Украинский кинематограф ожидают новые правила игры?
Богдан БАТРУХ: Законопроекты Януковича — еще одна попытка оживить кинематограф. На бумаге инициативы нормальные, но все будет зависеть от совести людей, которые будут распределять средства![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120622/4107-18-4_0.jpg)
15 июня народный депутат Украины Виктор Янукович зарегистрировал в парламенте три законопроекта, которые, по его словам, будут способствовать возрождению украинского кино.
Сын Президента планирует освободить от уплаты государственной пошлины киноматериалы, которые ввозятся и вывозятся с территории Украины, и внедрить дополнительный сбор средств для развития национального кинематографа с помощью ежеквартальных отчислений с демонстраторов, дистрибьюторов и прокатчиков фильмов в размере 5% от валового дохода и с операторов и провайдеров телекоммуникаций в размере 2%. Всего — ни мало ни много — около 100 миллионов гривен в год!
— Наша цель — вернуть зрителям украинский фильм. Для этого нужно предпринять два шага. Во-первых, возобновить кинопроцесс и создать качественный украинский контент. Для этого мы еще в 2011 году увеличили бюджет кинопроизводства, провели первый открытый конкурс кинопроектов по государственному заказу, предоставили мощные налоговые стимулы производителям национального фильма.
Но качественные картины не создаются за один день, для этого нужно время. Во-вторых, нужно установить реальную ответственность за нарушение квот на демонстрацию украинского кино. Мы предлагаем штраф в размере от 17 до 51 тысячи гривен, — прокомментировал «Дню» свою законодательную инициативу Виктор ЯНУКОВИЧ.
В целом, методику вливания средств в национальное кино используют немало европейских стран. Без протекционизма государства при условии безумной конкуренции с Голливудом, а в украинских реалиях — и с русским продакшеном, национальному кино не выжить. Например, по словам председателя Государственного агентства Украины по вопросам кино Екатерины Копыловой, во Франции размер кинотеатрального сбора составляет 1,1%, в Польше — 1,5% с кинотеатров и 1,5% — с дистрибьюторов. Однако, в отличие от европейских стран, в украинской ситуации возникает одно важно «но». Насколько честными и одинаковыми для всех будут новые правила игры (вспомним необоснованные недавние проверки в дистрибьюторской компании B&H и студии дубляжа Le Doyen — «День» №66-67 от 13 апреля 2012)? И пойдут ли действительно собранные средства на развитие именно национального по содержанию кино?
Но если две предыдущие законодательные инициативы при условии соблюдения правил всеми участниками кинорынка, по словам экспертов, могут пойти на пользу украинскому кинематографу, то третья абсолютно им противоречит. Планируя установить штраф за несоблюдение квот на демонстрацию национального кино, Виктор Янукович одновременно хочет эти квоты уменьшить. То есть если сегодня украинского продукта в кинотеатрах должно быть 30%, то в следующем году — лишь 5%, а на предыдущие 30% удастся выйти лишь в 2016 году.
— Одним из наиболее опасных пунктов этих законопроектов является отмена действующей 30-процентной части квотирования национальных фильмов, обязательных для всех кинотеатров и телеканалов Украины. Сегодня и так национальных лент на протяжении дня на телеканалах не увидишь, а после отмены квотирования наше киноканалы перестанут транслировать даже ночью, — считает экс-председатель Госкино Анна ЧМИЛЬ. —
Согласна, что благоприятные условия для развития украинского кинематографа необходимо создавать, в том числе и за счет предложенных Януковичем 5% и 2% сборов. Мы знаем, что провайдеры телекоммуникационных услуг имеют безумный рост прибылей, поэтому справедливо будет, если они помогут национальному кинематографу. Другое дело — кто будет контролировать собранные средства? Без общественного контроля над собранными средствами, которые при нынешнем законодательстве будут находиться в распоряжении Госкино, они неизвестно куда пойдут. Вместо этого средства должен распределять независимый общественный совет из числа экспертов и представителей власти, а и не «карманный» совет, который сегодня существует при Госкино.
По словам Анны Чмиль, для реальной поддержки кинематографа нужно привлекать в него серьезных инвесторов, а это возможно за счет льготного налогообложения бизнеса, который вкладывает средства в кино.
