ТВ на тарелке
10 февраля на телеканале ICTV стартует новое кулинарное шоу «Здоровая кухня»
Телевизионщики говорят, что только ленивые каналы никогда не использовали формат кулинарного шоу. Чего только не выдумывали, кого только не приглашали, но сценарий почти всегда оставался стандартным: рейтинги выросли — «сливки собрали» и программу закрыли. Считанные кулинарные телепроекты оставались «на плаву» дольше одного сезона. Тем временем феноменом таких передач является то, что сам процесс приготовления еды отходит на второй план, и именно ведущие или приглашенные гости, а не сотэ из баклажанов и утка по- пекински (это всего-навсего прикрытие), являются ключевыми фигурами. Шоу делают люди, а не еда: иногда интересными рассказами или игровым азартом, кто-то «берет» собственной звездной персоной или прославленностью своих гостей, но отнюдь не уникальными рецептами.
На Украине кулинарно- звездную кашу заварил «Смак» Макаревича. Жанр кулинарного телешоу в его интерпретации интересен тем, что скрывает в себе элементы не только кулинарной программы, но и ток-шоу. Или же вспомните «Вкусную страну» на «плюсах». К свободному общению между ведущим (здесь иллюзия проникновения в личную жизнь известного человека, в его быт — здесь он тебе в переднике, со сковородкой — такой живой, домашний) и звездой добавлялись еще и сюжеты с места рождения звезды. Это уже полное откровение. А красивая вкусная еда, которая идет как будто в дополнение, является символом стабильности и достатка уже где-то на уровне подсознания, такое себе безоблачное и светлое будущее на тарелке. Именно это из года в год и обеспечивает стандартным наскоро слепленным кулинарным телепроектам высокие рейтинги, а Борису Бурде (несмотря на такую неаппетитную фамилию) мешки писем от поклонниц его кулинарного таланта.
Новое кулинарное шоу «Здоровая кухня», которое предложит телезрителям телеканал ICTV 10 февраля — это очередная попытка поиска нестандартных подходов к сбитому формату телекухни. В качестве изюминки авторы программы пригласили для участия двух очень разных персонажей — известную травницу Марию Стефанию и коллекционера мировых рецептов Юру Белого. К такому воплощению формата авторы программы пришли после долгих размышлений над тем, чем же еще можно удивить украинского телезрителя. «Зрителя не обманешь, он сразу понимает, кто умеет и любит готовить, а кто нет. Ему не нужны те, кто лишь делает вид», — рассказывает продюсер департамента развлекательных программ Алла Липовецкая. Главная идея, заложенная в проект, — здоровая еда, полезные ингредиенты и грамотное сочетание продуктов. Какой бы экзотической не оказалась предложенная Юрой Белым пища, Мария Стефания советует, как лучше ее приготовить и какие специи использовать, чтобы она стала максимально полезной для организма. Прежде всего, «Здоровая кухня», по словам авторов, живая. Здесь готовится настоящая пища по настоящим рецептам, созданные «живыми» ведущими в ходе живого, «небумажного» общения.
Идея «кулинарно-медицинского проекта», как назвали его продюсеры, зародилась после участия Марии Стефании в «Кухне для чайников» с Анастасией Заворотнюк. После выхода этого выпуска программы в эфир, канал получил множество писем и звонков с вопросами к народной целительнице. Это, безусловно, не могло не натолкнуть руководство канала на идею пригласить опытную травницу на ICTV в качестве ведущей. На вопросы о том, как Мария Стефания попала в это телешоу, она отвечает: «Это Господь позаботился обо мне и предоставил возможность с телеэкранов рассказывать людям, как нужно готовить еду, чтобы он а давала здоровье. Я согласилась стать телеведущей, поскольку ощущаю на это волю Бога». Своеобразным, так сказать, контрастным дополнением к образу Марии Стефании призван стать ее соведущий Юрий Белый. Молодой повар «со вкусом», Юра Белый путешествует по миру в поисках оригинальных рецептов и уже не раз был приглашен в качестве ведущего в кулинарное шоу.
На презентации проекта Мария Стефания говорила о том, что кушать можно все, несмотря на запреты и ограничения, но нужно знать как. Народная целительница предлагает корректировать свойства продуктов при помощи трав, пряностей и специй. Таким образом, вредную еду (гамбургер, бутерброды и пр.) советует употреблять с разнообразными травами (тмином, укропом, фенхелем и корнем имбиря), способствующими лучшему усвоению «тяжелых» для организма продуктов.
Авторы программы сулят еще много полезных советов, а зрителям остается надеяться, что этот дуэт опыта и кулинарного азарта окажется вкусным и полезным, а главное — наконец нестандартным и интересным.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Игорь КОНДРАТЮК , продюсер:
— Причина популярности кулинарных программ кроется в том, что они легко окупаются, всегда можно найти много спонсоров. По моему мнению, кулинарная программа должна быть либо такой, как «Смак», либо такой, как «Вкусно с Борисом Бурдой», где ведущий постоянно рассказывает разные интересные вещи, либо в игровом варианте. Лично я во время просмотра таких программ за рецептами не слежу вообще, самое главное — это ведущий или гости. Повар не должен сам готовить пищу и сам же ее пробовать, должен присутствовать кто-нибудь еще.
Светлана КАЛИНИНА , партнер по направлению «медиа-аудит» экспертной группы Kwendi:
— То, что на украинских телеканалах существует так много кулинарных программ, можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, социальная: в нашей стране принято готовить дома. Умение готовить — одно из необходимых в семейной жизни женских качеств, часть нашей бытовой культуры. Поэтому у целевого зрителя наблюдается интерес к этой теме.
Причина вторая, рациональная: у рекламодателя есть заинтересованность в женской аудитории. Ведь, по статистике, именно женщины контролируют до 80% всех покупок.
Проблема этого жанра в том, что рейтинги практически всех кулинарных программ, существующих в Украине, не выше, а иногда и ниже, средних по каналу (согласно панели измерения телепросмотра GFK Ukraine). Исключение — «Едим дома» на СТБ.
По какой же причине каналы оставляют кулинарные программы в эфире, невзирая на чрезвычайно средние медиа-показатели? Ответ простой. Эти программы — очень удобный формат для демонстрации в действии продуктов питания, домашней техники, посуды, кухонной мебели и многого другого. Что привлекает к ним такие виды коммуникации с потребителем, как спонсорство и продакт плейсмент. Заинтересованность спонсоров и солидные спонсорские бюджеты — третья и, вероятнее всего, основная причина присутствия в украинском телевизионном эфире большого количества кулинарных программ.
Выпуск газеты №:
№23, (1996)Section
Медиа