Перейти к основному содержанию

«Свобода слова» в стеклянном доме

Скандал вокруг «5 канала» и ТВі опережает главу государства в его заграничных визитах
02 сентября, 18:49
«ВЕРТИКАЛЬЩИКИ» УКРАИНЫ НИКАК НЕ МОГУТ ОСОЗНАТЬ, ЧТО УКРАИНА — НЕ РОССИЯ, А ПОТОМУ КОПИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЗАЧИСТКИ ТЕЛЕПРОСТРАНСТВА МОЖЕТ ЗАКОНЧИТЬСЯ БОЛЬШИМ КОНФУЗОМ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Итак, «5-му» и ТВі остается теперь апеллировать к судам вышестоящих инстанций, после того как дело было проиграно, что, впрочем, прогнозировалось. Президент Украины заявил, что ждет от нашей Фемиды справедливого решения, правда, не сказал, какое решение в данной ситуации будет справедливым. А еще сказал, что Национальная рада по вопросам телевидения и радиовещания должна понести ответственность, если ее действия по наделению телеканалов частотами вещания были неправомерными. Задал однако задачу глава государства самому независимому в мире украинскому суду... Впрочем, не все граждане страны считают решение украинских судей справедливыми и независимыми, о чем свидетельствует тот факт, что по количеству жалоб в Европейский суд по правам человека Украина занимает третье место в Европе (после России и Турции). Несмотря на все заявления сверху о пользе и необходимости свободы слова, неуклонное наступление на нее, сердечную, продолжается и усиливается.

Народный депутат Тарас Чорновил призвал демократические страны применять санкции к тем украинским чиновникам, которые причастны к изъятию частот вещания у «5-го» и ТВі. Что ж, вполне возможный вариант в контексте постепенного выхода скандала на международную арену. «Вертикальщики» Украины никак не могут осознать непреходящей мудрости Л. Кучмы: «Украина — не Россия». Поэтому копирование российской зачистки телепространства может закончиться большим конфузом. А телевизионный скандал в Украине медленно, но верно интернационализируется (разумеется, не от названия «Интер»). И это в то время, когда глава государства собирается посетить ряд стран Европы... Заявления же о невмешательстве власти в Украине в удивительные судебные решения на Западе вряд ли кого-то убедят. Глобализация способствует тому, что мы все, земляне, живем вроде как в стеклянном доме и отовсюду видны. А тут еще общественная организация «Репортеры без границ» уже сформулировала один вопрос в повестке дня на переговорах канцлера ФРГ Ангелы Меркель и Президента Украины Виктора Януковича: притеснение свободы слова в Украине. Вопрос этот, похоже, будет на Европейском континенте подниматься постоянно и радикализироваться, более или менее быстро превращаясь в «острую зубную боль» для Банковой. И тут вряд ли очень поможет балансирование между Москвой и Брюсселем, грозящее перспективой оказаться между двух стульев на полу. Харьковская капитуляция, пропиаренная правительством как «чудесное спасение» украинской экономики, оказалась совершенно никчемным и бессмысленным предательством. Ведь сам Н. Азаров публично признал, что символическое снижение цены на российский газ (за что сдали Крым и Севастополь под контроль Кремля и его военного ведомства чуть ли не на 40 лет) Украину не спасло и от банкротства не обезопасило. Оказалось, что, обвиняя Ю. Тимошенко в подписании кабальных газовых договоров с Россией (и вполне, между прочим, справедливо), «региональная бригада» сама вляпалась в еще более кабальную договорную паутину. А чего стоят обещания топливного министра Бойко объединить (хотя в действительности речь идет о поглощении, проглатывании) «Нафтогаз» Украины с кремлевским «Газпромом», в связи с чем шеф «Газпрома» Миллер пообещал Украине внутренние российские цены на газ? Дешевый сыр бывает только в мышеловке... Если за ничего не решающее снижение газовой цены в Харькове Украине пришлось пожертвовать частью территории, то что придется отдать за обещанные Миллером 60 долларов США за 1000 кубометров газа? Всю Украину? Государственную независимость? Газовую трубу? Белорусы свою трубу отдали, недолгое время наслаждались удешевлением энергоресурса, но очень скоро их снова взяли за горло и принялись душить. Газовые войны против Беларуси не прекращаются.

