Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тест на открытость

Как украинское телевидение освещало события Евромайдана
02 декабря, 09:44
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Главной темой в жизни украинцев и, соответственно, отечественных медиа на протяжении прошлой недели стал «европейский вопрос». Кажется, даже самый ленивый журналист написал хотя бы несколько строк, сделал сюжет на ТВ или радио о событиях на Евромайдане. Естественно, эта тема также была топовой в блогосфере и социальных сетях. Другой вопрос — как информировать аудиторию? С какими мессиджами апеллировать к людям? К каким выводам вместе прийти?

Если гражданская журналистика, в частности ее активный сегмент в социальных сетях, в основном сработал хорошо (вспомним, что, собственно, и начался Майдан в прошлый четверг с призыва на «Фейсбуке» от нескольких общественных активистов, журналистов и студентов выйти на улицы), то к работе традиционных СМИ, в частности центральных каналов, остается немало вопросов. Если говорить иронически, то большим плюсом, конечно, стало то, что в отличие от прошлого Майдана девятилетней давности, о революционных событиях в столице сообщал не только один «5 канал». О причинах, которые вывели людей, портретах участников, особенностях жизни на митинге активно информировали журналисты «1+1», «Интера», СТБ, ICTV, «5-го канала», ТРК «Украина» и других каналов. Большинство — с прямыми включениями.

Одним из основных замечаний к ТВ можно назвать «низкий старт» недельного марафона. В четверг и пятницу полноценных сюжетов о Евромайдане было не много. В субботу — некоторые в связи с 80-й годовщиной Голодомора в Украине, некоторые по другим причинам — «европейской теме» особого внимания также не уделили. По сути, нормальный темп в освещении удалось набрать лишь в воскресенье. После массового митинга протеста.

— СМИ разделились на тех, кто дает более-менее полную информацию обо всем, что происходит, и тех, кто тему проигнорировал, — отметила в комментарии «Дню» шеф-редактор «Телекритики» Наталия ЛИГАЧЕВА. — Некоторые медиа заняли объективистскую позицию, кто-то даже не скрывал своих симпатий к протестующим. Но есть ряд медиа, которые представляют Семью, — скрывают некоторые факты. Ключевой месседж от них — ничего страшного не происходит и все еще впереди. Или СМИ Гужвы, которые говорят, что мы все идем в Европу, но желательно это делать с Россией. А некоторые просто занимаются черным пиаром против участников протестных акций. Среди них, к сожалению, оказался и Первый национальный, который включил полную трансляцию воскресного митинга с лозунгами против евроинтеграции, и почти не показал оппозиционный митинг. К тому же не указал цифру митингующих. На большинстве каналов отсутствовали комментарии независимых экспертов, которые раскрыли бы манипуляции Азарова. А вот уже в итоговых выпусках ситуация улучшилась. Например, «1+1» дал комментарии экспертов по поводу экономических проблем и относительно того, насколько оправдано сворачивание курса евроинтеграции. То есть в течение нескольких дней каналы таки сориентировались и стали давать анализ того, что происходит.

Собственно, наибольшие замечания относительно освещения ключевой темы, как отметила медиа-эксперт, действительно касаются Первого национального. Например, вместо масштабной воскресной акции евроактивистов, в эфире канала вышел сюжет и прямая трансляция с антиевропейского Майдана Партии регионов. Даже в последующих информационных выпусках канала в основном выходила «сухая» информация, основными посылами которой было: «по данным информагентств на Майдане днем приблизительно полтысячи митингующих», или «милиция обратилась к участникам с просьбой не поддаваться на провокации и не создавать конфликтные ситуации».

Большинство каналов евротему сделали ключевой в итоговых программах. «Факты недели с Оксаной Соколовой» на ICTV в хронологическом порядке пересказали ход событий на Майдане с включениями. Приятно удивил ведущий программы «Итоги недели» на «Интере» Дмитрий Анопченко — Евромайдан стал главной темой выпуска, активные включения с Майдана, он-лайн дискуссия относительно события между собкорами канала из Москвы, Вильнюса и Вашингтона. Традиционно максимально освещали Евромайдан журналисты «5-го канала» — в большинстве выпусков новостей это было ключевой темой. Впрочем, что касается воскресного эфира, то зрителям немного не хватало прямых включений. А из тех, которые появлялись в эфире, больше хотелось бы услышать студенчество, которое организовало митинг, а не топовых украинских политиков, в том числе Петра Порошенко.

Неоднозначно осветили Евромайдан российские телеканалы. Большинство из них всячески манипулировали темой, значительно занижали количество участников, отмечали, что они стоят за деньги и вообще, весь митинг — сплошная европровокация.

— Российские каналы умеют показать только на крупных планах майдан, полностью заполненный людьми. Найти каких-то бедных или, не дай Бог, пьяных и сконцентрироваться на этом, — продолжает Наталия ЛИГАЧЕВА.

На государственном телеканале РФ «Россия-1», например, появился сюжет о событиях в Украине на Евромайдане под названием «Евромайдан-2013 — технология европровокаций». Собственно, этот сюжет сам стал телевизионной провокацией. Медиа-эксперт Оксана Романюк в «Фейсбуке» так прокомментировала этот видеоматериал: «Телеканал «Россия-1» дымит напалмом. Я реально сочувствую людям, которых кормят такими зомби-новостями. Оказывается, евромайданных митингующих тренируют в американском посольстве, уже подготовили четыре группы. А на самом майдане людей вербуют через мегафон, прямо со сцены, за тарелку борща и сто гривен...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать