«Украинские сериалы в прайм-тайм — за полгода»
«День» провел резонансный круглый стол, на котором вместе с ключевыми игроками медиа-рынка искал ответ на вопрос: чтомешает Украине производить собственный телевизионный контент?
4 июня 2015 года вступил в силу Закон о запрете трансляции на украинских каналах сериалов и фильмов российского производства. Под запрет попал контент страны-агрессора о «доблестных силовиках», а также при участии людей, поддерживающих агрессию России, и контент, выработанный с начала 2014 года. Сегодня важно говорить о том, не как обойти закон, на чем сосредоточивают внимание некоторые каналы, а главный вопрос — что мешает Украине производить свой качественный контент? «День» для себя давно дал ответ на этот вопрос, производя украинский печатный продукт. Хотелось бы услышать ответ о том, как сделать это на ТВ? Чем должны быть наполнены телевизионные эфиры? О чем именно мы должны говорить со своим зрителем? Чтобы найти ответы на эти вопросы, «День» собрал за круглым столом под названием «Украинский сериал vs российский: перспективы создания своего контента и отказ от телепродукта РФ» основных игроков медиа-среды. Одних — реально, как, скажем, председателя Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Юрия АРТЕМЕНКО, заместителя председателя Государственного агентства Украины по вопросам кино Андрея ЯЩИШИНА и генерального директора «1+1 media» Александра ТКАЧЕНКО. Других — виртуально, в комментариях. Это важное медийное событие создало аншлаг в телевизионной среде — освещать его прибыли восемь каналов, что еще раз подтверждает, что тема нечасто поднимается в публичном пространстве. Предлагаем читателям наиболее интересные мнения участников мероприятия.
«НАШЕ ТЕЛЕПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАЛОСЬ ПОД ЧЕТКИМ КОНТРОЛЕМ РФ»
Андрей ЯЩИШИН: — Более 20 лет в Украине общая репертуарная атмосфера на телеканалах была недостаточно украиноцентристской. Поэтому сейчас, после вступления в силу Закона о запрете российских сериалов 4 июня, сказать, что все быстро повернется, и мы активно запустим производство кино, очень сложно. Напомню, что все наше медиа-пространство формировалось под четким контролем соседнего государства. Мы уже забыли, что 15 лет назад на одном из украинских телеканалов ведущим и редактором был Дмитрий Киселев, который за большие российские деньги формировал здесь «стандарты» информационной . Это все происходило целенаправленно, методично и квалифицированно. Очевидно, были политические причины для создания именно такой «атмосферы» на ТВ. Сейчас, когда мы предстали уже перед «новой реальностью», которая обусловлена нынешними событиями и окроплена кровью, делать вид, что ничего не происходит, — нельзя. Поэтому в таком контексте мы стараемся найти алгоритм возвращения к себе. И роль государства прежде всего заключается в том, чтобы нормировать процесс возвращения к нормальному медиа-пространству, нормальной стране. Нужно поставить в центры внимания украинца и наконец пытаться отвечать видеоматериалом на общественные запросы.
Сейчас идет активная работа над созданием законодательной базы и деловой атмосферы, что должно позволить нам делать это не на потребительском уровне. Прорабатывается целый ряд подзаконных актов, готовятся изменения на уровне правительства, мы регулярно встречаемся со всеми игроками медиа-рынка и вместе ищем путь, как сделать так, чтобы запустить масштабное производство фильмов и сериалов, по крайней мере с той целью, чтобы в будущем году на украинских телеэкранах было засилие украинских сериалов. Мы понимаем, что каналам трудно, ведь им каждый день нужно выходить в эфир. Однако надеюсь, что основные телеигроки приготовят нам уже с нового осеннего сезона сюрпризы.