А тут есть еще один момент. Если наша труба станет российской, то Российская Федерация сможет организовать ее охрану, то есть ввести на нашу территорию свои вооруженные охранные структуры (на всем протяжении трубы с востока Украины на запад). Если же им покажется, что нечто угрожает их стратегической собственности (бывшей украинской ГТС), то никто не может исключить вооруженную защиту этой собственности по примеру Англии и Франции, которые путем военной интервенции в 1956 году защищали на территории Египта принадлежавший им Суэцкий канал... В Кремле сидят далеко не филантропы, чтобы просто «из любви» к Украине снизить в несколько раз цены. Политическая цена для нашей страны может оказаться смертельной. И вот на этом фоне Президент Украины имеет шанс ко всему прочему оказаться еще и международно признанным «врагом свободы слова» вместе с каким-нибудь генералом из Мьянмы или полковником из Венесуэлы. Нужно ли ему это?

Достаточно уже тех имиджевых потерь, которые есть на сегодняшний день. Провластные телеканалы бурно распиарили участие главы государства в чествовании памяти сталинского выдвиженца Алексея Стаханова. А там еще машинист Кривонос, трактористка Паша Ангелина, сталевар Мазай, ткачихи сестры Виноградовы и целый легион сталинских ударников. Так что наш Президент без работы не останется, только успевай возлагать и отдавать долг... Но стоит ли в этом контексте удивляться появлению памятника Сталину в Запорожье? При Кравчуке, Кучме и Ющенко таких памятников в Украине не было, при Януковиче они появились... И что же по этому поводу должна думать отечественная и международная общественность?

ВЛАСТЬ НАБИРАЕТ ШТРАФНЫЕ ОЧКИ

Телеканалы рассказали о странном решении Президента в области национальной политики. Волевым образом президент сократил Совет представителей крымкотатарского народа при главе украинского государства с 33-х человек до 19-ти. Причем представители самой мощной структуры, меджлиса, за которым стоит абсолютное большинство крымских татар, в реформированном сверху органе оказались в меньшинстве. Это вызвало огромное раздражение и высшее представительство народа — курултай — уже заявил о том, что совет должен избираться крымскими татарами, а не назначаться из Киева. Ибо такой совет, состоящий из президентских назначенцев, будет представлять только группу лиц, а не народ. Меджлис, в свою очередь, довел до сведения власти, что если ситуация не будет урегулирована демократическим путем, его представители в полном составе выйдут из совета. Что уже и сделали. Разумеется, такую политику Банковой по отношению к крымским татарам нельзя признать мудрой. Более того, в этой политике ощущается влияние тех пророссийских формирований Крыма, которые давно мечтают маргинализировать и изолировать меджлис как организацию, последовательно стоящую на позициях суверенитета и целостности Украины. Не удивлюсь, если в переформатированном совете окажутся те карликовые диванно-карманные партии и общественные организации крымских татар, которые, в отличие от меджлиса, демонстрируют нелояльность к украинскому государству и огромную симпатию к иной стране. Таких в среде крымских татар очень мало, но они есть. Впрочем, а кто нам гарантировал, что нынешняя верховная власть в Киеве будет действовать в интересах Украины? Национальную политику в стиле «слона в посудной лавке» можно считать просто глупостью, а можно и чем-то совсем другим... Пока что власть с судорожной активностью набирает штрафные очки, собственноручно загоняя себя в ею же созданные многочисленные тупики.

«ЧОГО ТОБІ НЕ ВИСТАЧАЄ, ЩОБ БУТИ УКРАЇНЦЕМ?»

Анализировавшие особенности действующей власти в эфире «5 канала» журналист Роман Чайка и бывший узник совести Евгений Сверстюк сравнивали ее с режимом Кучмы. Воистину, все познается в сравнении. Не столько Кучма был велик, сколько эпигоны оказались мелковаты. На фоне пигмеев и человек среднего роста выглядит великаном. А политический рост у Леонида Даниловича был более чем средним. Но в то же самое время, сформировавшись на руководящих должностях на крупном оборонном заводе стратегического значения, Кучма, без сомнения, представлял себе, инстинктивно ощущал, что такое высший государственный интерес, ценность державы. Хотя это была школа не национальной украинской, а имперской государственности, но она была Кучмой пройдена и оставила (пусть минимальный) государственный рефлекс в сознании и подсознании.