— Сегодня 30-процентная квота в Украине декларируется, но выполнить ее невозможно. В среднем, на протяжении года в прокат выходит около 300 фильмов, из которых 30% — это сто лент. Последний раз столько картин Украина снимала еще в советское время. Поэтому мы предлагаем не ликвидировать действующую квоту 30%, а вводить ее постепенно: 2012-2013 — 5%, в 2014 году — 10%, в 2015 — 20%, с 2016 — 30%. Таким образом, до 2016 года мы реально сможем заполнить 30% проката качественным украинским кино, — комментирует свою позицию Виктор ЯНУКОВИЧ. —
Также с 2010 года мы делаем все, чтобы ослабить налоговую нагрузку на украинский кинематограф и предоставить ему возможности для развития. До 2016 года национальный фильм освобожден от НДС на всех этапах его производства и демонстрации в кинотеатрах. Относительно администрирования налога, оно прописано в действующем Законе «О кинематографии». Кабинет Министров создаст специальный счет, на который будут поступать средства. Распределять их будет специальный совет, в состав которого войдут представители КМУ и общественных организаций.
Впрочем, проблема с отсутствием украинского продукта в кинотеатрах заключается не только в его недостаточном количестве, но и в отсутствии отлаженной схемы, согласно которой украинский продукт мог бы беспрепятственно попадать к зрителю. Яркий пример — фильм Михаила Ильенко «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» не мог пробиться к украинскому зрителю из-за обязательства кинотеатров перед Голливудом. Вряд ли уменьшение квот будет способствовать улучшению ситуации. Скорее, наоборот, потянет за собой новые долгосрочные контракты с иностранными дистрибьюторами.
В то же время Виктор Янукович согласен с экспертами, что сегодня существует острая необходимость привлечения в кинопроизводство серьезных инвестиций, которые вместе с государственной поддержкой уже через несколько лет стабилизируют рынок кинопроизводства и кинопроката. «Для того чтобы привлечь новые инвестиции, нужно показать, на что способен украинский кинорынок: выпускать качественный продукт, который будет интересен зрителю. Также необходимо развивать инфраструктуру. Сегодня в Украине всего 380 экранов, а этого, разумеется, недостаточно, чтобы украинское кино, которое выходит в прокат, было прибыльным. Мы направили все свои усилия на то, чтобы сделать украинское кино привлекательным в инвестиционном плане», — говорит сын Президента.
Продюсер Владимир ХОРУНЖИЙ, имеющий опыт работы в Голливуде, убежден, что метод работы, когда руководители раздают финансовые средства режиссерам и продюсерам на кино, заведет нас в никуда.
«Нам нужно избрать путь Румынии, Польши, Германии: эти государства в пределах своих полномочий лишь стимулируют развитие национального коммерческого кинопроизводства», — говорит он.
Впрочем, в законопроектах Януковича Хорунжий видит и немало полезных инициатив. Например, отмена уплаты пошлины на киноматериалы. «Когда мы ехали снимать фильмы в Польшу и Чехию, нас облагали такой пошлиной, будто мы везем что-то продавать, — рассказал продюсер. — Пленки, камеры, проекторы и остальное специальное оборудование уже давно необходимо освободить от уплаты пошлины».
По мнению Богдана БАТРУХА, главного исполнительного директора B&H Film Distribution, увеличение бюджетов на производство кино проблему не решит:
— Власть немало инициатив предлагает относительно улучшения ситуации, а украинского кино как не было, так и нет. Самый главный вопрос — кто будет распределять собранные средства? Потому что у нас, допускаю, достаточно большие деньги от сборов просто пойдут в никуда. Все зависит от руководителей, отвечающих за развитие кино. Если честно, не вижу заинтересованности нашей власти делать хорошие фильмы, вижу лишь заинтересованность заработать на кино. Посмотрите на бюджеты украинских фильмов, снятых за счет государственных средств, и оцените качество этих лент — вы поймете, куда идут деньги, выделенные на кино. Все знают, что когда-то нужно было платить 20% бюджета фильма на «откат» за его продвижение в Украине, а сегодня — чуть ли не 40%. Так кино не будет развиваться. Эти законопроекты — еще одна теоретическая попытка оживить кинематограф. На бумаге инициативы нормальные, но, повторюсь, все будет зависеть от совести людей, распределяющих средства.
Выпуск газеты №:
№107, (2012)Section
Медиа