«ЧЕРЕЗ УКРАИНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОЖЕТ «ПРОСКОЧИТЬ» ЦЕЛЫЙ ЛЕГИОН РОССИЙСКИХ СЕРИАЛОВ»
Александр ТКАЧЕНКО: — Но пока «сюрпризы» нам готовит Госкино. Меня всегда «радовали» плачи Ярославны на протяжении 20 лет о том, что нужно развивать украинское производство кино и сериалов, но никто не говорил об одной важной составляющей — экономической. Потому что более выгодно было украинским каналам или продюсерам вкладывать средства в сериалы, которые производились на территории Украины, и продавать их в Россию. Разумеется, шел обратный процесс: наши телеканалы включились в «гонку вооружения» относительно приобретения российских сериалов. Так, около 300 миллионов долларов тратилось в 2013 году на закупку российских сериалов. Сегодня — момент истины. В стране война, и потому украинский парламент принял Закон о запрете российских сериалов. А Госкино, вместо того, чтобы в это историческое время стимулировать производство украинских сериалов, опять открывает широкие двери для контента из России — мол, давайте продолжать импортировать российские многосерийные ленты, но заворачивать их в обертку украинского продукта. Решение, которое вы приняли по поводу сериала «След», — очень показательно (на прошлой неделе в медиа-пространстве активно дискутировалось решение Госкино о выдаче прокатного удостоверения украинского фильма российскому сериалу «След», который был адаптирован для нашего рынка. Детальнее см. в материале «Александр Ткаченко: «Госкино открыло ящик Пандоры», День №110 от 25 июня 2015 года. — Ред.).
Вся индустрия смотрела, что по этому поводу решит Госкино. Вы же приняли решение совершенно по формальным признакам. На самом деле все украинские каналы и продюсеры последние несколько месяцев готовились к моменту перехода в «новую реальность». Почти все запустили производство своих сериалов, искали экономические основания для этого... Центральные каналы заявили об огромных часах украинских сериалов, которые они уже выпустили или запустили в производство, но сейчас все зависло. Ведь через украинское законодательство, как оказалось, не только муха может проскочить, но и целый легион российских сериалов. И такое показательное решение Госкино заставляет каналы задуматься над тем, что они будут делать завтра. Это как в боксе: когда в полутяжелом весе ты выходишь соревноваться, а вместо равного соперника против тебя стоит Владимир Кличко. Поэтому вместо разговоров по поводу поддержки украинских сериалов нужно было сделать все возможное, чтобы украинские сериалы вышли на экраны. Все рычаги для этого у Госкино на руках.
«СОБЫТИЯ НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ — ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ»
Юрий АРТЕМЕНКО: — Роль государства очень проста — это регуляция пространства. А еще — нужно дать деньги на поддержку производства собственной продукции. К тому же дать деньги разумно — под конкретные проекты, копродакшн, что давно делает Россия с помощью Фонда кино. Они вкладывают в это огромные средства, но пропагандируют идеи «Русского мира», а мы должны пропагандировать свои идеи. К сожалению, не у всех есть понимание важности производства своего качественного ТВ-контента. Не все еще поняли, что ситуация на востоке Украины — это результат информационной войны. Когда депутаты имеют 100 гривен на пенсию, на вооружение или на кино... они делают свой выбор. Как развивать в таких условиях производство? Давайте вернемся к началу. Почему оно вообще не развивалось? Сейчас активно обвиняют прежние составы Нацсовета, что была коррупция, что несправедливо проводили конкурсы — это все правда. Но правда также в другом — неправильно было построено в Украине само телерадиопространство. Вместо того чтобы в интересах государства стимулировать создание детских каналов, спортивных, культурных, несколько общественно-политических, олигархи напрямую приходили к президенту и говорили, мол, дай мне канал, а за это я на тебя не буду «наезжать», более того — буду поддерживать информационно. А затем, во время выборов в парламент, эти олигархи с помощью каналов решали свои вопросы, продвигали собственных людей... И это работало. ТВ в Украине не было бизнесом. Если мы говорим о собственном производстве, то оно нужно для того, чтобы приносить рейтинги и зарабатывать этим деньги. У нас же ТВ — это прежде всего политика. Никто не думал о воспитательной роли, общественной ответственности, пропаганде ценностей... Телевидение не выращивало своих звезд журналистики, своих авторов, сценаристов, операторов... Зачем? Можно все купить готовое и чужих «звезд» пригласить. Сегодня же мы дошли до такого состояния, что производство нужно поднимать практически с самого начала. И хотя закон о запрете российских сериалов несовершенный, он дает основания немного нормализовать ситуацию. Этот закон по духу правильный.
