Владимир ГУЕВСКИЙ: «Кино — это чувство композиции»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960228/438-9-1.jpg)
Как, наверное, и большинство операторов, Владимир Гуевский начал с фотокружка. А учится операторскому искусству пришлось у одного из лучших специалистов того поколения — Эдуарда Леонидовича Тимлина. Сегодня Владимир Гуевский — главный оператор на телеканале «1+1», один из ведущих профессионалов украинского кино и телевидения, многократный лауреат многочисленных отечественных и международных фестивалей. С огромным удовольствием работает с такими режиссерами, как Александр Роднянсикй, Олег Фиалко, Андрей Дончик. На днях г-н Гуевский отметил свое 50-летие и пообщался с нами о сложностях и радостях своей работы.
— Специфика операторской работы — какая она?
— Нужно и технически быть грамотным, и знать все, что связно со спецификой съемочного процесса, драматургию. В советские времена оператор обязательно должен был знать историю живописи, разбираться в классических произведениях великих художников. А также — владеть композиционным построением, световыми эффектами, уметь выстроить перспективу, правильно выстроить колорит. Потому что кино — это условно изобразительное искусство, его истоки лежат в классической живописи. Но главное — это чувство композиции. Оно или есть, или его нет. Должна быть от природы внутренняя гармония. Можно изучить все законы построения, но нахождение единственно правильных точек — это самое сложное и это надо чувствовать внутри.
— И какой он — мир через объектив видеокамеры?
— Он, конечно же, другой. Потому что все, что нас окружает, состоит из десятков тысяч кадров. И то, что мы видим глазом, оно абсолютно гармонично закомпоновано природой. И когда мы смотрим на пейзаж или человека, видим шире, чем это возможно показать в кадре.
— А есть они сегодня — революционные и новые взгляды в операторском искусстве?
Сегодня сложно об этом говорить, потому что все способы, типы и виды съемок уже открыты. В кино мало что меняется по построению, все было открыто еще до нас. Уже в 60-е годы, наверное, все было известно, законы построения, остались те же. Мы пользуемся приемами старых мастеров, всего лишь трансформируя их в соответствии с сегодняшним днем, с современной техникой и светом. Нового ничего нет, только умение сочетать.
— Главный оператор канала — насколько это ответственно?
Знаете, мне все время казалось, что я на телевидении новичок , а оказалось, что уже прошло 12 лет. Я на «1+1» с 1995 года, когда только канал образовался. За все годы прошел через весь процесс, начиная от того, что нужно было обучаться — профессии теле и кинооператор похожи, но у них разная специфика и подача. Приходилось учиться каким-то техническим вещам заново. Потому что тут действовали несколько другие законы, другие жанры, много документальных и репортажных съемок. Все смещено больше к документальной составляющей, нужно быстро соображать, нет времени долго думать и строить. Оператор телевидения — это больше прикладная профессия и меньше творчества. Но это огромный опыт, который дает хорошую реакцию. Я знаю примеры, когда сюжеты идут в новости практически несмонтированные. Не потому, что некогда, а потому, что оператор снимал набор кадров так профессионально, что их почти не надо было монтировать — событие было открыто полностью и так, как нужно для короткого сюжета.
Есть еще большая область работы на телевизионных проектах — сложные многокамерные постановки, шоу, концерты. Эта работа посложнее, поглубже. Кроме расстановки камер нужно грамотно осветить пространство, чтобы оно было объемно и презентабельно, красиво выглядело на все камеры. Это очень сложная задача, потому что для каждой точки кадра в кино выставляется отдельный свет, а тут нужно универсальный для всех. Кроме того — это тесная работа с режиссерами-постановщиками телевизионных программ, с художником, от которого зависят декорации. В телевидении интересно работать на этом этапе. Да, это конвейерное производство, но оно дорогостоящее и важно все грамотно выстроить. Самый интересный этап — начальный, создание изобразительного образа программы, он где-то напоминает по основным профессиональным подходам творческую работу. Насколько это сложно? Все сложно, когда первый раз. Сейчас для меня секретов в профессии телеоператора нет. Хотя, наверное, это неправильно так считать. Есть такой художник, не знаю жив ли он еще, Кацусика Хокусай, который однажды сказал: «Мне кажется, что я уже кое- чему научился». Но! Сказал он это, когда ему было 86 лет. Я думаю, что это правильный подход.
Сегодня секретов в схемах построения для меня нет. Но меняется техника, форматы программ. «Самый умный» и «Миллионер», когда- то такие сложные по техническому производству, уже отходят в историю, потому что этим форматам по пять-шесть лет. Для меня сначала было сложно — как это, светом управляет компьютерная программа? Огромное количество приборов, которые точечно работали, свет, который меняет форму лучей...
— Какая профессиональная мечта у профессионального оператора?
— Не знаю, называть ли это мечтой, но одно желание меня не оставляет — снять украинский прокатный фильм, для проката в украинских кинотеатрах, по всем законам кино. Неважно, на кинопленке или на более современных электронных носителях. И, конечно же, снять это с Андреем Дончиком. Думаю, что и он этого хочет, но глубоко это прячет (смеется).
Выпуск газеты №:
№38, (1996)Section
Медиа