Василий КЛИМЧУК: «Политическая заангажированность и по литическая позиция — разные вещи»

Появление на украинском теленебосклоне в 1999 году ТРК «Эра» было симптоматичным. В околотелевизионных кругах открыто говорили о направленном создании «Эры» «под выборы». Но вот отгремели тамтамы совместного с «Таврийскими играми» предвыборного «звездного» марафона, уже граждане забыли и про референдум, о котором так много говорилось до 16 апреля на «Эре», причем, благодаря С.Набоке, порой весьма неоднозначно — за что и пострадали, будучи на несколько дней отстраненными от эфира УТ-1. Выполнив стратегические политические задачи, в нынешний период «затишья», телерадиокомпания начала меняться, в эфире появились новые программы — «Семь нот», «Околица». Генеральный продюсер «Эры» Василий Климчук утверждает, что после нововведений рейтинги «эровских» передач показывают рост аудитории — и при этом с удовольствием окидывает взглядом свой кабинет, плотно уставленный подарками от зрителей и трофеями футбольной команды «доброранковцев».
Личность самого Василия Климчука довольно-таки типична для героя времени перемен. В свои 29 лет он много чего успел. У него за плечами три высших образования (романо-германская филология, история и журналистика), на подходе докторантура по информационному пространству Украины. В 19 лет он — ведущий УТН, в 24 — заведующий редакцией «Доброго ранку, Україно!» на УТ-1, в 27 — генеральный продюсер телерадиокомпании «Эра». Объездил почти весь мир, вел репортажи с войны в Югославии, стажировался на американском телевидении. На интервью обычно не соглашается, полагая, может, и справедливо, что у него достаточно эфирного времени ежедневно, чтобы давать интервью всей Украине. Для «Дня» генеральный продюсер «Эры» сделал исключение.
— В одном из своих интервью «Дню» вы сказали, что в Украине за свободу слова не платят. Сформулируйте, пожалуйста, за что же платят?
— «Не платят», это возможно громко сказано. Сегодня и у нас, и всюду в мире свободу слова используют для того, чтобы говорить обо всем, но с тем или другим легким уклоном. Все зависит от того, как, с кем, как долго работает то или другое средство массовой информации. Искусство ради искусства не бывает. И журналист, оставаясь объективным, должен быть суперпрофессионалом для того, чтобы были и овцы целы, и волки сыты.
Важно и то, что мы понимаем под понятием «свобода слова». Что это — правда-матка? Объективное освещение? Соответствие каким-то корпоративным интересам? Лично я не могу говорить о свободе слова, как о чем-то однозначном. Свобода слова состоит в том, что есть возможность говорить обо всем. Опять же другое дело, как это делать. Свобода слова, а точнее — возможность ею пользоваться как конституционным правом, зависит от профессионализма журналиста. Можно иметь свободу слова, размахивать ею, как флагом, — и в то же время быть непрофессиональным журналистом. Можно говорить о реальных вещах, которые есть на самом деле, но говорить таким языком, с такими аргументами, что можно засудиться, — и на этом закончить свою карьеру. Свобода слова — это очень опасная штука для самого журналиста в плане умения или неумения ею пользоваться или использовать.
— Как политическая заангажированность журналиста влияет на карьеру журналиста?
— Политически заангажированный журналист — это труп. Здесь ни о какой карьере не может быть речи. Завтра никто с ним не захочет иметь дело. Но нужно различать политическую заангажированность (наверно, вы имеете в виду готовность отрабатывать деньги за «обслуживание» любой политической группы) и работу по желанию, когда позиция журналиста совпадает с позицией издания.
— Ваша телекомпания для многих начинающих журналистов стала полигоном. Они пробуют себя за кадром, непосредственно в студии. Понятно, что во многом они наследуют своего творческого руководителя, иногда превращаясь на его плохую копию — и здесь возникает опасность потери доверия у зрителя. Что вы культивируете в своих молодых коллегах в первую очередь?
— Культивирую, во-первых, смелость. И, во-вторых, основательность. Да, журналист не должен бояться своих героев, он должен их уважать, но делать это так, чтобы уважали и его. А для того, чтобы уважали его, нужно знать только, может, немного меньше, чем тот человек, о котором он пишет. Но к каждому материалу он должен готовиться. Конечно, определенным толчком для наших молодых людей на «Эре» становится соседство в эфире с «асами» профессии — Валентином Щербачевым, Сергеем Набокой, Еленой Роминой. Каждый из них — это уникум украинской телевизионной журналистики. На Западе журналист — это узкий специалист в определенной сфере жизни общества. Если он занимается внешней политикой, то министр иностранных дел будет обращать внимание на то, что он пишет — потому что он является экспертом. Так уже сложилось у нас — мы многостаночники. Но если ты делаешь свою работу, то ты должен ее выполнять качественно.
— На вашем сайте в Интернете указано, что цель команды «Эры» — «создавать современное украинское телевидение». Какова ваша концепция современного украинского телевидения? Как вы оцениваете конкурентную состоятельность современного украинского телевидения?
— Так называемый уникальный путь развития украинского телевидения можно рассматривать только в контексте материального обеспечения работы. Я всегда говорил: будут деньги — будет НТВ. Поэтому исходя из материальных возможностей делается тот или другой уровень телевизионного продукта. На мой взгляд — и я считаю, что это объективно — современное украинское телевидение может конкурировать с той или другой зарубежной телекомпанией на уровне мозгов — ведущих, журналистов. Но телевидение — это кроме мозгов, кроме лиц, кроме умения писать — это еще и техника: камеры, монтаж, свет. Короче — средства. Когда-то больше, когда-то меньше, но я не знаю ни одной телекомпании, которая бы была удовлетворена тем, что имеет. Но мы работаем. Наши журналисты-телевизионщики, попадая в какие-то экстремальные условия, отрабатывают лучше, чем в тех же условиях отрабатывают западные журналисты.
— Для зрителя всегда важно, как с ним общаются — на равных или нет. А как вы считаете, с кем «Эра» общается на равных?
— Мы рассчитываем на того зрителя, который ведет активный образ жизни, который хочет чего-то достичь, который своему учится и от своего не отказывается. Мы удерживаем свою аудиторию перед экранами за счет нашего желания работать, знания, так называемой специфики зрительского восприятия.
От автора. Что же, надеемся, нашим читателям было интересно познакомиться с мнением Василия Климчука. Возможно, для тех зрителей, которые более критически относятся к продукции ТРК «Эра», высказывания ее генерального директора показались неожиданными. Что может стать не только предлогом для дискуссии, но и для того, чтобы посмотреть на продукцию ТРК «Эра» под новым углом. А еще — вдруг и журналисты ТРК «Эра» глубже проникнутся высотой задач, которые ставит перед ними их руководитель Василий Климчук?...
Выпуск газеты №:
№97, (2000)Section
Медиа