Знаете, хороший шанс измениться у каналов был тогда, когда мы только пришли в Нацсовет. Вспоминаю, что к нам в первые дни работы ворвались патриотически настроенные ребята с требованием запретить российские фильмы, но у нас таких полномочий нет, это прерогатива Госкино. Однако мы собрали все каналы и по инициативе Ткаченко попросили ограничить фильмы о силовиках из страны-агрессора... Но нужно понимать, что на каналах владельцы между собой ссорятся, и эти отношения спускают на топ-менеджеров и даже на журналистов. Одни за Коломойского, другие за Левочкина, третьи за Ахметова... Нет солидарности... Поэтому хорошие идеи от одних не сразу воспринимаются. И сериалы некоторые каналы не ограничили до принятия закона. Вспоминаю, сидели на встрече талантливые менеджеры и говорили, что у нас не война, а АТО, что нужно объединять две культуры — российскую и украинскую... Возможно, по букве закона каналы, которые не хотят терять деньги, можно понять — они пытаются обойти закон. Но по духу это — недопустимо...
ЧЕМ И КАК КАНАЛЫ ЗАМЕНЯЮТ ВРАЖДЕБНЫЙ КОНТЕНТ?
Ю.А.: — Знаю, что многие каналы в настоящий момент закупают популярные форматы и будут адаптировать их к украинской почве. Но не просто дублировать, нужно переснимать. Знаете, просто взять сериал «След» и его «оттюнинговать» — это ненормально.
А.Т.: — Мы покупаем сейчас западные и российские форматы, в частности и достаточно известные, и полностью их переснимаем. У «1+1» и группы наших каналов есть проблемы с осенней сеткой вещания, потому что никто не предусматривал, что так быстро все произойдет. Но мы запустили производство. Стоит полгода помучиться, но когда индустрия заработает — остановить ее уже будет невозможно. Ведь украинский зритель будет отдавать предпочтение отечественным героям и историям. Если сегодня пропустим этот случай и опять дадим возможность импортировать российские сериалы под видом украинских, всего этого не произойдет, индустрия не заработает. Даже при государственной поддержке. Ведь если она и будет, то серьезно это на ситуацию не повлияет. Для одного большого канала, такого как «1+1», речь идет о диапазоне от 108 до 216 часов сериалов в год. Это — огромные объемы.
Ю.А.: — В этой ситуации есть два момента. Во-первых — саморегуляция, патриотизм, но у нас они не сработали. Во-вторых — побуждение к производству кино. И это, на мой взгляд, одна из функций Нацсовета. Конечно, имею в виду законное, «цивилизованное принуждение». Мы находимся в переходном периоде. Кто-то где-то недорабатывает, но я верю, что если сейчас сохранять нормальный темп, все наладится. Конечно, если бы была еще саморегуляция на уровне индустриального телевизионного комитета, все происходило бы быстрее. Но, к сожалению, имеем что имеем.
А.Я.: — Возвращаясь к эксцессу с сериалом «След», хочу вам сообщить, что все (около тысячи) серии — запрещены. В пятницу был издан соответствующий приказ. А «ФЭС» еще не выходил в эфир и решение по нему будет пересмотрено. Я поддерживаю украинское кино и хотел бы, чтобы в эфире были исключительно украинские сериалы. Подозреваю, что «ФЭС» — это все-таки российский сериал, но очевидно, что у Госкино были свои аргументы. По-видимому, там не все так чисто. Однако вы должны понимать, что у Госкино нет здесь никаких собственных интересов — мы не имеем акций ни одной из медиа-групп. Сотрудники «1+1» или «Интера» — для нас обычные граждане. Мы не можем им отказать, ориентируясь на «дух» или на «запах» того, что они нам приносят. Нам необходим инструмент.
«ПРЕВРАТИТЬ ИСТОРИЮ В ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕЛЕПРОДУКТ»
Анна ШЕРЕМЕТ: — Давайте немного отвлечемся от этого вопроса, потому что, думаю, даже если «След» все же запретят, это не даст ответ на главный вопрос — чем заменить российские сериалы. Андрей сказал, что нынешние времена принесли нам «новую реальность». С одной стороны, она заставила нас принимать определенные законы, думать о защите нашего информационного рынка. А с другой стороны, я убеждена, что СМИ вместе с политиками тщательно готовили эту «новую реальность». Значительная часть российских сериалов сейчас призвана создавать мифы о т.н. советском прошлом, сталинских временах в трактовке, что это — наша общая история, которую нельзя делить. Если бы не было этих сериалов, в которые вкладывает большие деньги в частности Россия, то не было бы сейчас наших проблем с декоммунизацией, десталинизацией и тому подобное. Это был бы естественный процесс. Когда речь идет о новых украинских сериалах, задумывается ли кто-то о том, чтобы превратить нашу историю в популярный продукт и уделить соответствующее внимание тем историческим эпизодам, которые этого заслуживают? Здесь, как мне кажется, участие государства обязательно, ведь сами каналы не смогут поднять эту ношу. Очевидно, речь идет об определенных совместных решениях, которые должны были быть приняты еще позавчера.
А.Т.: — Мы выкупили права на известный роман Владимира Лиса «Століття Якова», победивший на «Коронации слова». Сейчас готовимся к началу экранизации. В романе речь идет об истории Западной Украины, о том, как один человек пронес через свою жизнь эпохи разных империй и стран. Это — лишь один пример. В нашем пакете разработок есть целый ряд интересных идей на историческую тематику. Обычно при нормальном положении дел государство должно поддерживать украинских производителей. Но давайте будем реалистами. Мы можем сколько угодно просить денег у государства. Мол, дайте нам финансирование, ведь мы — такие патриоты и хотим снимать патриотическое кино, хотя раньше этого не делали. Покупать российский продукт деньги были, а на производство собственного — нет. Откровенно говоря, это не слишком честная позиция. В то же время мы должны осознавать, что фактически государство находится в состоянии войны. Какие-то единичные акты поддержки наиболее знаковых фильмов или сериалов должны быть, но это не решает вопрос. Его может решить лишь самоорганизация индустрии, осознание своего места и роли в это сложное для страны время. Почему меня так возмутило решение Госкино? Потому что это не только нечестно, но и безответственно с точки зрения ситуации, в которой мы оказались. На мой взгляд, ресурсов у каналов, а также талантов, которых произвела на свет эта земля, достаточно, чтобы реализовать эти и многие другие проекты. Сейчас мы получаем очень много интересных историй. Благодаря трагическим событиям у нас появилась возможность переродиться заново.
