олейник клакерствовал с юным задором.
Потом явился советник Президента Андрей Портнов и долго и скучно рассказывал о «деполитизации судебной системы». Это значит, что судьи теперь будут игнорировать пожелания сверху? Не верю! Ленивая перебранка Яценюка и Портнова усыпляла, тем более, что и время было позднее. Развивая идеи Портнова, И. Богословская требовала больше платить судьям, чтобы не было взяток. А если от этого их аппетиты только увеличатся, и они начнут брать больше? Может, параллельно с повышением судейского достатка необходимо повысить и ответственность судей за неправосудные решения? И если судья нарушил закон, он должен отвечать на общих основаниях, как обычный гражданин. Уж если все равны перед законом, то и судьи, прокуроры, депутаты — тоже.
Наконец перешли к обсуждению проблем Киева. В студию явился Александр Попов, наместник столицы, пользующийся доверием Президента и Партии регионов, но не киевлян.
С места в карьер Попов принялся напирать на советский патриотизм, напомнив про вступление в Киев Советских войск 70 лет назад. Тут Попов явно слукавил, поскольку событие имело место быть в ноябре, а не в октябре 1943 года. Так что рано еще праздновать и топить в фестивальной суете малоприятные проблемы нынешней жизни столицы. А корень всех проблем в том, что в городе Киеве нет избранного киевлянами городского головы. И нет законного городского совета. Жителям столицы не дают возможности их избрать, используя псевдоюридическое крючкотворство. Всяческие «юристы» вдохновенно доказывают, что действующая власть осуществляет свои полномочия, пока не будет избрана последующая. Прекрасная возможность находиться у власти вечно, не проводя выборов и постоянно продляя свой срок. В таком случае, опираясь на подобное «правосознание», следует признать законными все диктатуры в мире, поскольку новой власти там просто не появлялось, и потому старая была «вынуждена» нести это тяжкое бремя.
НЕУЮТНЫЙ КИЕВ
Вот как раз это и происходит в Киеве. Киевляне избрали ныне действующий совет на четыре года. Потом высшая власть продлила ему полномочия еще на год. А теперь еще на два года — до 2015-го. Это за какие заслуги? Почему семь лет? А ведь речь идет о городском совете, который был ширмой для «молодой команды» Леонида Черновецкого, которая, по утверждению Александра Попова, похитила 72 миллиарда гривен (!!!). И эти люди до сих пор на свободе, богатеют, делают карьеры и наслаждаются жизнью. Никаких уголовных дел против них не возбуждено. А Юрий Луценко посидел два года по обвинению в нецелевом использовании 50 тысяч гривен. Вот тут в самый раз снова прослушать содержательную лекцию экс-судьи В. Олейника о праве, о справедливости, о законности и равенстве.
Пока что в Киеве весьма неуютно жить, поскольку городская власть от киевлян абсолютно не зависит и явно не жаждет защищать их интересы.
Политолог Олег Медведев выразил опасение, что, используя опыт Киева, можно так же продлить и полномочия Президента, отказавшись от выборов в 2015 году.
Сам Александр Попов всячески демонстрировал позицию вне политики, он-де только лишь менеджер и крепкий хозяйственник. Возможно, так и было в маленьком городке Комсомольске, который не сразу обнаружишь на карте Украины, где г-н Попов был ранее городским руководителем. Но в столичном мегаполисе его голова неминуемо становится политической фигурой. Да и с крепким хозяйственником в Киеве не получается. Мой друг и коллега Сергей Грабовский, проживающий в квартире не в самом отдаленном районе столицы, во время спича Попова сидел в затопленной квартире без электричества и тепла. Это — следствие бездарного хозяйствования городской власти, которая проспала лето, когда следовало провести тестирование отопительных систем, чтобы оперативно выявить разрывы изношенных магистралей, и их починить. Ничего сделано не было. И вот теперь включили отопление под давлением, которого батареи у соседей сверху не выдержали, со всеми вытекающими (в буквальном смысле слова!) отсюда последствиями... Испорчено несколько квартир, электроприборы, продукты. Множество киевских семей лишены возможности нормально жить и работать. Как всегда, власть не спешит ознакомить население со своей оценкой ситуации и не радует сообщениями о том, когда, наконец, будет наведен порядок. Невозможно было узнать об этом и из выступления Попова в студии Шустера.
НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!
А начиналось ток-шоу футбольной темой, там ведущий снова коснулся высосанных из пальца «футбольных» обвинений против Украины. Но, разумеется, никаких фото- и киноматериалов, подтверждающих «расистско-фашистско-нацистские» проявления на стадионе во Львове показано не было. Может, потому, что обвинители боялись разоблачения?
Шустер задал вопрос, нужен ли закон, запрещающий любую политическую и идеологическую символику на спортивных мероприятиях. Поскольку разные регионы Украины проголосовали по-разному, Шустер с чувством глубокого удовлетворения сообщил, что «Украина расколота, и это надо признать». Ну, раскол Украины — это идея-фикс и голубая мечта Шустера. Не дождешься! Кстати, профессура, хотя и представляла разные регионы страны, проголосовала почти одинаково. Вот профессура у нас почему-то не расколота. Может, оттого, что обладает более высоким уровнем интеллекта, чем средний гражданин? Между прочим, акцентуированность Шустера на центробежных процессах становится все более заметной, в том числе даже членам Партии регионов. На предыдущей программе нардеп от ПР Николай Левченко, бывший секретарь Донецкого городского совета, публично обвинил Савика Шустера в том, что тот работает на раскол Украины. Это редкий случай, когда я абсолютно согласен с регионалом.
