В России объявили войну интеллектуальному продукту?
Увольнение креативного продюсера канала «24 Док» Веры Кричевской и закрытие канала «Совершенно секретно» часть российских изданий называет «зачисткой медиа-пространства»
Компания «Ростелеком» не продлила контракт с Верой Кричевской, креативным продюсером российского документального канала «24 Док». Это увольнение вызвало дискуссию в российском медиа-пространстве. Как сообщает «Новая газета», «за последнее время «24 Док» превратился в единственный в России телеканал актуальной мировой документалистики; ...за короткое время у канала появился свой думающий зритель, который умеет считывать смыслы».
«Новая газета» убеждена, что увольнение Кричевской — это не своеволие менеджеров, а явно выраженная государственная политика. «Сегодня вновь идет зачистка медиа-пространства. Увольнение профессионала высочайшего класса Веры Кричевской можно рассматривать как наказание за образ мыслей», — пишет издание.
Впрочем, увольнение Кричевской — не единственное, наталкивающее на мысль о зачистке информационного пространства России от интеллектуального продукта. В сентябре прошлого года компания «НКС-Медиа», входящая в группу «Ростелеком», приняла решение расторгнуть договор с ЗАО «Телекомпания «Совершенно секретно», объяснив его планами по оптимизации расходов «НКС-Медиа» в 2013 году. Как сообщила в интервью «Коммерсанту» гендиректор телеканала «Совершенно секретно» Этери Левиева, «Ростелеком» уведомил ее о том, что прекращает с февраля 2013 года распространять сигнал «СС» в своих сетях. На данный момент «Ростелеком» является единственным оператором телеканала. Договор, заключенный до 2014 года, был досрочно расторгнут в одностороннем порядке «дочкой» «Ростелекома» — компанией «Национальные кабельные сети».
Проблема зачистки информационного пространства, особенно телевидения, от интеллектуального продукта остается актуальной и в Украине. Впрочем, у нас эта «стратегия» планомерно осуществляется и без указаний сверху. «День» предлагает читателям фрагменты из интервью, которое Вера Кричевская дала порталу Lenta.ru.
— Беседуя с вами, руководители «Ростелекома» сослались на историю с «Совершенно секретно», намекнув, что на деле канал закрыли из-за «идеологических претензий». А что это были за идеологические претензии, вам объяснили?
— Нет. Дело в том, что я последовательно не считываю контекст, — либо мне говорят прямо, либо я не понимаю. Господин Холодный (Андрей Холодный, исполнительный директор «Ростелекома». Прим. «Ленты.ру») пригласил меня на разговор и начал говорить со мной в привычной манере, когда я должна догадаться об ответах на собственные вопросы. Но разговор пошел не по этому сценарию, и в конце концов ему пришлось произнести несколько очень конкретных фраз, в том числе: «Это приказ сверху, и больше ничего».
Есть ситуации, когда руководство недовольно качеством работы и ему проще сказать, что это связано с политикой. Есть ситуации, когда акционерам никто не звонит, но они считают необходимым превентивно зачистить поляну. А иногда действительно работает «телефонное право». Что было в этом случае, я не знаю. Но мне очень сложно поверить в звонки сверху. Документальное кино — это очень узкий сегмент рынка и очень специфическая площадка. Оно не делает, в общем, погоды в обществе... Кино, которое мы показывали, основано на общечеловеческих ценностях — как жить в ладу с собой и с окружающим миром, проявлять милосердие...
— За время вашей работы были ли случаи давления, просьбы убрать что-то из эфира?
— До встречи с господином Холодным я не была знакома ни с кем из представителей акционеров. Мне лично никто не звонил и не мешал работать. Но точно так же нас никто не поздравлял с успехами, наградами, никто даже не пришел на празднование годовщины канала. После того как мы запустили канал, меня только попросили не давать никаких интервью, и в особенности не ходить на «Эхо Москвы». Я, кстати, считаю, что работодатель имеет право на такие условия. И я честно их соблюдала весь период работы.
— Чем вы теперь хотите заниматься — после запуска двух каналов, съемок собственного документального фильма?
