«Вера. Надежда. Любовь»: взгляд из-за кулис
Режиссер: «Главная цель нашего проекта — помочь тем, кто в этом нуждается более всего»![](/sites/default/files/main/articles/07022013/17teleperedacha.jpg)
Украинское телевидение должно выполнять социальную функцию, в частности, помогать наиболее уязвимым слоям населения — детям. В этом убеждены Татьяна ЦИМБАЛ и Илья НОЯБРЕВ — ведущие программы «Вера. Надежда. Любовь», которая по пятницам выходит в эфире Первого Национального, начиная с августа 2010 года. Этот социальный проект уже давно нашел своих постоянных зрителей, ведь за два с половиной года непосредственно помог нескольким десяткам людей. В эфир вышли более трех сотен историй об острых проблемных ситуациях, в которых, прежде всего, оказываются дети. Ведущие программы признаются, что стремятся показать зрителям: равнодушие к судьбе конкретного человека — первый шаг к деградации общества. С помощью своего проекта они пытаются находить тех, кто способен помочь социально незащищенным людям — среди врачей, меценатов, руководителей благотворительных фондов, народных депутатов.
Программа «Вера. Надежда. Любовь» состоит из трех частей. В первой части речь идет о людях, которые сегодня нуждаются в помощи общества; во второй — ведущие провоцируют участников программы к открытой дискуссии по ключевым общественным проблемам; а в третьей — зрителям традиционно рассказывается история успеха, в ней показывают многодетные семьи, которые, несмотря на отсутствие финансирования, хорошо воспитывают и учат своих детей; образцовые детские дома семейного типа или героев предыдущих выпусков проекта, которым помогли после эфира.
Недавно программа «Вера. Надежда. Любовь» отметила свой юбилей — в эфир вышел сотый выпуск. Первого февраля «День» побывал на записи очередного выпуска этого социального ток-шоу. Участие в программе заинтересовало нас, в частности, возможностью почувствовать изнутри «телевизионную кухню».
В этот раз главным героем программы был тринадцатилетний Иван Верех. Мальчик страдает от очень редкого генетического заболевания — синдрома Швайхмана-Даймонда-Окси. По словам ведущих, в Украине ребенка вылечить практически невозможно. К счастью, заручившись поддержкой одного из итальянских благотворительных фондов, это согласились сделать лучшие тамошние врачи. Но родители Вани не имеют средств даже на проезд в Италию и проживание там на протяжении трех месяцев лечения.
• Для участия в ток-шоу пригласили жену посла Италии в Украине Нанси Романо. Она была шокирована. «Итальянские врачи согласились лечить ребенка, а ваше государство или фонды не могут найти несколько тысяч евро на перелет и проживание? — переспросила Нанси Романо во время перерыва в записи. — У нас этим занимаются фонды и государство. Обязанности каждой стороны четко распределены». Эти остро резонирующие с украинской действительностью слова вызвали у собравшихся аплодисменты, хотя запись тогда не велась.
Перед началом записи программы за кулисами просторной студии находилось около тридцати человек. Все заметно волновались. Среди тех, кого гримировали к эфиру, — государственные должностные лица, благотворители, руководители социальных проектов, бизнесмены (кстати, программа дает возможность бизнесу продемонстрировать социальную ответственность) и упомянутая уже жена посла Италии в Украине, президент клуба жен послов Нанси РОМАНО.
— Мы надеемся, что наши vip-гости помогут больным детям с лечением, — признается гостевой редактор Елена Березюк. — Иногда такое случается. Например, присутствующие в студии врачи соглашаются бесплатно лечить или депутаты обещают найти необходимую на это сумму. Главная цель нашего проекта — помочь тем, кто в этом нуждается более всего. Традиционно подаем на экранах номера телефонов, по которым неравнодушные зрители Первого могут связаться с героями. Для нас это не просто работа. Мы хотя и ток-шоу, но социальное. Сегодня мы начинаем сбор средств для лечения Ивана Вереха.
• Прежде чем начать запись программы ассистенты режиссеров рассадили гостей второго плана — тех, кто в типовых телевизионных проектах аплодирует, когда включается фонарь с надписью «аплодисменты», смеется, плачет или выкрикивает «браво!». Илья Ноябрев пошутил, что эти «случайные» зрители «привычны к подобным программам», ведь они, в сущности, ходят с этажа на этаж канала, принимая участие в разных шоу. «Когда услышите признание или экспрессивное выступление — традиционно аплодируйте», — подытожил он.
Настоящих гостей, которых, по словам Елены Березюк, приглашают в эфир, чтобы они помогли героям программы и задали тонус дискуссиям в студии, посадили в первом ряду. Их в среднем от семи до девяти человек, ведь одновременно в объектив камеры больше не попадут. Поэтому, в сущности, технические особенности процесса съемки определяют максимальное количество vip-гостей.
Интересно, что студия обустроена так, что видеокамер участникам программы практически не видно. Это делается для того, чтобы герои, часть из которых впервые в жизни столкнулись с процессом съемок, не волновались и выглядели естественно. А также, чтобы одна видеокамера не «схватила» в объектив другую. Увиденное зрителем зрелище в конечном результате должно быть больше похожим на непринужденный и откровенный домашний разговор, чем на скандальное ТВ-шоу. Удивило то, что условия формата программы иногда диктуют участники съемок: в зависимости от актуальности или качества дискуссии, ведущие вынуждены на одной истории останавливаться больше, а на другой — меньше. А вообще, несмотря на огромный творческий состав проекта, конечное слово за ведущими, которые, в конце концов, являются не только лицом программы, но и отвечают за ее качество и рейтинг.
• Ознакомившись со сценарием программы, заметил, что Татьяна Цимбал и Илья Ноябрев не всегда четко придерживаются прописанного творческого плана. Некоторые из запланированных гостям вопросов они не поставили. Зато спрашивали то, чего в сценарии программы не было предусмотрено. Вероятно, так и должно быть, ведь готовя программу заранее сценаристам трудно было предусмотреть, как себя поведут гости и герои. А в целом программу, которая в среднем выходит в эфир на протяжении 50—55 минут, в этот раз записывали более двух часов. По словам режиссеров, во время монтажа видео часто повторяющиеся высказывания героев, паузы во время высказываний или процесса передачи гостями микрофонов друг другу в эфир не попадут. Это — традиционная практика записи передач. Режиссеры исходят из правила: лучше отснять больше и вырезать.
• Закончив съемки, режиссеры сообщили участникам о дате и времени выхода программы в эфир. Проект «Вера. Надежда. Любовь» показывают на Первом по пятницам в 11.10. Утро рабочего дня, конечно, не лучшее время для трансляции программы, ориентированной на неравнодушных зрителей, которые могут помочь главным героям. Но в «прайм-тайм» эфирной сетки канала передаче места не нашлось. Удивила и запланированная дата выпуска программы — 22 февраля. Получается, что передача, в которой говорится о срочной необходимости денег для лечения ребенка, выйдет почти через месяц после записи.
Впрочем, при нехватке на украинском телевидении социальных проектов, которые реально могут помочь людям в затруднительных жизненных обстоятельствах, семья Верехов благодарна ведущим за приглашение на съемки. Семья верит, пусть с опозданием, но узнав об их истории, зрители Первого помогут.