Услышать Крым
Почему «штормит» информационное пространство полуострова?
Вторую неделю Крым остается эпицентром внимания журналистов со всего мира, ведь там российские солдаты (правда, об этом, судя по пресс-конференции, не знает Владимир Путин) продолжают блокировать работу украинских военных частей и административных зданий. В таких сложных условиях особенно важную роль играют журналисты, которые не только объективно сообщают о развитии событий и служат коммуникационным мостиком между жителями юго-восточных регионов и остальной страны. Они еще, как заметил экс-премьер-министр Евгений Марчук, «фиксируют все нарушения со стороны российских войск для будущих судов». И это не менее важно. Наверное, поэтому работать сотрудникам СМИ на полуострове особенно сложно. Их преследуют, им угрожают, препятствуют выполнению профессиональных обязанностей и даже... берут в плен. Так, съемочную группу международного арабского информационного телеканала Al Jazeera 4 марта заблокировали в военной части в Евпатории, а коллег с «1+1» — целый день продержали в плену. Вообще с момента обострения конфликта в Крыму эксперты Института массовой информации зафиксировали более 20 случаев препятствования журналистской деятельности.
С журналистами крупнейшей в регионе частной ТРК «Черноморская» вообще расправились беспринципно: 3 марта канал отключили от аналогового эфира, а уже на следующий день — в телестудии исчез свет. Кроме того, Совет министров Крыма пригрозил отключить ряд украинских телеканалов из-за их «одностороннего» освещения ситуации в республике.
ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ, ПОМОГАЮЩИЕ РОССИЙСКИМ СОЛДАТАМ БЛОКИРОВАТЬ УКРАИНСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ, НЕОХОТНО ИДУТ НА ДИАЛОГ С ПРЕССОЙ И ТРЕБУЮТ «ОБЪЕКТИВНОГО» ОСВЕЩЕНИЯ КОНФЛИКТА / ФОТО НИКОЛАЯ СЕМЕНЫ
Сотрудников украинских и западных медиа на блокпостах не пускают на Крымский полуостров, а тех, кому удалось прорваться, — в помещения Верховной рады Крыма и Совета министров. «Зеленый свет» — только для российских медийщиков. С чего бы это?
«Новая власть Крыма действительно готова пойти на то, чтобы отключить центральные каналы. Технически это сделать не сложно. Наш канал стал первой ласточкой расправы над объективным ТВ. Журналистов не хватает в Крыму, им действительно тяжело работать, их не допускают ни к каким захваченным или блокированным объектам, — отметила в комментарии «Дню» главный редактор ТРК «Черноморская» Александра КВИТКО. — В особенно напряженные моменты, в частности в канун очередной провокации, российские военные берут медийщиков в блок-кольцо и держат несколько минут, пока не урегулируется ситуация. Из-за этого ни один из каналов не может отснять факты нарушения законодательства. А «к телу» так называемого премьер-министра Аксенова допускают только в недавно созданном пресс-центре на базе ГТРК «Крым». Если руководство Крыма туда пришло — есть возможность поставить вопрос, если нет — то нет. От представителей местной власти получить подтверждение или опровержение любой информации довольно проблематично. Квалифицированных экспертов, которые могли бы прокомментировать суть конфликта, не хватает. Следовательно, мы можем говорить только о том, что увидели собственными глазами».
По словам Александры Квитко, помочь ситуации с балансом в информировании о Крыме могло бы национальное ТВ, но большинство каналов не совсем понимают специфику аудитории Крыма и в погоне за оперативностью часто ретранслируют дезинформацию.
«Многие национальные каналы показывают проблему извне, и практически никто — изнутри, — продолжает пани Квитко. — Коллеги дают в эфир видео, которое поступило из непроверенных источников. А это — средство манипуляции. Также очень много искусственной дезинформации просачивается в эфиры. Десятки выездов наших журналистов на анонсированные события, в частности штурмы военных частей или акции протестов — не происходят. Пока мы проверяем и опровергаем информацию, ложь уже вещают все центральные медиа. Некоторые киевские коллеги, мягко говоря, не совсем понимают, что здесь на самом деле происходит. Журналистам нужно понять, что в Крыму люди десятилетиями подвергались российской пропаганде. Поэтому они сегодня не готовы воспринимать медиа, которые прямо говорят, что российские солдаты — оккупанты. Это действительно так, но необходимо мягче об этом говорить... Люди свято верят, что солдаты — это защитники. Открыть глаза нужно, изменив стиль телевизионной риторики, тональность дискуссии, убрав агрессию».
«Труднее всего работать, когда освещаем митинги пророссийских организаций. Там бывает много неадекватных людей, они бросаются на журналистов, операторов, бьют камеры и требуют показывать правду. Часть из них — провокаторы. Цель — сорвать съемку, запугать, требовать удобной для них «правды», — отмечает журналист крымскотатарского канала АТR Шевкет НАМАТУЛЛАЕВ. — Сегодня журналистам, которые работают в Крыму, нужно максимально фиксировать то, как российские солдаты ведут себя у нас на Родине. Скажу мягко — не очень красиво. Мне лично несколько раз жестко объяснили, что солдат снимать запрещено. Люди в Крыму, по моему мнению, в известной степени зазомбированы. И по команде лидера готовы даже на безумие. Поэтому важен информационный баланс и аргументированность на ТВ. На полуострове медиа-ресурсов в действительности достаточно много — каждый житель черпает информацию откуда считает нужным. Но можно ли верить новостям о Крыме — другой вопрос».
Выпуск газеты №:
№42, (2014)Section
Медиа