«Украинских героев на украинском ТВ – не было»
Генеральный директор медиа-холдинга ZIK Игорь Дедышин — о позитивном влиянии качественного контента на общество
С конца октября прошлого года генеральным директором медиа-холдинга ZIK стал Игорь Дедышин. Он заступил на должность, которую до этого занимал избранный в парламент Дмитрий Добродомов. Канал сразу представил несколько новых проектов, в частности расширил линейку журналистских расследований, запустив вместе с «2+2» проект «Игра без правил». Впрочем, несмотря на журналистское образование (Львовский национальный университет им. И. Франко) и опыт работы в медиаотрасли, Игорь Михайлович больше известен как профессиональный спортивный функционер — возглавлял службу информации рекламно-издательского отдела ООО «Клуб профессионального футбола «Карпаты». А с 2009 года — генеральный директор ФК «Карпаты». Поэтому в первом интервью для СМИ, которое на должности генерального директора ZIKа Игорь Дедышин любезно согласился дать «Дню», мы говорили о стандартах современного ТВ, борьбе в информационной войне и... расширении «горизонтов» национального канала, который уже давно не назовешь региональным.
— Игорь Михайлович, с недавних пор вы занимаете должность гендиректора медиа-холдинга ZIK. Скажите, пожалуйста, считаете ли себя новым человеком в медиасфере?
— Не могу назвать себя новым человеком в украинской журналистике. В 1999 году окончил факультет журналистики Львовского университета, два года работал редактором отдела спорта в известной львовской газете «Экспресс», потом создал собственную спортивную газету «Спорт-панорама». Также возглавлял службу информации в ФК «Карпаты». Клуб серьезно работал над развитием медийного направления. Например, когда в Украине внедрили продажу прав на трансляцию футбольных матчей, именно «Карпаты» первыми начали продавать права на показ игр. Еще мы стали первым отечественным клубом, который создал собственную телевизионную студию. Сегодня же иметь клубное телевидение — едва ли не обязательное требование к командам. Тогда же мы были почти монополистами на рынке трансляций футбольных поединков. На протяжении одного тура чемпионата снимали по 5-6 матчей. Это была серьезная клубная медиаструктура, которая зарабатывала средства для команды. Следовательно практически вся моя карьера связана с медиа, с работой с ними. В итоге 11 лет назад я убеждал почетного президента ФК «Карпаты» Петра Петровича Дыминского стать инвестором информационного агентства «Западная информационная корпорация», на основе которого и образовался медиа-холдинг ZIK. Принимал участие в деятельности этого информагентства. Скажу больше: был причастен к созданию телеканала «УТ-Захід», который впоследствии благодаря удачному ребрендингу превратился в ZIK. Какое-то время даже был одним из основателей телеканала ZIK.
— Весной прошлого года телеканал ZIK заявил о переходе на общенациональный формат. Открыли студию в Киеве, вышли в эфир новые программы. Как планируете развивать телеканал дальше?
— Сегодня ИА ZIK и телеканал ZIK имеют корпункты во всех областях Западной Украины. (Информагентство и телеканал в какой-то степени работают автономно. Это четко отделенные структуры, хотя, как участники одного медиа-холдинга, они взаимодействуют по принципу конвергентности, наполняют единую мультимедийную платформу — ZIK.UA. Между информагентством и телеканалом даже существует определена здоровая конкуренция. Я это только поддерживаю). Каждый корпункт оборудован технически. Кроме того, мы владеем специальным оборудованием LIVEU для мобильной организации прямых включений. Поэтому журналисты проекта ZIK-stream ежедневно проводят до 10 прямых трансляций относительно важнейших событий во всей Западной Украине и Киеве. В целом же благодаря технологии LIVEU одновременно можем организовать работу вживую 25-30 съемочных групп стримеров по всей стране.
Что касается общенационального формата, то... Открытие студии и редакции в Киеве дало нам возможность существенно расширить линейку авторских проектов ZIKа, привлечь к их созданию известных журналистов, ведущих. Есть возможность приглашать на эфиры топовых гостей из разных экспертных кругов. И в столице, и во Львове мы создаем программы, которые привлекают зрителя, где бы он ни жил. Поэтому сегодня ZIK — западноукраинский телеканал, который интересно смотреть всей стране. Нам важно сохранить львовский, западноукраинский колорит и характер. Проекты ZIKа — это взгляд из Западной Украины на людей, события, процессы, происходящие в государстве и мире. Не считаю, что это признак провинциальности, местечковости или представление мнения только одного региона. Львов сегодня — трендовый город. На Львов ориентируются элиты соседних областей — Тернопольской, Ивано-Франковской, Черновицкой... Я хочу, чтобы позицию Западной Украины учитывали. Конечно, речь идет не о том, что страна должна «услышать Львов» по принципу «Услышьте Донбасс». Абсолютно — нет. Наша цель — технически, структурно, по качеству контента быть общенациональным каналом, но не потерять при этом свою идентичность.
С моей точки зрения, ZIK имеет большой потенциал. Прежде всего потому, что даем журналистам реализовывать свои творческие замыслы. Когда запускаем новые проекты, к нам охотно идут работать известные журналисты центральных телеканалов. Очевидно, это тешит наше эго. И подтверждает, что ZIK дает возможность для реализации. А прилив новой крови, закономерно, — переход на качественно новый уровень.
— Телеканал начинал вещание с шести авторских проектов, в основе которых были журналистские расследования. Сегодня в производстве свыше двух десятков собственных программ. Что дальше?
— ZIK — телеканал журналистских расследований. В этом жанре мы в известной степени были пионерами. Острые резонансные расследования стали визиткой ZIKа с начала его существования, а затем тренд подхватили другие телеканалы. Мы и в дальнейшем будем расширять линейку программ журналистских расследований. Наши проекты имеют важную составляющую — авторскую. Все-таки, считаю, что расследовательская журналистика, тем более на телевидении, должна иметь конкретные лица, ярких людей, которые инициируют и проводят разоблачение. Например, бывший генеральный директор ZIKа Дмитрий Добродомов был автором и ведущим программы «Кто здесь живет?». Следовательно этот проект ассоциируется именно с его личностью. Сейчас же мощным двигателем расследований ZIKа является проект «Наши деньги» с Денисом Бигусом. Разоблачения, которые делает эта программа, имеют резонанс во всей стране. Что касается ближайших премьер телеканала, то вскоре стартует проект «Брат за брата». Его будут вести известные украинские писатели, братья Виталий и Дмитрий Капрановы. Очень интересная программа: с одной стороны — это журналистские расследования, с другой — «социалка». Одним словом, сочетание жанров. «Брат за брата» будет иметь воспитательное значение: будем говорить о солидарности и раздробленности украинцев.
«МЫ СОЗДАЕМ ВОЕННЫЙ НЬЮСРУМ»
— Насколько важно сегодня с помощью телевидения поддерживать имидж Вооруженных сил Украины, в целом престиж армейцев? Что в этом направлении делает ваш канал?
— Тема армии сегодня — главная на украинском телевидении. И это, бесспорно, правильно. С начала проведения АТО медиа-холдинг ZIK занял позицию, что наши военные, люди, защищающие сегодня страну, должны получать максимальную информационную поддержку от медиа. На сайте информагентства постоянно появляется оперативная информация о ситуации на фронте, журналисты готовят фоторепортажи о встречах воинов, возвращающихся с Востока. На телеканале же демонстрируют социальную рекламу в поддержку армии. В наших новостях немало сюжетов о современных героях — армейцах. Полностью теме армии, АТО посвящен проект «На периметре», который выходит в эфире ZIKа по будням. Для предоставления зрителям максимально точной и оперативной информации на передовой с начала года работают две съемочные группы «На периметре». Благодаря этому получаем из самых горячих точек Востока уникальный, эксклюзивный контент. Ребята делают яркие репортажи, проводят стримы с передовой. Скажу больше, сегодня ZIK создает военный ньюсрум. События, касающиеся армии, войны, будут иметь на канале еще больше отдельного места для освещения. Не будем загонять их в формат обычных новостей.
Мы хотим не только говорить правду о том, что происходит на Востоке, но и поддерживать постоянную связь между людьми, которые находятся за пределами боевых действий, и военными, которые нас защищают. Украинский солдат должен знать, что его работа не напрасна, чувствовать, что его поддерживают. Армия — это столб, на котором сегодня держится государство. И журналисты должны быть причастны своей работой к тому, чтобы сделать этот столб крепче, усилить имидж наших армейцев в обществе.
— На законодательном уровне в Украине запретили трансляцию российских сериалов, в частности тех, где пропагандируют силовые ведомства страны-агрессора. Вместе с тем в украинском информационном пространстве по-прежнему остаются ленты, в которых перевирают нашу историю или в формате мыльных опер пропагандируют «русский мир».
— На ZIKе российских сериалов, российского продукта никогда не было и не будет. Это за рамками философии нашего телеканала. Мы полностью настроены на создание украиноязычного контента.
