Табу на телепродукцию России
Какие фильмы и сериалы на самом деле запретила Верховная Рада Украины
Верховная Рада наконец приняла во втором чтении и в целом законопроект № 1317 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины», который в народе называют законом о запрете российских сериалов. «За» проголосовали 259 народных депутатов. Но все ли так идеально на самом деле? В материале «О защите медиа-пространства и сопротивление в парламенте» от 16 января «День» уже анализировал первую редакцию законопроекта. Как же изменился документ ко второму чтению, какие правки депутатов внесли, а какие отклонения и какие именно фильмы на практике охватывает запрет распространения и демонстрации?
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРЕДЫСТОРИИ
Николай Княжицкий и Вадим Денисенко подали законопроект № 1317 еще в начале декабря прошлого года, как раз на пике общественного возмущения засильем российских сериалов на украинских телеканалах. Сразу через два дня активисты организации «Відсіч» провели акцию протеста возле главного офиса «Интера», заклеив входные двери фотографиями украинских военных, погибших на Донбассе. Тогда же приобрели популярность протестные акции так называемых «телезомби», когда активисты и все желающие театрально демонстрировали, к чему может привести потребление российского телепродукта. Одну из таких акций даже планировали провести под Администрацией Президента, однако охранники остановили этот «перфоманс» еще в начале улицы Банковой. Все это время парламент не реагировал на общественные настроения, и только 13 января этого года принял законопроект Княжицкого-Денисенко в первом чтении. Тогда Николай Княжицкий заявлял, что на Верховную Раду давят лоббисты российского телепродукта, что затрудняет принятие закона. «Чувствую большое сопротивление. Наши владельцы телеканалов по тем или иным причинам покупают российские сериалы вместо того, чтобы снимать украинские. Тратят на это большие деньги. Поверьте, если бы этого сопротивления не было, законопроект сразу же приняли в целом», — прокомментировал в январе «Дню» депутат, и добавил: «Я буду делать все от меня зависящее для того, чтобы закон был принят во втором чтении и в целом и чтобы он максимально быстро начал действовать». Поэтому уже 2 февраля Комитет по вопросам культуры и духовности, в котором председательствует пан Княжицкий, рекомендовал Верховной Раде поддержать законопроект.
КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ СТРАНОЙ-АГРЕССОРОМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ?
Напомним, что законопроект Княжицкого-Денисенко запрещал транслировать лишь фильмы, в которых содержится популяризация некоторых органов государства-агрессора и популяризируются ценности криминальной субкультуры, с соответствующими определениями государства-агрессора, органов государства-агрессора и указывал детальные критерии для определения таких фильмов. Именно в такой редакции закон и приняли во втором чтении и в целом с поправкой Виктории Сюмар о запрете «трансляции информационных, музыкальных, развлекательных, спортивных, учебных, рекламных и любых других программ и передач, произведенных начиная с 1 января 2014 года физическими и юридическими лицами Российской Федерации». Иными словами, теперь каналы не могут демонстрировать все российские (ведь именно РФ в Украине признали государством-агрессором) фильмы и сериалы об их «хороших» спецслужбистах или армии, телепродукцию, которая ставит под сомнение территориальную целостность Украины, а также вообще всю телепродукцию РФ, произведенную начиная с января прошлого года. Во время обсуждения в сессионном зале возникла путаница с тем, за какую именно поправку проголосовали. Спикер перепутал поправки Сюмар и Ляшко, и в конечном итоге депутаты таки отдали свои голоса за запрет всех российских сериалов начиная с января 2014 года, а не за запрет вообще всех российских фильмов и сериалов, как предлагала «Радикальная партия». Даже депутаты не сразу поняли, за что проголосовали (к сожалению, уже не первый раз). В итоге это дает возможность для маневрирования украинским телеканалам. В чем различия между государством-агрессором и Россией? Сейчас — ни в чем. Но если РФ вернет Украине Крым и выведет все свои войска и технику из Донбасса и больше никакими путями не будет разжигать конфликты в тех или иных регионах Украины, и если после этого юридически отменят формулировку о том, что Россия является государством-агрессором — тогда российские фильмы и сериалы, произведенные с 1 августа 1991 до 1 января 2014 года, вновь смогут вернуться на телеэкраны. Однако сейчас это кажется утопией. Есть еще одна поправка к этому законопроекту, за которую народные депутаты не проголосовали в сессионном зале. Это критерии к определению перечня лиц, которые создают угрозу национальной безопасности. Сама поправка звучит так:
«... публичный перечень, в который включены лица, создающие своими действиями, в том числе публичными высказываниями, существующую или потенциальную опасность жизненно важным национальным интересам Украины, угрожают охране общественного порядка, обеспечению охраны здоровья, защите прав и законных интересов граждан Украины и других лиц, проживающих на территории Украины». Проще говоря, эта поправка исключала бы такие скандалы, как с новогодним «голубым огоньком» «Интера», и тогда уже канал не имел бы возможности говорить, что он не нарушил ни одного закона, ведь тогда весь список «подписантов политики Кремля» стал бы перечнем персон нон грата на украинском телевидении. Однако Николай Княжицкий оптимистически настроен относительно этого. «Все равно мы сможем обезопасить Украинское телерадиопространство от этих людей, ведь закон предусматривает, что этот перечень должен публиковаться на сайте Министерства культуры по представлению СБУ и других органов. Поэтому телеканалы все равно не смогут их транслировать», — прокомментировал «Дню» депутат. Что касается Минкульта, то его позиция однозначна. Министр культуры Вячеслав Кириленко сразу же после голосования написал в своем Twitter: «Yes! Запрет на российские милитарные сериалы принят в ВР! Должен быть и следующий шаг — закон о поддержке украинского кино. Надо снимать о наших Героях!».
В ИТОГЕ
Теперь последнее слово — за президентом. Сейчас закон находится на стадии подготовки на подпись гаранту. Николай Княжицкий уверен, что Петр Порошенко подпишет этот законопроект, ведь «президент точно не является самым большим поклонником российских военных сериалов в Украине». Поэтому у телеканалов есть два месяца, чтобы очистить свой эфир от российских фильмов и сериалов о доблестных «ментах» и «ГРУ-шниках» и от свежего российского мыла. Обратный отсчет пошел.
Section
Медиа