Власть получила сигнал
Почему нельзя легкомысленно относиться к юридическим документам, принятым от имени Украины
Телеканалы Украины, каждый на свой лад, обсуждают, переживают и негодуют по поводу событий в Верховной Раде и под ее стенами в последний день лета года Божьего 2015-го... А мне происходившее там разительно напомнило ратификацию Харьковских соглашений Януковича несколькими годами ранее, сопровождавшуюся кровавыми драками в парламенте и противостоянием на площади перед Радой. Тогда проправительственные СМИ тоже называли протестующих «радикалами», «хулиганами», уверяли, что никакого предательства Украины в подписанных в Харькове документах нет. Есть или нет — показали события весны 2014-го...
Сегодня власть тоже всеми возможными способами пытается доказать, что изменения и дополнения в Конституцию, принятые под явным внешним давлением (пока еще не окончательно), не стоят опасений. Некий наш российский доброжелатель, тамошний журналист Бабченко, написал в Интернете, что, мол, статьи в Конституции относительно Донбасса — это филькина грамота. Хотел бы предостеречь от легкомысленно-безответственного отношения к любым юридическим документам, принятым от имени нашей страны или Украиной подписанных. Это только наша власть с ее бизнесючим происхождением никак не может понять, что межгосударственные отношения существенно отличаются от типичных для нас деловых, где все привыкли «кидать» друг друга и плевать на собственные обещания.
УСТУПКА ПУТИНУ
Разумеется, в мировой политике тоже не святые, но там все намного жестче. Враждебная Россия вместе с дружественным нам Западом всегда найдут силы, чтобы заставить Украину выполнить ее неосторожно взятые на себя обязательства, сколь угодно для нас вредные и неприемлемые. Отыграть назад будет очень сложно, если вообще возможно. Следует понимать, что любая записанная в документ юридическая конструкция при определенных обстоятельствах может «выстрелить». Коммунисты 70 лет считали филькиной грамотой, которую никто никогда не реализует, статью в советских конституциях о праве республик на свободный выход из состава СССР. А потом пришел 1991 год, и норма «выстрелила», облегчив относительно цивилизованный демонтаж Советского Союза, которому на международной арене и возразить было тяжело, ибо ему в физиономию сразу же тыкали то, что коммунисты легкомысленно считали безвредной для себя пропагандой.
И не надо думать, что «особый порядок» для Донбасса, записанный в Конституцию, — это «косточка», которую можно бросить. В отношениях с имперской Россией (а другой она и не была) — это «палец», который тебе откусят вместе с рукой до плечевого сустава. Одна уступка Путину, вторая уступка, десятая, и вдруг окажется, что Украины уже нет...
Очень остро все это обсуждалось на программе «Свобода слова» на телеканале ICTV. Нардеп от президентских сил г-н Бурбак, говоря о трагедии, случившейся у Верховной Рады, заявил, что голосование не стоит человеческой жизни. А если ставка очень высока — быть или не быть Украине? В своих выступлениях после случившегося президент старался показать, что в конституционных изменениях ничего фатального для Украины нет, намекал, что он сумеет обмануть врага. А я, зная историю России и российской дипломатии, в эти обещания не верю. Раньше все такие хитрости заканчивались для Украины катастрофически.
А пока что власть использует случившееся для массированной атаки на политических оппонентов, надеясь быстро устранить их с общественной арены. Наивные расчеты: дело же не в той или иной партии, а в том, что она представляет свой многочисленный электорат, который никуда не денется. Если власть запретит ВО «Свобода» (сделав подарок борцам против «украинского буржуазного национализма» из соседней холодной страны), то ее симпатики перейдут к «Правому сектору» или найдут себе более радикального лидера, чем Олег Тягнибок. А если еще Тягнибока посадить, то он приобретет яркую, героическую, биографию, харизму, которой нет ни у Порошенко, ни у Яценюка, ни у Турчинова.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ «ГЕШЕФТ» НА ТРАГЕДИИ
Министр Аваков сделал громкое заявление против «Свободы», риторически вопросив, чем, мол, она отличается от тех негодяев, которые на фронте стреляют в наших солдат? Ну, может, министр не знает: немало членов ВО «Свобода» погибло на Майдане и в зоне АТО, а многие и сегодня там воюют. Вот этим и отличается. Советник шефа МВД Зорян Шкиряк, «герой Непала» (мы помним его феерический полет в эту экзотическую страну), неистовствовал на канале «112», требуя изничтожить политиков, которые привели протестующих под Верховную Раду. Разумеется, никому не позволено бросать гранату в своих соотечественников и сограждан, тем более — выполняющих служебный долг. Виновные должны ответить. Но смущает почти неприкрытое стремление сделать свой маленький политический «гешефт» на трагедии, свести счеты с несимпатичными политическими противниками.
