У каждого свой джихад
Современное телевидение не только не дает хлеба насущного, но и далеко не всегда в состоянии дать качественные зрелища. Причина ясна: зрелище нужно уметь придумать и реализовать. Да и влетает собственная продукция в копеечку. То ли дело трансляция и ретрансляция — посредникам в любом бизнесе живется легче: пусть и взлетов особых нет, зато и с падениями полный порядок. Кто не рискует, тот не пьет шампанского? Нам и молодое вино не в облом.
Самый беспроигрышный вариант, как уже неоднократно было сказано, — демонстрация любимых фильмов и спортивное вещание.
Чемпионат мира по футболу — событие не только для болельщиков, но и для телевизионщиков всего мира. К исходу ХХ века этот вид спорта фетишизирован донельзя — большей частью благодаря СМИ. К взаимному удовольствию, так сказать: футбольная индустрия стрижет немереные купоны, средства массовой информации имеют в этом «свою долю», болельщики едут на чемпионаты как на последний день Помпеи. Как говорится, у каждого свой джихад.
Постфутбольная бойня в Москве показала, что чувства добрые пробуждаются гораздо медленнее и труднее, чем инстинкты. «Умники и умницы» во всем мире давно это поняли и поспешно наделили большой спорт несвойственными ему функциями проводника национальной идеи, чуть ли не ее знамени. Во время чемпионата жизнь практически остановилась — банкиры и олигархи улетели в Японию, депутаты в кулуарах обсуждали только «азиатский феномен», телезвезды вроде Савика Шустера или Сванидзе на полном серьезе рассуждали — трагическая Романцев фигура или не трагическая. Чувствуете, страсти просто шекспировские.
Украинская футбольная команда в чемпионате мира не участвовала. Видимо, по этой причине тоже в прямом эфире «1+1» («Завтрак с «1+1») была устроена нелицеприятная дискуссия о состоянии современного украинского футбола. Сердце разрывалось от неподдельной скорби звонивших болельщиков. Даже 11 сентября не принесло столько отчаянья, сколько футбольные страсти. Одного звонившего так просто пришлось отключить. Но, если честно, сам виноват, ибо напозволял себе черт знает что: «На Украине — говорит — футбола нет! Есть «зверинцы», которые поддерживают миллиардеры». Такой джихад у этого сурового парня. И надо сказать, что никому не попускает. Даже вроде согласно кивавшему головой Евгению Зинченко досталось: не кивайте, дескать, головой, молодой человек, вы-то давно уже продались, и мы даже знаем, кому. Услышав обвинение, Женя почему-то засуетился и начал указывать на свой галстук и рубашку: «Щось не видно, щоб мене купили!» Товарищи стилисты с «1+1»! Переоденьте парня, пусть не комплексует.
Зато украинские болельщики «оттянулись» во время трансляции боя Владимира Кличко и Рэя Мерсера. Надо сказать, что на таких зрелищах все обставлено в лучших традициях голливудских фильмов. Наш Володя в красном кимоно с капюшоном и трагическим, почти скорбным выражением лица перед боем, — зрелище не для слабонервных. Так же, как суровая «молотиловка» несчастного мулата.
Что такое по сравнению с этим вяло разыгранный спектакль с заложниками и инструктором-террористом из «За стеклом-3». Инструктор, конечно, — секси (я бы на месте режиссеров обратила внимание на этого полковника), но мотивировка у спектакля все равно слабая. Все вроде бы разгорелось из-за какой-то «Натахи, которая была лучшим бойцом». Мало того, инструктор все время почему-то орет на медсестру-заложницу (пухленькая и хорошенькая, она чем-то страшно напоминает медсестру из аналогичной серии «Масок-шоу») и внушает ей, что «не любит подлянок». Дело вроде как серьезное, но безостановочно хочется хихикать. Уж больно раскадровка напоминает фильмы Одесской киностудии о подлецах-террористах 20-летней давности.
Нет, спорт в этом смысле искреннее — там, конечно, тоже сценаристы так себе и с допингом все хуже и хуже, но пока что бегать и бить по мячу (лицу) надо по-настоящему. И чувства пока что настоящие. То есть понятна природа вещей. Иногда ведь неосторожное переключение телевизионного пульта потрясает. Во время матча Кличко на IVK демонстрировали дивное художественное полотно, название которого мне так и не посчастливилось узнать. Там героиня, девушка с силиконовой грудью и по совместительству хозяйка рекламной конторы, серьезно озабочена своим половым статусом. По этому поводу она ходит на работу практически обнаженная, перманентно тяжело дышит и как-то нехорошо интригует и преследует начинающего манекенщика, которого не любит муж хозяйки. Постепенно зритель начинает догадываться, почему — с удивлением обнаруживая у манекенщика небритые подмышки. Ничего себе половой джихад! Как же можно «на дело» с такими-то подмышками?
Так что правильно сказал Никита Михалков на закрытии Московского кинофестиваля (еще одно событие минувшей недели): «Счет финала чемпионата уже знаете? Ну и замечательно! Тогда смотрите на экран — все остальное ждет нас впереди».