Наследники Кучмы отличаются от него полным отсутствием такового рефлекса. Есть хороший анекдот, идеально подходящий к этому сюжету. Одного проходимца спрашивают, что бы он сделал, если бы вдруг стал королем. Проходимец ответил, что он в тот же день украл бы государственную казну и сбежал за границу. Говоря о ментальности многих псевдогосударственных деятелей, Евгений Сверстюк отметил, что «цинизм уголовного мира — это страшная вещь». А ведь этот человек, правда, не по своей воле, в течение не одного года вплотную наблюдал этот особый мир, который сегодня в немалой степени определяет духовную, а точнее — бездуховную атмосферу Украины. Общество ныне живет не без страха, в условиях деукранизации страны. Но самая большая угроза, по мнению Евгения Сверстюка, — это равнодушие миллионов граждан Украины к тому, что у нас происходит. Молчание ягнят... Хорошо, что «5-й» не струсил и продолжает делать свое дело, давая нам возможность слышать мнения выдающихся соотечественников. Что ж, правильно ведь сказано: делай, что должно, и пусть будет, что будет.

Обрадовал и технично-информационный канал Maximum TV, показавший прекрасную серию плакатов на тему национального воспитания. В частности, особенно запомнился плакат с вопросом: «Чого тобі не вистачає, щоб бути українцем?» и с изображением человеческих мозгов, человеческого сердца и паспорта Украины. Действительно, чего не хватает?

Такие информационные акции очень важны в настоящий переживаемый Украиной печальный момент истории. Аналогичный период в истории Европы был назван Dark ages — «темные столетия». Дай Бог, чтобы у нас обошлось «темными месяцами»... А это зависит от всех нас вместе и от каждого в отдельности.

«ДВЕ НАПАСТИ»

А российские телеканалы, в первую очередь RTVI, показали то, что может стать и нашим недалеким будущим. В программе «Особое мнение» журналисты Николай Сванидзе и Андрей Бунтман обсуждали феноменальную ситуацию с арестом Бориса Немцова и Льва Пономарева за то, что они в День государственного флага России без разрешения начальства с этим самым флагом посмели пройти по центру Москвы. Оказывается, в путинской России любить Родину можно только по специальному позволению, так сказать, организованно и без самодеятельности. У нас вон в Крыму ходят по улицам с флагом иностранного государства — и никого не задерживают. Российскому флагу и далее в Украине ничего угрожать не будет. Проблемы, скорее всего, возникнут с украинским, на использование которого, видимо, понадобится санкция. Всякое полицейское государство имеет свою неумолимую логику развития, а точнее — деградации.

Российский НТВ в программе «Профессия — репортер» вернулся к «разбору полетов» периода страшных лесных пожаров. Журналистов заинтересовало поведение российских чиновников в годину национального бедствия. Героем сюжета стал бывший заместитель Лужкова, а ныне губернатор Нижегородской области г-н Шанцев.

Этот чиновник (в то время как массово горели деревни) устроил торжества по случаю своего второго пришествия во власть. Церемония была обставлена как провинциальный вариант инаугурации президента РФ: раздался голос а ля Левитан: «Валерий Павлинович Шанцев!», отворились тяжелые врата и твердым уверенным шагом под аплодисменты областного бомонда вошел губернатор. Правда, атмосферу праздника несколько подпортил запах гари, доставший административный центр Нижегородской области... На совещании по видеотелефону г-н Путин спросил г-на Шанцева, не нужно ли какой специальной помощи в борьбе с пожарами? Губернатор бодро рапортовал, что не надо, справляется своими силами. А деревни горели... На экране телевизора плачущие погорельцы на фоне родных пепелищ проклинали г-на Шанцева. Зато на том же самом экране г-н Шанцев был бодр и весел. А чего ему, в самом деле, переживать? При российской «демократии» ему ничего не угрожает. И политическую его судьбу определяют вовсе не жители Нижегородской области. Ну, разве что «сам» на него разгневается. Попробовал бы себя так вести какой-нибудь немецкий бургомистр или французский мэр... А феномен Шанцева — это и есть тот самый «русский мир», в который нас стремится загнать известная в Украине «партия нового типа», который нам пытаются всучить всевозможные российские политические туристы. Лично мне цивилизованный и демократический мир намного симпатичнее «русского», в котором, по словам русского же писателя, «две напасти»: внизу — власть тьмы, вверху — тьма власти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать