Великая утешительница
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040312/444-9-2_0.jpg)
Александр РУТКОВСКИЙ, киновед:
— Я весь сериал как таковой не смотрю. Но «пробу грунта» чисто профессионально пришлось взять. Я посмотрел, понял, что это не в моем вкусе… Но сделал для себя как для киноведа определенные выводы. Не всегда ведь нужно есть всю кастрюлю борща, чтобы понять, какой он на вкус. Все, что необходимо, я увидел в двух с половиной сериях. И могу сказать, что «Бедная Настя» — это качественно сделанный продукт. С четкими представлениями о кадре, мизансцене, операторской задаче, актерской. Но главное в нем — социологический момент: он точно знает, на какую аудиторию ориентирован. И в какой культурной духовной ситуации производится. Такой фильм хорошо угадывает запрос своего адресата. А запрос этот сводится к некому такому галантерейному товару — декоративному, ласкающему взор. Вот этой аудиовизуально й ласки многим сегодняшним зрителям не хватает. И «Бедная Настя» предоставляет ее с лихвой. В этой же обойме проходит момент ее отдаленности от исторической правды. И эта историческая «неточность» — принципиальна. Такая лубочная приблизительность. Как в «Бумбараше» — разноименные обстоятельства нарисованы на одном холсте. Современному зрителю хочется убежать от настоящего. Бегство возможно по двум векторам — будущее и прошлое. И если первое ближе молодежной аудитории (я имею в виду фэнтези и т. п.), то прошлое — это наиудобнейший вариант для более широкой возрастной аудитории. Для людей, неготовых принимать вызов времени. В этом отношении можно вспомнить также удачный опыт «Бригады», которая тоже невероятно точно угадала запросы населения. С той лишь разницей, что была адресована к зрителю, живущему и действующему в жестоких реалиях и готовому принять вызов времени; к такой деятельной и по-боевому настроенной аудитории. «Настя» же — это анти-«Бригада». Она рисует эдакую грезу. Ласкает рецепторы людей, уставших от быта и серости. Они готовы бежать в прошлое, где им «делают красиво». По этому же принципу было аналогичное бегство в самые первые латиноамериканские сериалы, с их нездешним бытием и неведомыми обнаженными страстями.
«Бедная Настя» привлекательна еще и тем, что построена на знакомой исторической фактуре. Исторический аристократический лубок. Посему фильм можно назвать культурным. Несмотря на то, что адресован он к некультурной аудитории. Это удачный проект на уровне проката. Образчик культурной работы профессионалов, знакомых с массовой аудиторией. И сериал «Бедная Настя» совершенно контрацептивен — никаких порочных зачатий от него быть не может.
Сергей ТРЫМБАЧ, киновед:
— Телесериал «Бедная Настя» имеет зрительский успех, целиком соразмерный с начальной эрой «долгих» сериалов. Нечего удивляться. Во-первых, здесь грамотно выстроена «многоканальная» интрига. Романная структура, когда параллельно развиваются несколько историй, при этом одна усиливает другую. Это обеспечивает устойчивость зрительского (в первую очередь женского) внимания. Во-вторых, в каждой линии есть свой «черный» и «белый» герой, есть большой запас «интригующей» энергетики. Каждый с детства помнит, как хочется, чтобы книжка, которая нравится, долго не заканчивалась. Ну и, в-третьих, есть резко очерченные характеры героев. Позитивные — все красавцы, все вызывают симпатию и сочувствие. Негативные тоже целиком прояснены в своей «черноте» (персонаж, которого играет Александр Филиппенко, — яркий тому пример). Простой зритель это любит — чтобы была ясность. Герой — так герой, гнида — она и есть гнида. Под «простым» зрителем я имею в виду и людей с высоким образовательным цензом, нередко именно среди них много тех, кто хочет какой-то психологической разрядки после напряженной (часто однообразной) умственной работы.
Сам я смотрю этот сериал фрагментами. Однако даже мимолетных впечатлений хватает, чтобы составить представление и о фильме, и о природе его успеха. Что-то добавляет и жена, которая самым внимательным образом следит за всеми перипетиями. Ведь главное здесь — нарратив, говоря языком терминов. Своеобразное продолжение давних традиций, когда люди сходятся в компанию и рассказывают истории. В «старые времена» семья собиралась вместе, и кто-то один читал книгу, другие слушали, обговаривали. Теперь эту функцию взял на себя телевизор. Кто лучше всего рассказывает — того и слушают. Абсолютное большинство знакомых женщин, а вместе с ними и мужей, смотрят «Бедную Настю» (кстати, никто не может назвать ее авторов, это уже почти фольклорное произведение). Значит, здесь лучше всего на теперешний момент смогли рассказать историю…
Выпуск газеты №:
№44, (2004)Section
Медиа