— Документальное кино — это не то, чем я мечтала заниматься всю жизнь. Я все-таки человек из прямого эфира. Мне кажется, сейчас я, как никогда, точно понимаю, как нужно развиваться информационным каналам, как должен выглядеть нишевой телевизионный онлайн-продукт в эпоху твиттера; как решить две основные проблемы: дистрибьюции контента и возвращения доверия аудитории; как и сколько потратить на ТВ-новости, которые заранее проиграли твиттеру по скорости. Модель, разработанная Арианной Хаффингтон и ее командой, — это образ новых медиа для меня. Микс высоко профессиональной редакции и многотысячного пула постоянных блогеров, сочетание профессионального видеоконтента и user generated content. Сегодня вообще нельзя говорить о доверии аудитории, если твоя аудитория на тебя не работает и сама тебя не распространяет, то есть чем больше блогеров для тебя пишут, тем шире твоя дистрибьюция. А когда в 2012 году Huffington Post запустил HuffPost Live Blog, я поняла — вот чем я действительно мечтаю заниматься.
— Может ли такое медиа появиться в России, где основным источником информации все еще остается телевидение, а твиттер есть далеко не у всех?
— Конечно. Каждый год количество людей в условном «твиттере» прибавляется, растет число пользователей Интернета. А у телевидения давно уже обратная динамика, доля аудитории, которая смотрит только телевизор, сокращается уже десять лет. Поэтому заниматься телевидением в привычном смысле — это как сегодня посылать письмо по факсу. Но это все находится только в области теории, потому что никакого нового медиа в России в ближайшие годы не будет: никто не будет вкладывать в СМИ деньги, все мечтают от них избавиться. Наверное, у меня самая неудачная профессия для этого времени, и думаю, что я буду переживать очень тяжелые времена, работы никакой не будет...
— Документальное кино в последние годы стало своего рода убежищем, нишей для журналистов, которым закрыли дорогу на телевидение. Лучший пример — тот же Парфенов. Вы тоже представили свой документальный фильм, ушли на документальный канал. Но теперь, похоже, и эта ниша прикрывается.
— Да. К примеру, после лета я вернулась в Москву с очень хорошей идеей фильма. Начала на свои деньги что-то снимать и получила эксклюзивные материалы, связанные с Pussy Riot. При этом Pussy Riot — это крошечный эпизод, фильм вообще должен был быть не про них и даже не про политику. Я думала, что быстро найду деньги, а я умею снимать очень дешево. Я не нашла денег вообще. Мне все говорили: «Ты с ума сошла?»
— Помимо финансовых, какие есть трудности у документалистов? Как тягаться с так называемыми документальными расследованиями на НТВ, ВГТРК? Нужны ли аудитории этих каналов профессиональные журналистские работы?
— В конце 1990-х годов на НТВ была линейка «Новейшая история». Сорокина, Киселев, Парфенов снимали большие фильмы про Афганистан, «Курск», «Президент всея Руси» — про Бориса Ельцина. Эти фильмы шли только в прайм-тайм, у них были максимальные рейтинги и доли такие, которые не снились никому сейчас. Это вопрос воспитания аудитории. На НТВ была сформирована аудитория, которая могла воспринимать такого рода контент. Мне кажется, что только, наверное, наши потомки смогут оценить, какой вклад в развитие нации внесло это десятилетнее телевидение.
Безусловно, проще управлять темным народом. Поэтому телевизионная политика больших каналов была построена по принципу: заморозить сознание и внимание, развивать самые низменные человеческие инстинкты. Происходило последовательное отупление аудитории, именно поэтому та часть, на которую сложнее повлиять, перестала смотреть телевизор. Я считаю, что все это очень тормозит развитие страны, но, по большому счету, это напрасные усилия. Ведь, в конце концов, все равно здесь когда-нибудь будет гражданское общество, независимый суд, будут легализованы однополые браки, а власть люди будут воспринимать как сервис. Все эти президентские и парламентские попытки повернуть природу и историю вспять все равно закончатся ничем.
Елизавета СУРГАНОВА, Lenta.ru
СПРАВКА «Дня»
Вера Кричевская с 1997 по 2003 годы была ведущим режиссером и продюсером телеканала НТВ, автором проекта «Свобода слова». С 2008 года участвовала в создании телеканала «Дождь», который запустили в апреле 2010-го, и занимала должность главного режиссера и креативного продюсера. В апреле 2011 года Кричевская покинула «Дождь» после того, как гендиректор канала Наталья Синдеева сняла с эфира проект Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова «Поэт и гражданин». В мае 2012 года Вера Кричевская представила документальный фильм «Гражданин поэт. Прогон года» о самом проекте и о его гастролях по России. В том же 2011 году пришла на «24 Док».
Выпуск газеты №:
№23, (2013)Section
Медиа