Украинский кинематограф: миссия (не)выполнима
Эксперты — о трех обязательных составляющих успешных национальных фильмов
«Нам необходима политика государственного протекционизма отечественного кинопродукта. Для того, чтобы украинское кино вышло на украинский рынок, надо просто создавать качественную продукцию. И это не дело одного дня, месяца или даже года. Возможно, первый качественный фильм и не посмотрят 20 миллионов украинцев, но процесс будет запущен, а следующие фильмы будут собирать хорошие кассы», — рассказывает корреспонденту «Дня» продюсер, режиссер, сценарист, член Союза кинематографистов Украины Елена Фетисова. Мы встретились с ней на VI Международной конференции «Кинобизнес» в рамках нынешнего KIEV MEDIA WEEK. Представители Франции, Германии, Великобритании, России и Украины обсуждали положение собственного кинопродукта, возможности международного сотрудничества и делились опытом развития и популяризации национальных фильмов. Имеет ли шанс украинский кинематограф стать конкурентоспособным хотя бы в списке этих государств?
По статистике украинской медиаконсалтинговой компании «Медиа Ресурсы Менеджмент», в 2003 году в Украине функционировали 55 кинотеатров и 68 кинозалов. За десятилетие эти цифры выросли в арифметической прогрессии — сегодня мы имеем 187 кинотеатров и 424 кинозала. Однако кассы в этих заведениях собирают совсем не украинские фильмы. За первое полугодие этого года в Украине состоялись четыре премьеры отечественных лент — «Не бойся, я рядом!», анимация «Шерлок Холмс и черные человечки», которые вышли в январе, картина «Обычное дело» появилась на экранах в феврале и фильм в формате копродакшна Украины, Германии и Сербии «Истальгия» показывали в мае. Статистики, как «проголосовал бумажником» украинский зритель за первые два фильма, нет вообще. Февральские и майские релизы собрали 11 и 3,3 тыс. долларов соответственно. Например, голливудский фильм «Хоббит: Неожиданное путешествие» собрал в украинском прокате четыре млн долларов.
Почему же у отечественного кинематографа такая низкая популярность даже на родине? Это проблема актеров, режиссеров, сценаристов или продюсеров?
— Любая аудитория любой страны инертна, когда с ней начинаешь работать, — комментирует для «Дня» основатель и генеральный директор международной группы промоушн-компаний Eastropa Corp Сергей БОНДАРЕВ. — Ты можешь разочароваться в ней, можешь ее ненавидеть, но ты должен учитывать все факты, когда обдумаешь стратегию развития. То, что украинская аудитория идет на известные имена, не является основанием, чтобы сложить руки и пропускать дальше голливудское кино. У вас есть молодые режиссеры и продюсеры, поддерживающие этих режиссеров, я говорю о Денисе Иванове, сделавшем проект «Українські злі». Надо просто найти этим талантливым людям талантливых продюсеров, которые могли бы оценить бизнес-риски самых горячих идей, которыми режиссеры готовы заниматься. Нельзя говорить людям, только-только становящимся на ноги и начинающим снимать, «смотрите на Голливуд» или «смотрите на Россию». Это самое страшное, что можно сделать с будущими талантами в самом начале роста индустрии — бить по рукам. Лучше создавать условия, в которых эти таланты будут выращены. Направлять их на уровне девелопмента и на уровне продакшна. Дистрибуция таланта требует поддержки разных отраслей. Возьмем для примера фильм «Высоцкий». Его снял Буслов, режиссер «Бумера». Он вырос от режиссера «Бумера» до режиссера «Высоцкого». Что у него для этого было? Талантливый продюсер — Анатолий Максимов, талантливый прокатчик — компания Sony, наконец, вся команда, которая с ним была. Это три составляющие успешного проекта.
Кинематограф — это не только талантливые режиссеры и актеры, это сплоченная командная игра всех сторон. «Не существует таких режиссеров, которые могут функционировать в рамках бюджета картины, — говорит на продюсерской мастерской «Кинобизнеса» соучредитель российской кинокомпании Enjoy Movies Георгий Малков. — Для этого существует команда, которая находится рядом с режиссером и сигнализирует о переработке. Любой режиссер, который не является ко-продюсером, переживает за то, чтобы в его фильме все было красиво, «жирно», как у его любимого Торнаторе (Джузеппе Торнаторе — итальянский кинорежиссер, сценарист и продюсер. — Авт.)».
АВТОРА!
Но в самом начале должно быть слово, а в данном случае — сценарий. Именно он дает возможность привлечь актеров и инвесторов к кинопроекту. Однако украинские и российские продюсеры в один голос утверждают — очень мало хороших сценаристов. Георгий Малков вспомнил эксперимент, участником которого он когда-то был. Группа профессионалов рассматривала 40 сценариев, которые были в свободном доступе. Только два из них целесообразно было развивать. Причем один из них в процессе зашел в тупик, а другой больше походил на основу для телевизионного проекта. К тому же, хорошие кинокартины первой версией сценария не ограничиваются. По словам немецкого продюсера (LE Vision Film) и представительницы German Films в Восточной Европе Симоны Бауман, практика поливариантности уже давно присутствует на западном кинорынке. В Украине такой опыт тоже перенимают — например, новый украинский фильм «Параджанов», мировая премьера которого состоялась на кинофестивале в Карловых Варах (Чехия) в июле 2013 года, был снят только по девятому варианту сценария.
К слову, «Параджанов» — это не полностью украинский фильм, а продукт сотрудничества четырех стран — Украины, Армении, Грузии и Франции. Такой формат копродукции — это еще одна возможность для украинского кино заявить о себе. Сценарий написан, талантливые актеры дали согласие на съемки или хотя бы подписали договор о намерениях, режиссер уже четко представляет себе фильм. Но киномашина не заработает без горючего — финансирования.
— В Украине в принципе нет источника финансирования для этапа развития проекта. Продюсер сначала должен сам из своего кармана покрыть затраты, которые ему могут вернуть только с продажи, — говорит Елена Фетисова. Привлечь другие страны к своему проекту — дело непростое. Например, Франция частично профинансировала «Параджанова» только после привлечения к процессу съемок французского актера, а представители армянской стороны возмущались отведенной им не ключевой ролью.
Если же команда не в состоянии привлечь иностранные инвестиции, то у нее есть шанс на еще один вариант частичного финансирования — госбюджет. Правда, в Украине этот шанс небольшой. «Внутри локального рынка мы ограничены в реализации собственных идей. Местный рынок не вернет тебе деньги, если у тебя нет господдержки», — считает Георгий Малков. По словам председателя Государственного агентства Украины по вопросам кино Екатерины Копыловой, структура готова финансировать качественные отечественные проекты, которые рассчитаны на всю аудиторию, а не «18+» или фильмы с возможной хорошей фестивальной историей. Однако готовность финансировать — это одно дело, и совсем другое — фактическое выделение средств. По данным компании «Медиа Ресурсы Менеджмент», в 2013 году Россия выделила отечественному кинематографу 160,3 млн долларов, Казахстан — 25,3 млн, а Украина — всего 17,1 млн (мониторинг проводился на территории постсоветских стран. — Авт.). Нынешний позитивный пример деятельности госкино — полнометражный фильм для детей «Иван Сила», в который вложили 16 млн гривен и который уже скоро выйдет в прокат на украинском кинорынке. На весну готовят премьеру еще одной детской ленты «Трубач», которая на 100 % профинансирована из бюджета.
КИНО БЕЗ ПРАВ
Минус сотрудничества с Государственным агентством Украины по вопросам кино заключается в том, что при условиях стопроцентного финансирования, после создания фильма все права на кинопроект переходят к государству. Продюсер ленты имеет только первоочередное право на выкуп своей работы. Совсем иная ситуация с государственной поддержкой отечественных фильмов во Франции. По словам председателя международной копродукции Центра национального кино Франции CNC Жульена Эзанно, французские продюсеры никому не отдают права на кинокартину, ведь финансирование идет не по отдельной статье из госбюджета, а из специальных налогов. Зарубежные представители киноиндустрии предложили своим украинским коллегам ввести систему единого электронного билета.
На конференции озвучили еще один метод сбора средств для украинского кинематографа. Менеджер культуры Ирина Соловей представила свою платформу поддержки творческих инициатив «Большая Идея», где любой может разместить описание своего проекта и номер банковской карточки, реализовав таким образом свою идею через благотворительные пожертвования. Однако такой метод годится разве что для сбора средств на короткий метр и не является альтернативой финансированию.
Атмосфера «Кинобизнеса» производила впечатление, что перед нашими режиссерами и продюсерами открыты все двери, у них есть масса возможностей реализации идей, только бы воплотить практические решения из зарубежного опыта. Некоторые высказывали даже такие максималистские тезисы наподобие «через три года украинское кино может собирать столько же миллионов, что и голливудское». А что же думают о нынешней ситуации украинского кинематографа те, кто в нем работает?
— Рецепт хорошего проекта — это сотрудничество единомышленников, которые приблизительно одинаково видят концепцию фильма, — комментирует для «Дня» Елена ФЕТИСОВА. — С моей точки зрения, продюсер должен воспринимать фильм как что-то глубоко личное. Не стоит думать только об успехе картины в денежном эквиваленте. Даже с таким масштабным государственным финансированием кино, как в России украинский кинематограф не стал бы лучше развиваться. Сегодня я не вижу отечественного рынка режиссеров, которые смогли бы освоить 160 млн долларов в год и перевести эту сумму в реализацию плодотворных идей. Лучше реорганизовать систему господдержки. На данном этапе отечественные ленты могут «достучаться» до своего зрителя разве что через фестивальные площадки. Есть отдельные качественные украинские фильмы, но о качественном украинском кинематографе еще рано говорить.
Это — два полюса суждения о возможностях отечественного кино. Украинцы же могут сами сделать вывод, сходив в кинотеатр не на голливудский блокбастер, а на национальный фильм. Хотя бы на того же «Ивана Силу», который скоро стартует в прокате, или «Ломбард» Любомира Левицкого, которого критики-энтузиасты сравнивают с эстетикой Гая Ричи.
Выпуск газеты №:
№174, (2013)Section
Медиа