Уроки великого Редактора
Участники львовского Дискуссионного клуба начали интеллектуальный сезон с осмысления журналистского наследия Ежи Гедройца, которое вышло в книжной серии «Дня» «Підривна література»![](/sites/default/files/main/articles/20022014/21pidrivna2.jpg)
После непродолжительных каникул участники Дискуссионного клуба снова собрались для обсуждения очередной личности из серии «Дня» «Підривна література». На этот раз, принимая во внимание ситуацию в стране, дискуссанты выбрали для прочтения книгу Ежи ГЕДРОЙЦА «Заметки Редактора». Коротко ознакомившись с биографией величайшего польского писателя и публициста, участники Дискуссионного клуба перешли к знакомству с политикой журнала «Культура», где Ежи Гедройц выступал в роли основателя и главного редактора. Одной из главных идей газеты, которые отметили дискуссанты, было то, что главный штат издания всегда окружали люди, которые писали и помогали «Культуре». Так газета имела всегда новые и свежие мысли. Интересными для дискуссантов оказались и мысли Ежи Гедройца относительно концепции УЛБ (Украина, Литва, Беларусь). Много обсуждали польско-украинский диалог, где разрослась дискуссия. Студенты разделились на тех, кто был уверен, что Гедройц рассматривал Украину лишь со стратегической точки зрения и тех, кто считал мысли и идеи Гедройца бескорыстными. Важно также отметить, что именно диалог Гедройц считал самой действенной формой достижения результата. Молодым журналистам очень полезно было ознакомиться с мыслями редактора именно в этот период, ведь когда-то Польша была в такой же сложной ситуации. Решить конфликт помогли интеллектуалы, тогдашние мысли и советы которых, в частности Гедройца, украинцам необходимо взять на вооружение. Ведь Украина является мостом между Востоком и Западом (именно мостом, а не буферным государством, — отмечал Ежи Гедройц), что можно очень удачно использовать. Что и предлагал сделать пан Ежи, но на примере Польши.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Татьяна РУСИНКЕВИЧ, студентка I курса факультета журналистики ЛНУ им. Ивана Франко:
— После прочтения книги «Заметки Редактора», я открыла для себя Ежи Гедройца прежде всего как дипломатического журналиста. То, что он сумел на протяжении более 50 лет не только издавать свой журнал «Kultura», но и сделал его популярным и авторитетным, — явление нерядовое. Нам, журналистам, действительно есть чему поучиться у выдающегося Редактора. Еще более интересными являются усилия Гедройца в направлении польско-украинского диалога, его механизмы решения проблем между странами-соседями в Центрально Восточной Европе. Симпатизирует то, что он не просто затрагивает наболевшие вопросы, но и дает на них ответы, предлагает программу действий, в частности для польской власти. Ежи Гедройц вовсе не идеализирует Родину, он указывает на недостатки своего народа, которому стоит «избавиться от высокомерия» по отношению к ближним. Концепция УЛБ (то есть Украина, Литва, Беларусь), пропаганда идеи их самостоятельности переформатировали значительную часть польского сознания, особенно относительно нашего государства. Возможно, для Редактора Украина была в первую очередь стратегическим союзником, ведь при условии сотрудничества с УЛБ, Польша должна была бы укрепить свои позиции в Европе. Однако Гедройц предлагал перезагрузку и культурной сферы, что предусматривало взаимопознание истории, религии, науки стран-соседей. К сожалению, у нас личность выдающегося журналиста и историка недооценивают, но разве не благодаря его усилиям именно Польша первой признала независимость Украины, а «балканская модель» не повторилась с нами?
Лилия ТУЛУПЕНКО, студентка V курса факультета журналистики ЛНУ им. Ивана Франко
— Настоящее признание личности Ежи Гедройца, известного в интеллектуальном и политическом центре Европы не иначе как Редактор с большой буквы, состоялось еще при его жизни на уровне современной польской политической и культурной генерации.
Ежи Гедройц был первым поляком, который уже в послевоенные годы начал задумываться над тем, какими должны быть отношения Польши с Беларусью, Литвой, Украиной и Россией. Гедройц был из плеяды стратегов с особым мироощущением, который не соблазнялся неуверенным настоящим, а выстраивал вектор превращений в длительной перспективе.
Польский редактор по-отечески суровый и требовательный по отношению к собственной стране, критиковал недальновидный национализм своих соотечественников. Интеллектуал призывал избавиться от любых посягательств на Львов и Вильнюс и сосредоточиться на работе над собственной литературной и политической культурой. В итоге Гедройц заложил фундамент в воспитание польской независимой мысли и вывел на качественно новую, европейскую ступень, польскую литературу.
Следовательно, Гедройц помог состояться Польше именно как европейской стране. И такая заслуга важнее всех политических, экономических и милитаристических достижений. Однако Польша не смогла бы стать полноценным участником в составе Евросоюза и НАТО, если бы Гедройц не провел предварительную ревизию по переосмыслению себя польским обществом.
Почему современные украинцы должны ознакомиться с поляком Ежи Гедройцем?
Ежи Гедройц на протяжении всей кропотливой работы редактором всячески способствовал усилению польско-украинского диалога на уровне равноправия и взаимоуважения. Благодаря издательскому делу Гедройца, западный мир увидел и открыл для себя погибших в 30-е годы украинских писателей из плеяды «Розстріляне Відродження».
В то время, когда Украина не существовала как самостоятельный субъект на политической карте Европы, поляк из Минска, Ежи Гедройц совместными силами ведущих украинских интеллектуалов и публицистов, создавал на страницах парижской «Культуры» контуры европейской Украины. При содействии Гедройца состоялась не только Польша, но и Украина как интеллектуальная нация, которая способна продуцировать своих гениев и быть духовно близкой для Европы.
Гедройц верил в совместное демократическое будущее Польши и восточноевропейского блока, в состав которого должны были бы войти Украина, Беларусь и Литва. Эта его идеологема «Польша+УБЛ» частично осталась неозвученной. Частично потому что Польша и Литва творят свою современность в семье других европейских стран, Беларусь, которая находится в системе координат Кремля, кажется, надолго потерянная для Европы, а Украина все еще продолжает находиться в зоне турбулентности.
Восточноевропейская политическая триада: Польша-Литва-Украина могла бы создать свое лобби в составе Европейского Союза, который был бы вынужден считаться с ними как с самостоятельными влиятельными политическими субъектами, а это вывело бы взаимные отношения на новый политический уровень. ПУЛ могли бы существенно повлиять на экономическую и культурную политику Европы, что только обогатило бы последнюю. Такой восточноевропейский блок также мог бы создать надежный щит против прокремлевской экспансии.
Выпуск газеты №:
№32, (2014)Section
Медиа