Перейти к основному содержанию

Великая утешительница

12 марта, 00:00
Эфирной жизни сериала «Бедная Настя» на канале «1+1» — пять месяцев от роду. Но с самой первой серии эта история пользуется наибольшей популярностью среди всех программ украинских телеканалов (о чем свидетельствует и ошеломляющий рейтинг). О причинах этой колдовской власти здраво рассудили два ведущих украинских профессионала кино.

Александр РУТКОВСКИЙ, киновед:

— Я весь сериал как таковой не смотрю. Но «пробу грунта» чисто профессионально пришлось взять. Я посмотрел, понял, что это не в моем вкусе… Но сделал для себя как для киноведа определенные выводы. Не всегда ведь нужно есть всю кастрюлю борща, чтобы понять, какой он на вкус. Все, что необходимо, я увидел в двух с половиной сериях. И могу сказать, что «Бедная Настя» — это качественно сделанный продукт. С четкими представлениями о кадре, мизансцене, операторской задаче, актерской. Но главное в нем — социологический момент: он точно знает, на какую аудиторию ориентирован. И в какой культурной духовной ситуации производится. Такой фильм хорошо угадывает запрос своего адресата. А запрос этот сводится к некому такому галантерейному товару — декоративному, ласкающему взор. Вот этой аудиовизуально й ласки многим сегодняшним зрителям не хватает. И «Бедная Настя» предоставляет ее с лихвой. В этой же обойме проходит момент ее отдаленности от исторической правды. И эта историческая «неточность» — принципиальна. Такая лубочная приблизительность. Как в «Бумбараше» — разноименные обстоятельства нарисованы на одном холсте. Современному зрителю хочется убежать от настоящего. Бегство возможно по двум векторам — будущее и прошлое. И если первое ближе молодежной аудитории (я имею в виду фэнтези и т. п.), то прошлое — это наиудобнейший вариант для более широкой возрастной аудитории. Для людей, неготовых принимать вызов времени. В этом отношении можно вспомнить также удачный опыт «Бригады», которая тоже невероятно точно угадала запросы населения. С той лишь разницей, что была адресована к зрителю, живущему и действующему в жестоких реалиях и готовому принять вызов времени; к такой деятельной и по-боевому настроенной аудитории. «Настя» же — это анти-«Бригада». Она рисует эдакую грезу. Ласкает рецепторы людей, уставших от быта и серости. Они готовы бежать в прошлое, где им «делают красиво». По этому же принципу было аналогичное бегство в самые первые латиноамериканские сериалы, с их нездешним бытием и неведомыми обнаженными страстями.

«Бедная Настя» привлекательна еще и тем, что построена на знакомой исторической фактуре. Исторический аристократический лубок. Посему фильм можно назвать культурным. Несмотря на то, что адресован он к некультурной аудитории. Это удачный проект на уровне проката. Образчик культурной работы профессионалов, знакомых с массовой аудиторией. И сериал «Бедная Настя» совершенно контрацептивен — никаких порочных зачатий от него быть не может.

Сергей ТРЫМБАЧ, киновед:

— Телесериал «Бедная Настя» имеет зрительский успех, целиком соразмерный с начальной эрой «долгих» сериалов. Нечего удивляться. Во-первых, здесь грамотно выстроена «многоканальная» интрига. Романная структура, когда параллельно развиваются несколько историй, при этом одна усиливает другую. Это обеспечивает устойчивость зрительского (в первую очередь женского) внимания. Во-вторых, в каждой линии есть свой «черный» и «белый» герой, есть большой запас «интригующей» энергетики. Каждый с детства помнит, как хочется, чтобы книжка, которая нравится, долго не заканчивалась. Ну и, в-третьих, есть резко очерченные характеры героев. Позитивные — все красавцы, все вызывают симпатию и сочувствие. Негативные тоже целиком прояснены в своей «черноте» (персонаж, которого играет Александр Филиппенко, — яркий тому пример). Простой зритель это любит — чтобы была ясность. Герой — так герой, гнида — она и есть гнида. Под «простым» зрителем я имею в виду и людей с высоким образовательным цензом, нередко именно среди них много тех, кто хочет какой-то психологической разрядки после напряженной (часто однообразной) умственной работы.

Сам я смотрю этот сериал фрагментами. Однако даже мимолетных впечатлений хватает, чтобы составить представление и о фильме, и о природе его успеха. Что-то добавляет и жена, которая самым внимательным образом следит за всеми перипетиями. Ведь главное здесь — нарратив, говоря языком терминов. Своеобразное продолжение давних традиций, когда люди сходятся в компанию и рассказывают истории. В «старые времена» семья собиралась вместе, и кто-то один читал книгу, другие слушали, обговаривали. Теперь эту функцию взял на себя телевизор. Кто лучше всего рассказывает — того и слушают. Абсолютное большинство знакомых женщин, а вместе с ними и мужей, смотрят «Бедную Настю» (кстати, никто не может назвать ее авторов, это уже почти фольклорное произведение). Значит, здесь лучше всего на теперешний момент смогли рассказать историю…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать