Перейти к основному содержанию

Украинские журналисты — в «черном списке» РФ?

В прошлом году посол Михаил Зурабов обещал снять с Николая Хриенко все ограничения на въезд на территорию России. Однако журналиста в очередной раз сняли с поезда на пропускном пункте
27 апреля, 12:14
ВЧЕРА ИСПОЛНИЛОСЬ 26 ЛЕТ СО ДНЯ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ТРАГЕДИИ. ЕЖЕГОДНО 26 АПРЕЛЯ НА МИТИНСКОМ КЛАДБИЩЕ ЧТЯТ ПАМЯТЬ ПЕРВЫХ ЛИКВИДАТОРОВ, ПОГИБШИХ В БОРЬБЕ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ТРАГЕДИИ. НАВЕРНОЕ, ЛУЧШИМ УВАЖЕНИЕМ ЭТИМ ЛЮДЯМ БЫЛО БЫ СИСТЕМНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ. ВПРОЧЕМ, ВОЗМОЖНО ЛИ ОНО В ТЕХ ОБЩЕСТВАХ, ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ КОТОРЫХ ПО СВОЕЙ СУТИ ОСТАЮТСЯ СОВЕТСКИМИ? / ФОТО НИКОЛАЯ ХРИЕНКО

Специальный корреспондент «Дня», исследователь, автор проекта «Украинцы за Уралом» Николай Хриенко уже во второй раз пытается попасть 26 апреля — в день почтения памяти ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на Митинское кладбище в Москве. Именно там похоронены те, кто первыми «вступил в бой с радиацией». Среди них — много украинцев.

Впрочем, как сообщал «День», уже во второй раз Николая Хриенко не впускают в соседнюю страну, снимая с поезда на погранично-пропускном пункте. Официальная причина — журналист находится в списке лиц, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию. В прошлом году инцидент с запретом въезда вызвал острую реакцию со стороны коллег-журналистов. «Я возмущен, — сказал, реагируя на прошлогодний запрет, Игорь Лубченко, экс-председатель Национального союза журналистов Украины. — Для того чтобы не пускать Николая Хриенко в Россию, не было никаких оснований. Он — журналист. А это препятствование его профессиональной деятельности».

После обращения редакции «Дня» сложившуюся ситуацию взяло под контроль Министерство иностранных дел Украины. После беседы с первым заместителем министра иностранных дел Украины Русланом Демченко Посол РФ в Украине Михаил Зурабов заверил, что с Николая Хриенко будут сняты все ограничения на въезд на территорию Российской Федерации. Тогда же российская сторона подчеркнула, что инцидент никоим образом не связан с какими-то политическими моментами, а вызван «нарушениями со стороны журналиста Николая Хриенко во время предыдущих поездок на Чукотку в России правил пребывания на режимной территории» («День» №75, четверг, 28 апреля 2011). По словам самого Николая Хриенко, он ничего не нарушал: «Пропуск в пограничную зону оформляется в течение двух месяцев в ФСБ России в Москве или в региональных управлениях ФСБ России.

Поскольку раньше несколько раз пропуски в пограничные зоны России мне оформлялись именно таким образом, то понятно, что органы ФСБ России имели все необходимые данные о моей личности. Ввиду сложности и длительности исследовательского маршрута во все места невозможно было оформить пропуска предварительно, потому в Анадер, Хатангу и поселок Черский я прибывал самолетом без предварительно оформленных пропусков. Но поскольку законодательство РФ предусматривает в исключительных случаях оформление этих пропусков на местах, то органы ФСБ и пограничной службы по моей просьбе оформляли эти пропуска в тех местах, куда я попадал, и таким образом я как журналист имел официальное разрешение на пребывание в этих местах».

Зная, что инцидент исчерпан, Николай Хриенко собирался в этом году подготовить репортаж с Митинского кладбища и пообщаться с родителями ликвидаторов. Но на пропускном пункте на станции Брянск его опять сняли с поезда ... по той же причине — находится в списке невъездных лиц.

«Я выехал из Киева 24 апреля поездом №6 Киев-Москва в 19.15. Когда доехал до станции «Брянск», где находится погранично-пропускной пункт, в 1.30 (по киевскому времени), меня сняли с поезда. Мотивация пограничников проста: мне запрещен въезд на территорию Российской Федерации. Я предъявил старшему по званию — майору — командировочное удостоверение газеты «День», удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС, удостоверение члена Национального союза журналистов Украины и, соответственно, паспорт. При мне пограничник позвонил по радиотелефону руководству, но после телефонного разговора сказал, что, к сожалению, ничем не может помочь, потому что мне въезд запрещен», — рассказал Николай Хриенко.

Мы связались с официальным представителем пограничной службы Российской Федерации Алексеем АППОЛОНОВЫМ. «Если журналиста не пропустили, значит, ему действительно закрыт въезд на территорию Российской Федерации. Такие случаи бывают, и есть люди, которым закрыт въезд по каким-либо причинам. Их могут и не объяснить на месте: пограничники не обязаны этого делать», — прокомментировал Алексей Апполонов.

Ситуация, мягко говоря, неоднозначная: либо чиновники РФ не выполнили распоряжение Посла Михаила Зурабова по каким-то внутренним причинам, либо Посол лукавил, говоря, что въезд таки будет разрешен. И если все же последнее, то чем угрожает украинский журналист соседней стране?

В Посольстве РФ ситуацию нам, к сожалению, не прояснили. В начале разговора представитель пресс-службы сразу сказала, что, очевидно, у корреспондента были проблемы с документами, и посоветовала обратиться в пограничную службу, а после того как журналист «Дня» в который раз напомнил предысторию ситуации, в Посольстве обещали разобраться и перезвонить. Впрочем, ответа пока нет.

«Для того чтобы нам выяснить обстоятельства этого инцидента, необходимо, чтобы ваш коллега обратился в Министерство иностранных дел с соответствующим заявлением. После этого мы обратимся в соответствующие компетентные органы Российской Федерации и будем ждать объяснений, в том числе и относительно того, что подобная ситуация была уже в прошлом году. Тем не менее, по словам российского дипломата с украинского журналиста были сняты ограничения. Я не готов сейчас сказать о причинах, потому что они мне не известны. Могут быть какие-то предположения, но нужно изучить эту ситуацию и получить какие-то ответы. Я обязательно эту информацию сейчас же передам в Департамент консульской службы и нашему посольству в Москве», — отметил спикер МИД Александр ДИКУСАРОВ.

По словам Николая Хриенко, заявление он будет подавать обязательно, чтобы впредь избежать таких неприятностей. «Скандал не улучшает репутацию журналиста, — считает Николай Хриенко. — Лучшая репутация для него — это выполнение поставленной задачи. Если бы я в прошлом году привез текст и снимки с Митинского кладбища — это было бы лучше всего. Но мне не дали это сделать. В этом году тоже. И это не моя вина. По крайней мере, мне ни в прошлом, ни в этом году не предъявили через МИД Россию и посольство каких-либо претензий».

За развитием ситуации следите на страницах «Дня».

КСТАТИ

Когда верстался номер, нам позвонили из Посольства России в Украине и сказали, что посол Михаил Зурабов обратился с соответствующим запросом в украинский МИД, но там ответили, что не знают об инциденте. Но во время вчерашней беседы с «Днем» спикер МИД Александр Дикусаров был проинформирован о повторном запрете въезда на территорию РФ украинского журналиста и пообещал решить вопрос. «День» и в дальнейшем будет следить за развитием ситуации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать