Тарас РЫЛЬСКИЙ - лучший друг украинской прессы
— Как вы считаете, с чем связана возросшая популярность на украинском ТВ такого жанра, как обзор прессы? Может быть, каким-то образом это связано с предвыборной кампанией?
— Интерес к прессе существовал всегда. Другое дело, что еще десять лет назад — и это не секрет — газеты читало намного больше людей, чем сейчас. Сейчас у многих просто нет возможности их читать — газеты довольно недешевы. Этим, в частности, можно объяснить появление на телевидении обзоров прессы. К тому же, сейчас телевизионный канал может подтвердить эти обзоры видеоматериалами. Можно говорить о неком новом уровне — и техническом, и о творческом потенциале, благодаря чему можно действительно интересно делать эти обзоры. Но появление «Главного редактора» с предвыборной кампанией не связано. Хотя понятно, что уже вышедшие программы не могли не коснуться ее.
— В отличие от других создатели программы «Главный редактор» не ограничились лишь «чтением заголовков», а все-таки сделали именно авторскую программу. С чем это связано?
— Я в данном случае совершенно не согласен с определением «авторская программа». Это, может быть, было некой ошибкой моих коллег — ведущих программы «Подробности». Почему? Потому что авторской (в том понимании, которое мы вкладываем в это определение, говоря, скажем, о программе Доренко, или Киселева, или того же Шендеровича, или Пиховшека) я ее назвать не могу. «Главный редактор» — результат коллективных усилий. Программа создается в рамках информационно-аналитической службы телеканала. Что же касается лично меня, то я все равно, в первую очередь, остаюсь редактором отдела региональной информации, а уже во вторую — работаю над проектом «Главный редактор».
— А каковы критерии «редактирования» — отбора изданий и публикаций для очередной программы?
— Как такового, специального отбора нет. Я покупаю достаточно много газет. Единственное обидно — даже и хотелось бы, может быть, взять что-то из жестко оппозиционных изданий (таких, как газеты «Коммунист», «Товарищ»), но, к сожалению, нечего взять. Разумеется, в первую очередь открываю газеты, которые могут что-то рассказать. Я с удовольствием читаю, например, в выходные еженедельники, чтобы иметь представление, о чем уже рассказывали газеты в течение недели. С чтением ежедневных газет, конечно же, дело обстоит сложнее, поскольку определено точное время, когда я должен прийти в студию и записать программу. Иначе технологический процесс будет нарушен.
— Газеты для вас — источник информации или источник цитат для подтверждения собственных мыслей или мыслей, скажем, создателей программы?
— С моей точки зрения, можно сделать какое-то резюме, можно высказать какую-то точку зрения по тому или иному вопросу, но какого-то глобального заключения я никогда не делаю, и, вообще-то, это не цель нашей программы. Мы в программе практически не делаем собственных умозаключений Есть только цитаты и, может быть, столкновение мнений, представленных на страницах разных газет. Мы пытаемся брать одну тему и рассматривать ее с той точки зрения, с какой ее рассматривает та или иная газета. Нам это более интересно. Почему? Потому что пройдет время, и, например, автор той или иной статьи может изменить свою точку зрения. Нам нужно еще «нарастить мышцы» (у нас еще нет достаточно большой базы данных), но мы подмечаем, кто что говорит сейчас. А что будет через два месяца? А что будет после выборов? Любой журналист занимается своего рода политическим прогнозированием. Особенно если он пишет аналитическую статью, статью проблемную, журналист все равно свою точку зрения высказывает. Вот мы именно эти журналистские точки зрения хотим показать. Поэтому я еще раз говорю, «Главный редактор» — не авторская программа. В то же время я — не диктор. Я — просто ведущий и просто показываю людям, какая газета какую точку зрения имеет на то или иное политическое событие. Политическое, опять же, потому что никуда мы от этого не уйдем. Сколько бы мы ни говорили, что основной электорат сейчас уже устал от всех этих «кассетных» скандалов, от информации о том, кто куда переходит, сколько, к примеру, братьев, сестер или других родственников в разных блоках, я считаю, что в этот период — до 31 марта — политика не может не волновать, потому что, по большому счету, сейчас решается судьба.
— Если уж заговорили о политике, то насколько, по-вашему, насыщен украинский газетный рынок разносторонней политической информацией?
— Достаточно насыщен. Правда, когда читаешь региональную прессу, становится обидно, что чем дальше в регионы, тем больше наблюдается какого-то сумасшедшего экстремизма. Люди не гнушаются и карикатуры рисовать, и власть оскорблять (и гаранта в том числе), что удивительно. Центральная пресса все время на виду, поэтому на нее легче подать в суд, закрыть эту газету или лицензию отобрать. А чем дальше от столицы, тем больше каких- то безумных оскорблений. То есть, нет нормальных аналитических статей, нет нормальных интервью, но при этом идет огульное осуждение — без доказательств. Какое представление от написанного может возникнуть у людей в регионах (даже в областных центрах, уже не говоря о каких-то районных центрах), если они это читают, если до них не доходят, скажем, нормальные газеты или приходят с опозданием? Журналисты должны очень осторожно относиться к подобным вещам.
— Как вы считаете, пресса и телевидение — конкуренты или взаимодополняющие друг друга источники информации?
— Я считаю, что взаимодополняющие. Точно так же, как, например, трудно сравнивать театр с кино или телевидением, нельзя сравнивать газету и ТВ, потому что речь идет о разных подходах к подаче информации. На телевидении нужно уметь рассказать о том или ином событии сжато (иногда даже очень жалко, что что-то нужно выбрасывать). Газета о том же событии может себе позволить немного подробнее рассказать. Поэтому в «Главном редакторе», который выходит сразу после «Подробностей», мы пытаемся, естественно, не рассказывать о том, о чем уже шла речь в новостийных сюжетах. Мы пытаемся разобраться в возникшей ситуации, о которой вчера газеты писали, но, может быть, будут писать и завтра, то есть как бы пытаемся подать общий взгляд на то или иное событие, выявить ту или иную тенденцию.
СПРАВКА «Дня»
РЫЛЬСКИЙ Тарас Богданович. Родился 1 мая 1959 года. Окончил филологический факультет Киевского государственного университета. С 1981 по 1987 год работал редактором на киностудии им. Довженко. С 1987 года по 1994 год — в отделе международных связей и информации НПО «Припять». С 1994 года работал ведущим телепрограммы «Новый день» (проект «Рыночные реформы»), выходящей на УТ-1. С 1996 года и по сей день занимает на телеканале «Интер» должность редактора отдела региональной информации, а с 2002 года также является ведущим программы «Главный редактор».
Выпуск газеты №:
№25, (2002)Section
Медиа