КОПРОДУКЦИЯ: ЮРИДИЧЕСКИЙ И МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Ю.А.: — Если вернуться к мысли о том, что телевидение должно превратиться из политики в бизнес, то кризис — это подходящее время, чтобы что-то изменить. В России государство выделяет деньги не на любое кино — госзаказ всегда преследует определенную цель. Они снимают фильмы о Петре І, о Романовых и тому подобное. К сожалению, у Украины сейчас нет на это денег. Сегодня ситуация сложная, потому и олигархи не готовы тратить на ТВ так много средств, как раньше. На последнем заседании Нацсовета некоторые каналы признались, что в этом году уже втрое увеличили собственное производство. У них просто нет выхода. Проблема в другом. Раньше все работало так. Канал производит один эпизод за 100 тысяч в России. За 50 тысяч продает его в Украине, и еще за 100 — в России. Таким образом удавалось сразу «отбить» свои деньги. Сегодня же речь идет о том, чтобы производить продукт только для украинского рынка. Сейчас нам нужен копродакшн и темы, которые можно к нему привлечь. Недавно я говорил с Сергеем Созановским из Film.ua, который продал «Незламну» в Китай и многие другие страны. Мы с ним вспомнили о конструкторе Игоре Сикорском — замечательная тема для экранизации. Если сделать из его биографии красивую историю, в которой была бы также тема любви, ее бы купили и в Америке, и где угодно, где есть рынок сбыта. Сама ситуация сегодня заставляет задумываться о таких вещах.
А.Т.: — История с совместным производством довольно сложная с точки зрения законодательного урегулирования. Нужно внедрять новую для Украины, но уже давно имеющуюся в Европе балльную систему. Она помогает определять, является ли тот или иной фильм национальным или же совместным производством. Учитывается все — национальность актеров, режиссера, автора сценария, язык и тому подобное. Кроме того, совместное производство всегда требует много времени на согласование всех деталей, ведь процесс проходит одновременно в двух странах. Если будет балльная система, с совместным производством с россиянами никаких проблем не будет, ведь фактически она будет заставлять их вкладывать деньги в украинское производство. Мы должны осознавать, что производство украинского сериала сегодня стоит не так уж и много — от 20 до 60 тысяч долларов за эпизод. Раньше закупка одного эпизода российского сериала стоила от 50 до 100 тысяч долларов, и здесь речь идет фактически о двух показах в эфире. Если же ты производишь украинский сериал, у тебя растет собственная библиотека, ты можешь неоднократно использовать его в будущем. Если же он окажется успешным, как у нас было с «Последним москалем», ты можешь также продавать его на другие территории. То есть для запуска массового украинского производства существует долгосрочная экономическая почва.
Ю.А.: — С европейской балльной системой будет легче и каналам, и Нацсовету, и Госкино. Но индустрия в своем проекте предлагает сегодня собственный вариант. Они предлагают давать больше баллов за место съемки и монтажа, а также за язык. Фактически вместе это будет уже 50% от всех баллов. На мой взгляд, ключевые факторы — это финансирование, юрисдикция, главные персонажи и авторы. Давайте попробуем наложить предложенный подход на реальные фильмы. Чтобы потом не получилось, что по баллам имеем вроде бы украинское кино, а в действительности на экране — россияне.
А.Я.: — Собственно этим мы и занимаемся. Балльная система сейчас разрабатывается вместе с представителями каналов. Ее нужно очень детально выписать, чтобы был определен блокирующий сегмент, который не даст по формальным признакам трактовать российские фильмы как украинские. Ведь половина наших выдающихся операторов и режиссеров имеют также российские паспорта и на протяжении длительного времени работают в России! Сегодня перед нами встал вопрос о культурном тесте, который позволит определить уровень украинского духа в кино. Недавно на коллегии Министерства культуры было принято решение о проведении внеочередного конкурса кинопроектов патриотического направления. Под это обещали соответствующее ресурсное обеспечение. Надеемся, что рынок покажет нам «пасьянс» патриотических тем. Мы настроены на сотрудничество с телеканалами.
КАКОВО ЖЕ БУДУЩЕЕ УКРАИНСКОГО СЕРИАЛА?
А.Я.: — Пока еще ничего не сделано для запуска сериалов за государственные деньги — это очень сложно. Мы должны пройти целый ряд процедур, включая объявление конкурса, конкурсный отбор, питчинг. Это на полгода работы. Есть задумки, есть наработки на встречах с телепроизводителями. Нынешняя волна возрождения и попыток запустить это в алгоритме бизнеса ориентирована не только на кинопроизводство, но и на телепроизводство. Но основными двигателями в этом являются медиа-группы, которые активно работают, толкают, лоббируют и помогают воплощать реформы. Но хотим этого мы все. Поэтому наша задача на сегодня — активнее внедрять и упростить все эти процедуры. Мы надеемся, что нам удастся воплотить взаимовыгодную и приемлемую для всех сторон систему.
Ю.А.: — Я ненавижу наши телеканалы за то, что они «присадили» зрителей на иглу российской морали. Во всем мире популярен «Доктор Хаус», а у нас сериал «Интерны», у которого сценарий, игра актеров намного хуже, собирает намного более высокие рейтинги. Это ментальность условного «Васи». Каналы не вели зрителей в лучшее, не давали звезды, как это должно быть, не воспитывали хорошо, а так присаживали на российскую «бытовуху». Лучше брать другие формы и адаптировать, делать свое, но ни в коем случае не хочу, чтобы это была шароварщина. Нужно делать по-другому, для другого поколения с другой традицией. Законы будут совершенствоваться, но если будет движение снизу — все это будет происходить быстрее.
А.Т.: — Если мы будем сравнивать себя в сфере сериального производства с Америкой или Россией, то мы на этой «растяжке» порвемся. Невозможно сравнивать несравниваемое. Рынок, существующий в России, в 10—12 раз больше украинского, я уже не говорю об американском. Давайте посмотрим на Хорватию. У них рекламный рынок аналогичен украинскому на сегодняшний день при населении 4,5 млн жителей. Кроме того, у них есть публичное телевидение, которое имеет столько же денег, как и рекламный рынок. И каналов всего два, а снимают они классно. Мы должны понимать, что украинский сериал — это не американский и не российский продукт. А какой он — узнаем в течение полугода. Если не создавать негативные прецеденты, весной на всех каналах будут украинские сериалы в прайм-тайме. Со временем количество переходит в качество. Думаю, что качество наших сериалов скоро будет лучше, чем у многих восточноевропейских коллег.
КОММЕНТАРИИ
Николай КНЯЖИЦКИЙ, глава парламентского Комитета по вопросам культуры и духовности:
— Почему не все каналы выполняют нормы закона? У нас есть государственные органы, которые должны это контролировать: Национальный совет, который должен проводить мониторинг, Госкино, которое должно принимать меры относительно нарушителей, выявленных Нацсоветом. Таким образом, это вопрос к качеству работы государственных органов. Очевидно, общество и политический класс должны обращать на это внимание.
Однако я бы не был слишком пессимистичен относительно нарушений в эфире в контексте закона. Процентов на 90 он выполняется, у нас нет целого ряда «Смерчей» (название телесериала. — Ред.), которые были раньше, — таких напрямую антиукраинских сериалов. Конечно, будут хитрые попытки обойти закон, но дело государства — останавливать, а дело общества — влиять. Однако стоит понимать, что это происходит во всех странах тем или иным образом в разных сферах. Один из каналов повырезал из сериала все экстерьеры, снятые в Москве, и вклеил туда киевское видео, но от этого сериал не становится украинским. Есть детский российский фильм «Маша и Медведь», который перевели на английский, и у этого медведя там английские газеты, но это не означает, что этот мультфильм стал английским или американским.
На счет того, как развивать собственное производство. Мы видели пример «1+1», который произвел несколько сериалов, в частности «Гвардия», снятый за небольшие деньги и довольно быстро. Нельзя сказать, что это образец продукции, но люди хотели его смотреть, и он имел очень высокие рейтинги, потому что украинцы хотят смотреть на экранах на собственную жизнь. Знаю, что каналы запустили целый ряд украинских сериалов собственного производства, поэтому я оптимистично настроен. И дело государства — дальше в этом помочь. Не только запрещать, но и помогать.
Виктория СЮМАР, председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова и информационной политики:
— Страна, которая не хочет производить свой культурный и информационный продукт, не хочет на самом деле производить ничего. Даже оружие не имеет смысла, если людям непонятно, зачем им собственная страна, если можно жить в чужом культурном и информационном пространстве. Это к дискуссии о запрете российских сериалов и необходимости стимулирования своего производства. Если мы хотим реальной независимости — должны создать свое национальное информпространство, а не забивать головы российской низкопробной попсой. Задача Совета — принимать соответствующие законы, задача соответствующих органов, того же Госкино, — их выполнять, а не зарабатывать на мелком шулерстве с добавлениями к российским сериалам нескольких кадров, снятых в Киеве, чтобы их признавать «украинскими». Украинское — произведено в Украине, базируется на украинских ценностях, ориентировано на украинского зрителя. Стоит помнить каждому чиновнику, в том числе из Госкино: вопрос не о сериалах, вопрос о том, быть или не быть независимой Украине. Ведь если не сделаем этого сейчас, то не сделаем уже никогда. В это стоит вложиться, это вклад в свою страну. Простите за пафос...
Игорь РОЗКЛАДАЙ, медиа-юрист, Институт Медиа Права:
— Я не являюсь режиссером, но очевидно, что для развития своего продукта нужны талантливые режиссеры и мудрые заказчики такой продукции. Также есть вопрос и по потребителям, но здесь вечная проблема «яйца и курицы». Должен ли телеканал адаптироваться к потребителю, или потребитель должен научиться потреблять более качественный продукт?
Государство вообще относительно всего производства должно обеспечивать стимулирующую, а не репрессивную функцию. Это любые административные, налоговые и другие механизмы, которые делают основание и ведение бизнеса простым и легкоадминистрируемым. Чем и как каналы заменяют российские сериалы? Другими сериалами. Конечно, мне лично было бы интереснее смотреть продукцию HBO, чем мыло-мыло. Кстати, было бы интересно узнать, как полякам удалось добиться того, что в центре Варшавы есть офис этой известной компании и сравнить, такие же у нас условия или что-то все же не работает.
Почему не все каналы выполняют нормы закона? Есть несколько причин. Первая — экономическая. Продукт закуплен, на него потрачены деньги, и их нужно хоть как-то отбить. Плюс — продукт дешевый. Это основная «фишка» российской политики. Заменить чем-то качественным — это уже требует финансовых расходов. Также ряд более субъективных причин — от страха потерять аудиторию, потребляющую этот контент, нежелания перемен как таковых до проблем с позиционированием на рынке.
По поводу борьбы с попытками обойти закон. Нужен тщательный мониторинг, реагирование на нарушения, жалобы от граждан и, к сожалению, традиционный законодательный спорт «закрыли дыру — найдем новую». Вся проблема с соблюдением закона по сути имеет составляющую экономическую и составляющую идентификации. Признать, что национальные интересы — это не российские интересы, многие еще не могут. И что попытка не нести экономические затраты может привести к более глобальной потере — потере страны.
***
P.S.: На заседании 2 июля экспертная комиссия Госкино признала сериал «ФЭС» неоригинальным и несамостоятельным произведением, переработанным с российского сериала. Этот вывод экспертной комиссии должен учитываться при принятии решения председателем Госкино Филиппом Ильенко. «Эксперты пересмотрели материалы, предоставленные нам официально ТРК «Украина», посмотрели то, что в открытом доступе с российского сериала «След», который стал первоосновой, и пришли к выводу, что это фактически та же версия, что и в России, с некоторыми переделками, которые не тянут на авторскую версию. Очевидно, окончательное решение Госкино вынесет на следующей неделе», — комментирует «Дню» заместитель председателя Госкино Андрей Ящишин.
«День» приглашает всех основных игроков медиа-рынка, а также топ-менеджеров центральных украинских каналов выразить свою позицию по поводу поднятой на круглом столе темы на страницах газеты.
Выпуск газеты №:
№115, (2015)Section
Медиа