Нардеп от «Свободы» г-н Кайда сообщил, что некоторые областные советы Западной Украины уже принимали решения о запрете нацистской и коммунистической символики, но решения были отменены судами. Вопрос, безусловно, непростой. Стоит только стать на путь запретов, и можно зайти очень далеко, трудно будет остановиться. Ведь свобода слова предполагает свободу всякого слова, не только умного и благородного, но и глупого и подлого. Для того и существуют в обществе дискуссии, чтобы доказывать свою правоту и неправоту оппонента. Запрещать следует только прямые призывы к насилию, к нарушению территориальной целостности страны, к уничтожению государства.
РАСЧЕТ НА КОРОТКУЮ ПАМЯТЬ
Затем Шустер вспомнил, как 20 лет назад, в сентябре 1993 года, он в осажденном доме правительства России брал интервью у самозваного президента Александра Руцкого, и пожелал в режиме телемоста пообщаться с ним снова. Руцкой давно производил на автора этих слов впечатление авантюриста с манией имперского величия. Поскольку нынешняя власть в РФ явно больше сочувствует в контексте событий 1993 г. мятежникам, а не Борису Ельцину, то и Руцкой приободрился и обращался к украинцам в отечески-покровительственном тоне. Учил, как надо ценить демократию, права человека, уважать мнение оппонентов. Ласковый Савик, впавший в ностальгию (скорее всего, по временам своей молодости), не портил настроения генералу никакими колючими вопросами. А генерал, наверное, был уверен, что в Украине уже никто ничего не помнит. К сожалению, расчет политиков на короткую память общества часто — чаще, чем хотелось бы, — оправдывается. Этот «демократ», «трепетный ценитель человеческих прав», «мудрый сторонник плюрализма мнений», «адепт мирного разрешения конфликтов» осенью 1993 года, сидя в Белом доме, истерически вопил, призывая летчиков поднимать в воздух самолеты и бомбить Кремль. А в качестве самозваного главы государства лихо подписывал смертные приговоры и указы об арестах политических оппонентов. Хорошо помню, как Руцкой приезжал в Киев после московского ГКЧП уговаривать украинцев отказаться от провозглашенной государственной независимости. Автор тогда стоял в толпе киевлян, с удовольствием освиставших Руцкого у здания Верховной Рады. А потом Руцкой еще «прославился» наглыми территориальными претензиями к Украине.
Тогда в 1993 г. в Москве произошел коммуно-имперский мятеж, который, к счастью для России и всего постсоветского пространства, был подавлен силой. Прийди мятежники к власти, они немедленно бросились бы восстанавливать империю, затеяв войну на территории Украины, Кавказа, Молдовы, Средней Азии и Балтии, страны которой в то время не были членами НАТО.
На российский телеканал «РТР» пригласили участников тех событий от обеих противоборствующих сторон. Разумеется, бывшие путчисты клеймили покойного Ельцина и его сторонников, обвиняя в кровавой расправе над парламентом. Было ли то собрание парламентом, отдельный вопрос. Но интересно то, что «ужасная кровавая расправа» закончилась тем, что ни у одного депутата не было даже царапины... Пострадали только те простые люди, которые откликнулись на их провокационные призывы. Руцкой сдался в плен, ему не привыкать. В Афганистане попал в плен к моджахедам, в Москве — к Ельцину. Но дважды плененный вояка очень любит принимать воинственные позы и надувать щеки. Его коллега по мятежу Бабурин, недавно снова отличившийся антиукраинскими провокациями в Севастополе, в студии «РТР» кричал о разрушении «великой страны» и требовал имперского реванша. Соратники Анпилов и Алкснис всех своих противников в 1993 г. объявили «агентами ЦРУ».
Участник дискуссии генерал Куликов (в 1992—1995 гг. командующий внутренними войсками МВД РФ) призвал всех присутствующих: «Хватит убивать друг друга, надо жить нормально».
Российское общество очень расколото, чего Савик Шустер почему-то не замечает. Но оно чудодейственным образом объединяется по отношению к Украине, Грузии, Эстонии... За единичными исключениями. А российский кинорежиссер Лунгин так охарактеризовал октябрь 1993 года: «В 1993-м мы увидели страшное лицо русского фашизма и испугались». Это лицо теперь куда-то исчезло?
И, наконец: телеканал «МЕГА» показал современный российский документальный фильм «Трофейные немцы». Там повествуется, как СССР на многие годы обеспечил свой научно-технический прогресс после 1945-го, по полной программе использовав немецкие трофейные наработки. Это не ново, давно известно, что СССР многими своими технологическими прорывами обязан хорошей работе своей внешней разведки. Атомный проект Советского Союза буксовал бы многие годы, если бы разведчики не добыли американские секреты. Двадцать лет после войны советские подводные лодки строились по немецким проектам, да и ракетчики многому научились у поверженного врага. В фильме речь идет о том, как в СССР вывезли несколько тысяч немецких специалистов в области реактивной авиации. Но главное, что привлекло внимание автора, это то, что в недрах абсолютно засекреченной структуры советские начальники издали приказ, гласивший, что подлежит расстрелу не только тот сотрудник, который нарушит режим секретности, но и вся его семья. А это значит — что и старики-родители, и малые дети. Что ж, коммунистический гуманизм во всей его красе. А ведь это 1945 год, когда все должны радоваться и хлопать в ладоши по поводу победы над фашизмом. Только вопрос, а чем эти «антифашисты» лучше тех фашистов? Фильм является продуктом кинопроизводства современной РФ, так что на происки украинских националистов тут ничего не спишешь.
Выпуск газеты №:
№184, (2013)Section
Медиа