Скажу больше: в планах медиа-холдинга создать собственный продакшн. Верю, что интеллект, креативность и талант сотрудников ZIKа дадут нам возможность положить начало чему-то новому, свежему на рынке кинематографии. Нам есть у кого учиться — наладили хорошие отношения с польскими кинематографистами и телевизионщиками. ZIK имеет технические возможности реализовывать серьезные и мощные проекты. В частности, арендуем один из крупнейших павильонов в Украине — так называемую 600-ю студию во Львове. Хотим вдохнуть в нее новую жизнь, превратить в современную съемочную площадку. В обновленном павильоне сможем и сами проводить съемки, а также приглашать другие телеканалы и студии. Сегодня, бесспорно, есть спрос, мода, если хотите, на украинское кино.
А еще ZIK вместе со Львовской ОГТРК намереваются создать общую студию дубляжа. У нас есть возможность дублировать польское, британское, скандинавское кино. Через качественные фильмы в нашем эфире хотим показать европейский стиль жизни, пропагандировать его в Украине.
«ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ УКРАИНЦЕВ ВЫРОСЛО НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИЗИОННОМ ПРОДУКТЕ»
— Как вы думаете, можно ли говорить о частичной ответственности украинского телевидения за события на Востоке?
— Можно и нужно. Абсолютно. Для жителей Востока очень долго создавали антиукраинские мифы. В советское время героями для них были советские солдаты, во времена украинской независимости — российские. Украинских героев на отечественном телевидении не было. Как жители Востока могут поддерживать нашу армию, если они о ней, в лучшем случае, ничего не знают. В худшем — воспринимают критически и даже враждебно. Но какие претензии могут быть к людям, если телевидение на протяжении многих лет кормило их чужим продуктом, воспитывало на чужой пропаганде? Целое поколение украинцев выросло на российском телевизионном продукте. Прежде всего это вина государственной политики в отрасли телевидения и радиовещания. Люди, которые вопреки государственническим принципам выстраивали антиукраинское телепространство, сегодня должны отвечать за ситуацию на Востоке, в Крыму.
Печально, но и сегодня некоторые каналы очень неохотно отказываются от российских сериалов. Считаю, это уже вопрос достоинства: если ты украинский менеджер, работаешь на украинском телеканале, то априори не можешь служить врагу. Думаю, должно пройти определенное время, когда можно будет сказать, что в медиапространстве тоже состоялась Революция Достоинства. В готовности к изменениям, жизни по новым правилам наше общество опережает телевидение. Украинское общество существенно подняло планку, и отечественное телевидение к ней еще не дотягнулось.
— В конце прошлого года нардеп Михаил Хмиль из «Народного фронта» обвинил телеканал ZIK в причастности к двум офшорным компаниям и в уклонении от уплаты налогов на сумму свыше 600 тысяч грн. Был подан запрос на имя тогдашнего генпрокурора В. Яремы и председателя СБУ В. Наливайченко. В частности, в нем говорилось, что одна из офшорных компаний связана с одиозным Сергеем Курченко. Тогда ZIK отреагировал заявлением, в котором отрицал эти упреки. Естественно, что хочется услышать комментарий, как говорят, из первых уст. Тем более что это ваше первое интервью на должности гендиректора медиа-холдинга.
— Михаил Хмиль обратился в правоохранительные органы для того, чтобы они расследовали это дело и подали обществу правдивую информацию относительно нашего телеканала. Но никакой реакции за полгода не было. Для меня это показатель того, что действия пана Хмиля были политически мотивируемыми. Напомню, это был период выборов. В канун появления упомянутых скандальных материалов на ZIKе вышла программа о коррупции в партии «Народный фронт». Очевидно, обвинения Михаила Хмиля, который баллотировался в Верховную Раду по спискам этой политической силы, были своеобразным «ответом» «Народного фронта» на расследование журналистов ZIKа. Примечательно, что в расследовании упоминались нынешние главы «Народного фронта»... Дальше. Известно, что тогдашний гендиректор медиа-холдинга Дмитрий Добродомов баллотировался в нардепы в ВР и из-за антипатий к нему телеканал пытались втянуть в политические выяснения отношений. (Упомянутый Михаил Хмиль конкурировал с Добродомовым на выборах 2012 года). Сегодня Дмитрий Добродомов — парламентарий и не имеет никакого отношения к медиа-холдингу ZIK. Программа журналистских расследований «Народный контроль», которую тот вел, по понятным причинам перестала выходить в эфир. Кстати, сам бренд «Народный контроль» остается собственностью ZIKа.
На должность генерального директора меня назначил Петр Дыминский — единственный владелец и инвестор медиа-холдинга ZIK. Думаю, каждый наш журналист может подтвердить, что инвестор не вмешивается в редакционную политику. Все остальное — политическая мишура. Ведь привязать наш телеканал к Курченко или Януковичу даже теоретически сложно. Об абсурдности этих обвинений свидетельствует и то, что во времена президентства Януковича наш телеканал подвергался притеснениям и преследованиям. У медиа-холдинга ZIK отобрали радиочастоту, наш телеканал, который уже тогда был самым рейтинговым в Западной Украине, так и не получил лицензию на цифровое вещание... Так власть отвечала нам за оппозиционную информационную деятельность. Напомним, ZIK показывал в своем эфире скандальные фильмы «Межигорье» и «Межигорье-2» (в начале 2014 года). Также вышла программа «Наши деньги» с сюжетами-расследованиями о состояниях тогдашнего министра МВД Виталия Захарченко — именно этот выпуск позже показывали правоохранителям на большом экране Майдана.
В итоге в январе 2014-го телеканал ZIK и сайт ZIK.UA попали в перечень «белых» медиа Украины, составленный активистами Евромайдана, — за объективное и активное освещение Революции Достоинства.
«РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕПРОСТРАНСТВО — ЭТО ТЕРРИТОРИЯ СПЛОШНОЙ ПРОПАГАНДЫ»
— Еще задолго до начала военной агрессии России и аннексии Крыма Украина уже находилась в состоянии войны с соседом — информационной. Какими средствами сегодня можно победить их пропаганду?
— Российское телепространство — это территория полной пропаганды. Мы должны создавать качественный украинский продукт, пропагандировать украинские ценности. Думаю, что наши СМИ, по примеру «Дня» или телеканала ZIK, должны выстроить единую информационную политику, в основе которой лежит Украина. Если украинские медиа объединят усилия, российская пропаганда не будет иметь шансов на победу в нашей стране.
— Думаю, вы знаете, что «День» объявил 2015 год Годом Ярослава Мудрого — по случаю 1000-летия прихода на княжеский престол самого знаменитого правителя древней Руси-Украины. Об этом, в частности, писало ИА ZIK. Насколько важно, чтобы инициативу газеты подхватило телевидение?
— Я беспрекословно поддерживаю все инициативы «Дня», посвященные переосмыслению истории. Газета очень качественно работает с исторической тематикой. Поэтому мы готовы информационно поддерживать круглые столы, которые организует «День». Возможно, вместе попробовали бы продуцировать общий исторический проект.
Собственно, мы пытаемся в телевизионном формате подать то, что «День» делает в газете и книжках. На ZIKе выходит проект «Историческая правда с Вахтангом Кипиани». Это качественный продукт, который делает имидж телеканала, один из хэдлайнеров наших эфиров. Но парадокс в том, что проект не был слишком рейтинговым. Вероятно, на центральных телеканалах, где рейтинги — превыше всего, «Историческая правда» не имела бы права на существование. Но мы сознательно не будем отказываться от программы. Напротив — думаем о том, как расширить освещение исторических тем в нашем эфире. У нас есть еще «Игра в классику» с Сергеем Рахманиным — политико-историческое ток-шоу, в котором проводят аналогии между прошлым и современными событиями в нашей стране. Мы на ZIKе убеждены, что вся Украина должна мыслить общими историческими категориями. Поэтому в этом вопросе ZIK — ваш надежный партнер.
— В завершение разговора хотелось бы задать личный вопрос. Что побудило успешного руководителя футбольного клуба согласиться возглавить медиа-холдинг? Сегодня вы не «втянуты» в медиасообщество, считаете это плюсом или минусом?
— То, что я не интегрирован в медиатусовку, — считаю плюсом. Никогда не буду навязывать себя медиасообществу, не буду пытаться кому-то понравиться. Моя главная мотивация — правильно организовать работу в своей команде. Ведь, как известно, правильно выстроенные рабочие процессы — залог успеха в любом деле. И футбольный клуб, и медиа-холдинг — это прежде всего предприятия, и правила развития в них одинаковые — в частности сформировать профессиональную среду из компетентных людей и интегрировать их в правильно выстроенные бизнес-процессы.
Я хочу, чтобы наши сотрудники разделяли ценности, которые исповедует ZIK. А ZIK — это ярко проукраинское СМИ, ориентированное на острые и резонансные журналистские расследования. Нам бы очень хотелось, чтобы в обществе нас воспринимали как своеобразную публичную народную полицию, куда может обратиться каждый обиженный. И нам не нужны погоны, чтобы помогать, а также наручники, чтобы осуждать.
Клуб «Карпаты» всегда был и останется клубом с позицией. Кому-то она нравится, кому-то — нет. Но это клуб с характером. Таким мы строим и ZIK — медиа с характером и своей позицией. Именно это вижу своей задачей в работе в медиа-холдинге.
Выпуск газеты №:
№72, (2015)Section
Медиа