Война и детство
Фотография итальянского репортера Алеcсио Роменци с изображением сирийской девочки рядом с военными получила Гран-при Международного конкурса ЮНИСЕФ «Фото года-2012»
Участие в конкурсе принимали 120 фотографов из 37 стран мира. Как сообщает «Телекритика», эту фотографию девочки уже опубликовали самые известные издания мира, в частности Time, Washington Post, El Pais, Le Monde, Spiegel и другие.
«В зонах военных действий я работаю по различным причинам. Здесь все доведено до крайности. Вы действуете не так, как в обычной жизни. Чувствуете все по-другому. Меня привлекает то, как ведут себя в этих ситуациях люди, — цитирует «Телекритика» Алеcсио Роменци. — Иногда возникает ощущение, что ты находишься не среди человеческих существ. Вояки, похоже, чувствуют себя на арене, где все дозволено. Они готовы убивать и сами же погибать. На мой взгляд, хуже всего мирным людям. Они находятся на пороге пекла, их жизнь перечеркнута. Они борются только для того, чтобы выжить. Когда перед людьми разворачиваются такие события, они возвращаются непосредственно к животному состоянию».
Автор снимка-победителя Алессио Роменци на протяжении своей недолгой карьеры работал исключительно в горячих точках. Он родился в небольшом итальянском селе Колье-Сант-Анджело. Профессионально фотожурналистикой начал заниматься с 2009 года, после окончания Римского Высшего института фотографии и интегрированных коммуникаций. Фактически сразу после начала карьеры репортера начал работать в Египте, Палестине и Израиле, а когда узнал о новых восстаниях в Сирии, поехал туда, где и сделал снимок испуганной девочки.
По мнению журналиста Los Angeles Times Барбары Дэвидсон, которую цитирует «Телекритика», снимок-победитель конкурса итальянского фотографа несет художественную ценность, прежде всего тем, что вызывает у людей немало эмоций и передает глубину трагизма вооруженных конфликтов в наше время. Впрочем, есть и другие оценки того, какой должна быть современная качественная фотография на военную тематику. В частности, фоторепортер Международного информационного агентства The Associated Press Ефрем Лукацкий, которому приходилось работать во многих горячих точках (в Секторе Газа, Чечне, Афганистане, Ираке) убежден, что наибольшая ценность снимка заключается в изображении трагических реалий войны без прикрас. Да и вообще, по мнению эксперта, качественное фото должно вызывать у людей внутреннее душевное сопротивление и сводиться к тому, что в мире не должно быть войн. Фотограф считает, что снимок Алеcсио Роменци победил потому, что в фотоискусстве прослеживается «тенденция к тяготению своеобразного синтеза элементов документальных фотографий с художественными».
— Фотография девочки из Сирии, которую признали снимком 2012 года, невзирая на определенную глубину и лиризм, на мой взгляд, не передает весь трагизм войны и не остановит ее, — считает Ефрем Лукацкий. — Возможно, с художественной точки зрения, это неплохой снимок, но когда знаешь, что твои коллеги работают в эпицентре событий — фактически под пулями — рискуя своей жизнью, чтобы сделать действительно качественную фотографию, а в престижных фотоконкурсах побеждают работы с искривленным отношением к этим событиям, и это, мягко говоря, удивляет. Лучшие фото, по версиям таких конкурсов, побуждают военных репортеров к мысли: зачем лезть под пули и рисковать, когда можно с безопасного места, с дальнего расстояния сделать что-то похожее и получить премии, а также всемирное признание. Мне эта тенденция не нравится. Это напоминает прошлогоднее решение конкурса WorldPressPhoto, когда я сказал, что члены жюри просто никогда не были на войне.
— Получается, что жанр военной фотографии теперь существенно меняется?
— Да. Известный немецкий фотограф Хорст Фаас, двукратный лауреат Пулитцеровской премии, с которым я поддерживал дружеские отношения, перед смертью выпустил книгу «Реквием». В ней он напечатал фотографии вьетнамских авторов, с которыми работал бок о бок и которые погибли, работая на войнах. Когда в очередной раз пересматриваю этот альбом, понимаю, что именно в нем размещены по-настоящему ценные документальные фотографии! Эти снимки показывают реальные кошмары войны, они побуждают общество думать: как остановить войну. Большинство репортеров прежде всего идут в горячие точки, чтобы своей работой попробовать остановить войну, в частности, показав ее без прикрас. Совсем другое дело — фотография перепуганной хорошенькой девочки в цветном платье на фоне военных.
— Но кошмар войны не обязательно передавать только изображением чрезмерного количества оторванных частей человеческого тела и крови...
— Конечно. Журналист — не патологоанатом, который исследует и показывает оторванные головы. Ни в коем случае. Ценность фотографии с войны как раз в том, чтобы передать всю боль, отчаяние, печаль и даже муки пострадавших на войнах, с помощью художественного подхода к трагической ситуации. Репортерский снимок становится произведением искусства, если передает трагическую ситуацию художественными средствами. Всегда должна быть глубина изображаемого.
Сегодня люди не хотят видеть на фото настоящий трагизм и кровь. Мои коллеги из TheAssociatedPress проводили специальное исследование по этому поводу. На ленту новостей они поставили фото, с изображением оторванной головы смертника, подорвавшего себя «поясом Шахида». Коллеги во всех странах мира внимательно следили за тем, сколько изданий напечатают это фото. Ни одно не напечатало! Люди не хотят видеть такие снимки. Газеты и журналы люди читают, между прочим, и тогда, когда пьют кофе или едят бутерброд. Действительно, сегодня прослеживается тенденция к популяризации фотографий с войны, которые подчинены арту, несут эмоциональность и лиризм.
— Вы — автор снимка, на котором солдат американской армии разговаривает с мальчиком во время патрулирования иракского города Тикрит. Скажите, много ли детей вам лично приходилось встречать в горячих точках?
— На войнах, где бы они не происходили, очень много детей и женщин, беспомощных людей старшего поколения. У них часто нет денег, чтобы купить хлеб, поэтому не говорится о выезде в опасные места. Война идет фактически в их домах. Конечно, когда журналист работает в горячих точках, то видит, что больше всего страдают именно женщины и дети, потому они часто являются объектом профессионального внимания. Также немало страдают и гибнут на войнах сами журналисты. Они работают не в таких романтических условиях, как можно увидеть в кино. Каждый понимает, что может не вернуться домой. Со своим человеческим страхом журналисты борются мыслью о результате работы.
Выпуск газеты №:
№3, (2013)Section
Медиа