Это (хоть и карикатурно) напоминает, как в 1933 году использовали в Германии психически больного человека по фамилии Ван дер Люббе, который поджег рейхстаг, чтобы обвинить во всех грехах инакомыслящих и расправиться с ними. Точно так же в СССР было использовано убийство Кирова, к которому притянули за уши всех, кого смогли. Надеюсь, что наша власть не пойдет таким путем. И уж совсем не следовало бы активничать г-ну Авакову по части борьбы с «радикалами», а точнее — украинскими националистами. Гитлер их не поборол, Сталин — не поборол, и есть подозрения, что и выходец из города Баку, так и не выучивший украинского языка (что не помешало ему сделать блестящую карьеру в Украине), г-н Аваков, тоже не поборет. Не говоря уже о его личной уязвимости — много вопросов к нему может возникнуть. Например, кто выпустил в Россию В.Януковича, кто вместе с Турчиновым сдал Крым, а потом Донецк и Луганск, кто проводил «мудрую» кадровую политику в МВД, которая обернулась крайней засоренностью областного, городского и районного руководства, особенно на Донбассе, и т.д.
Свою позицию по поводу конституционных изменений изложила Юлия Тимошенко. Она еще раз напомнила о письме по этому поводу моральных авторитетов Украины, которое, судя по всему, никакого особого впечатления на власть не произвело. Тимошенко считает, что Путин успешно дрессирует украинскую власть, принуждая идти от уступки к уступке в пользу России: Путин в кулуарах заставляет нас отдавать куски территории, а потом публично заявляет, что не остановит войну. Кому нужна такая игра? По ее мнению, Минские соглашения остановили Запад в попытках более активно действовать против Путина. Действительно, а зачем напрягаться, если есть видимость мира? По убеждению Тимошенко, неголосование по Конституции, вопреки заявлениям Порошенко, не подорвало бы антипутинскую коалицию, ибо Запад ее сформировал вовсе не потому, что любит Украину, а потому, что с каждым днем все больше понимает: Путин — не проблема Украины (хотя и Украина — тоже), а проблема Запада. Нам не надо совершать такой тяжелой ошибки, которой избежали и более слабые, чем мы, государства: Грузия не дала особого статуса Абхазии и Южной Осетии, Молдова — Приднестровью...
Тимошенко уверена: Минские соглашения только замедляют принятие санкций против России.
Общественный деятель Геннадий Друзенко признал, что голосование по Конституции раскололо Украину больше, чем диктаторские законы 16 января 2014 года. При таких условиях противостояние неизбежно. Друзенко подтвердил то, что чувствует и автор этих строк, и многие другие лица, — колоссальное общественное недоверие к действующей власти. Аналитик Владимир Горбач тоже говорил о необходимости восстановления властью доверия к себе... Народ перестал бояться власти, и она должна сделать из этого выводы. А власть действовала так, словно в Украине нет общества, с которым надо считаться.
КРЕАТИВ ИСЧЕРПАН
На канале «1+1» появился Савик Шустер. Но сенсации не произошло. Кажется, креатив там исчерпан. В процессе длительного «кочевья» по телеканалам никаких новых опций Савик не нашел. Все то же — и все так же. Но и в этом своем качестве Шустер возвышается на общем фоне нашего ленивого, неэвристичного, не склонного к постоянному творческому поиску телевидения. Его программа — это хотя бы что-то... А то, что у нас не могут обойтись без «варягов», печально. Приглашать их означает расписываться в собственной никчемности.
Разумеется, Шустер не мог не коснуться событий у Верховной Рады 31 августа. Поэтому задал публике вопрос: «Несет ли ВО «Свобода» ответственность за то, что произошло? 33% ответили — «да», 67% — «нет».
Но, тем не менее, Шустер нравоучительно заметил Тягнибоку: «Ну вот, все равно треть страны считает вас виновными». Не надо бы Савику так всерьез принимать свою «социологию».
Дали слово и Тягнибоку, который потребовал от власти прекратить политические преследования оппонентов. Особенно возмутило его, что еще до всякого расследования власть поспешила назначить виновных. Он напирал на то, что провокация под ВР абсолютно не выгодна «Свободе», и сообщал публике, что если бы лично он, Тягнибок, подозревал о возможной трагедии, то не взял бы с собой на митинг своих детей.
Лидер «Свободы» обвинил власть в провоцировании, напомнив, что сразу после Революции Достоинства те деятели, с которыми он стоял на сцене Майдана, начали против «Свободы» информационную войну. Тягнибок сообщил, что главный подозреваемый — Гуменюк — является бойцом батальона «Січ» МВД Украины, то есть кадр Авакова. Олег Тягнибок рассказал, что Гуменюк пожаловался своему адвокату, что в милиции его били и требовали признать себя членом ВО «Свобода», все остальное дознавателей интересовало меньше...
Как бы там ни было, власть получила сигнал: игры закончились. Либо нынешние властители должны выполнять программу Революции Достоинства, либо идти в отставку. Саботаж реформ, саботаж обороны Украины надо заканчивать.
Выпуск газеты №:
№164, (2015)Section
Медиа